Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

18 апреля 2017 18.53

ОСАГО по-натуральному

Закон о натуральных выплатах по ОСАГО избавит страховщиков от автоюристов и поможет сэкономить 125 млн рублей в месяц.

Фото: damages.ru

Недавно Владимир Путин подписал федеральный закон о натуральных выплатах по полисам ОСАГО. Это означает, что денежные выплаты после ДТП будут заменены ремонтом автомобиля.

Ремонт вместо денег по умолчанию предусмотрен для всех автовладельцев-физлиц, однако в некоторых случаях все-таки можно будет получить деньги.

Например, при полном уничтожении автомобиля, гибели потерпевшего, причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью.

Еще денежная выплата возможна, если стоимость ремонта превышает лимит возмещения ОСАГО (сейчас это 400 тыс. рублей), а потерпевший не соглашается доплатить. Помимо этого, на выплату могут претендовать инвалиды первой и второй групп.

Закон также разрешает расчет деньгами, если между потерпевшим и страховщиком будет достигнута соответствующая договоренность. Клиент сможет потребовать деньги еще и в том случае, если страховщик не предложит станцию ремонта, соответствующую требованиям закона.

Ремонт по ОСАГО предусматривает использование новых запчастей, только если сам автовладелец не согласится на другой вариант. Станцию обслуживания будет выбирать потерпевший, но только из предложенного страховщиком списка. Если автомобиль младше двух лет, то предполагается ремонт у официального дилера.

По новым правилам, время сервисных работ не должно превышать 30 рабочих дней, при этом центр обслуживания не может находиться дальше 50 километров от места аварии или места жительства потерпевшего.

Беда автоюристов

В целом участники страхового рынка относятся к новому закону позитивно.

«Год они к этому готовятся. Я знаю, что у брендовых компаний есть свои дилеры. Не думаю, что будут проблемы», — сказал в интервью агентству «Москва» президент Российского союза автостраховщиков (РСА) и Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. По его мнению, проблемы могут возникнуть только в далеких регионах, где СТО находятся за 70 или 200 км, но там возмещение можно получить деньгами.

Директор департамента по постпродажному обслуживанию ГК «АвтоСпецЦентр» Евгений Гришкевич считает, что новый закон может избавить рынок от недобросовестных автоюристов. Нововведения снижают объемы выплат из компенсационного фонда РСА, а натуральное возмещение практически полностью исключает денежный вопрос в отношениях между автовладельцами и страховыми компаниями.

«В 2016 году объем страховых выплат автовладельцам из компенсационного фонда Российского союза автостраховщиков составил около 5 млрд рублей, из них примерно 30% были получены недобросовестными автоюристами. После вступления в силу закона о натуральном возмещении по ОСАГО страховые компании будут экономить на выплатах примерно по 125 млн рублей в месяц по сравнению с 2016 годом», — считает он.

А доцент кафедры «Ипотечное жилищное кