Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

21 сентября 2014 07.20

Галопом по кухням

В Омске работают лишь 2 кулинарные школы. Эксперты сомневаются в перспективности этого бизнеса и возлагают функцию гастрономического образования на рестораны.

По мнению специалистов, система гастрономического образования в Омске находится на этапе становления. Если в соседнем Новосибирске действуют как минимум 13 кулинарных студий, а в Москве их насчитываются десятки, то у нас искусству готовки обучают лишь в двух школах.

Место встречи изменить нельзя

Первая кулинарная студия появилась в Омске 7 лет назад. Ее открыла владелица учебно-лингвистического клуба «Пигмалион» Инесса Салахетдинова. В рамках школы проводятся кулинарные курсы для учениц разной степени подготовки (школа молодой хозяйки, опытной хозяйки, приготовление блюд разных стран, а также праздничных и летних).

Акцент в школе делается на правильном питании и здоровых блюдах. Стоимость курса — от 3,5 до 4 тыс. рублей за 3 занятия.

А в 2013 году начала свою работу омская гастрономическая студия Bel gusto, ориентированная на более элитарную аудиторию. Управляющей Bel gusto Екатерине Безугловой удалось превратить школу в модное место для кулинарных встреч золотой молодежи и супруг известных омских бизнесменов.
Здесь демонстрируют свое мастерство не только приглашенные шеф-повара, но и сами ученики, которые делятся с «коллегами» различными семейными рецептами. Мастер-классы дает и госпожа Безуглова, окончившая Международную академию итальянской кухни в Тоскане.

По словам Екатерины Безугловой, при стоимости занятия в пределах 2 тыс. рублей на одного человека месячная выручка ее студии составляет не более 100 тыс. рублей.

Инесса Салахетдинова не стала раскрывать свои финансовые показатели, но сообщила, что в месяц ее школу посещают не менее 200 человек.
«Свое занятие я рассматриваю как небольшой бизнес, который позволяет мне жить, но не шиковать, — говорит Салахетдинова. — Мое дело не тиражируется, и оно не вырастет до филиала в каждом районе города».

Хобби без выгоды

Игроки утверждают, что в регионах очень сложно сделать прибыльный бизнес из такого хобби, как увлечение кулинарией.

«Такие проекты не особо интересны с финансовой точки зрения, — сообщила «ДО» Екатерина Безуглова. — Применительно к Омску их можно рассматривать скорее как увлеченность владельца процессом готовки, к которой он пытается приобщить других людей. Как бизнес это у нас не перспективно».

Солидарен с Безугловой и основатель проекта по доставке наборов для приготовления блюд «Хочу дома» Илья Загородний.

«Как обычно, мода на такой сервис пришла из Европы, где шеф-повар — очень престижная и востребованная специальность, — говорит Загородний. — Люди понимают ценность того, что повар делится своими секретами, передает мастерство. Поэтому кулинарная школа там — прибыльный и интересный бизнес. А в наших реалиях кулинарная школа как самостоятельный бизнес, скорее всего, не будет приносить полноценного дохода. Она актуальна в том случае, если у владельца уже есть основной бизнес — лучше, конечно, в ресторанной сфере. В таком случае ее можно развивать как дополнительный источник дохода и как сервис для действующих клиентов. К тому же при наличии базы в виде собственного ресторана или кафе, вложения в этот проект будут минимальными».

Именно с этой сложностью — поиском подходящего для проведения занятий помещения — в свое время столкнулась Анастасия Зайцева, несколько лет назад организовавшая авторские кулинарные курсы.

«Мне нужна была площадь не менее 100 «квадратов», чтобы можно было разместить на ней учеников 2-3 групп и поставить стол, за которым будут дегустироваться блюда и вестись беседа, — поделилась Зайцева «ДО». — И желательно, чтобы это было не в подвальном помещении. Но за умеренную плату такие площади найти очень сложно».

Деньги на стол

Представители омских кулинарных школ не стали раскрывать информацию о суммах вложений в свои проекты. Но, по оценкам экспертов, расходы на организацию гастрономической студии составляют не менее 300 тыс. рублей.

Наиболее затратной частью будет аренда необходимого для проведения занятий помещения и оборудование его под кухню — проведение коммуникаций, ремонт, установка плит, вытяжек и другого оборудования для готовки. Чуть меньших вложений потребуют оборудование зоны для готовки, покупка мебели для столовой, посуды, приборов и декорирование помещения.

Детям место на кухне

Функцию гастрономических гидов, как говорят эксперты, в Омске скорее выполняют не малочисленные кулинарные школы, имеющие довольно ограниченную аудиторию, а рестораны высокого ценового сегмента. Именно они организуют широко разрекламированные мастер-классы известных в кулинарном мире звезд, гастрономические путешествия и гала-ужины.

Например, в ресторане-клубе Base недавно побывал с недельными гастролями шеф-повар сети московских ресторанов Lе Ragout. Гость провел мастер-классы, дал два специальных ужина и популяризировал французскую кухню с привязкой к местным реалиям. В это же время в другом омском ресторане — «Сенкевиче» — прошли гала-ужины с участием итальянского шеф-повара ресторана Cantinetta Antinori, принадлежащего Аркадию Новикову.

В ряде омских ресторанов практикуются также специальные кулинарные занятия для детей. Такой опыт есть, например, у сети ресторанов «Il Патио». По выходным и праздничным дням здесь организовали поварские курсы для малышей. Кулинарные занятия для подрастающего поколения и их родителей проводит и кофейня Traveler’s Coffee.

Впрочем, представители кулинарных школ не рассматривают рестораны в качестве своих конкурентов.

«Таким образом они повышают лояльность своих клиентов, — говорит Екатерина Безуглова. — Это хоть и вполне стандартные имиджевые проекты, но они эффективны. Я сама хожу в наши рестораны на известных шеф-поваров».

Кроме ресторанов дети могут получить основы кулинарного искусства, например, в школе маленьких поварят при Ассоциации кулинаров Омска или в семейном клубе «Мамин дом». Для последнего, впрочем, организация занятий на кухне — лишь сопутствующая основному виду деятельности услуга.

Путешествие за трюфелем

В крупных городах страны помимо ресторанов роль кулинарных педагогов выполняют туристические агентства, организующие винные и гастрономические туры за границу. В Омске также предлагаются путешествия в страны с богатыми кулинарными традициями.

Через месяц, например, можно отправиться в Италию на «Охоту за трюфелями». Кроме этого у местных гурманов есть возможность побывать на винодельческом предприятии актера Пье-ра Ришара, научиться готовить супы и десерты в Таиланде или отправиться в традиционный винный вояж в Бургундию и Шампань.

Впрочем, как отметили в разговоре с «ДО» представители местных турагентств, гастрономические и винные путешествия в Омске не популярны.
«Ввиду климатических особенностей региона клиенты предпочитают покупать пляжные и экскурсионные туры, — рассказала директор туристического агентства «Веритас» Елена Вотякова. — Гастрономические путешествия же — это выбор гурманов, ценящих высокую кухню и элитные алкогольные напитки. Этот сегмент туров относится к совершенно иной ценовой категории, нежели привычные для многих Таиланд и Турция».

Комментарий

Инесса Салахетдинова, основательница первой кулинарной школы Омска

«Мой бизнес замкнут только на мне. Это моя культура, мой жизненный опыт. Я пытаюсь изменить качество нашей жизни, учу не ходить в рестораны и кафе. Моя задача — теплый дом со вкусной и полезной едой.

Рынок в Омске совершенно свободен, и перспективы для развития системы кулинарного образования, безусловно, есть. Сейчас сложно научиться готовить у родителей, потому что они ориентируются на другие продукты, на другое оборудование, на другие системы питания. Поэтому кулинарные занятия востребованы и молодыми людьми, и опытными хозяйками».

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий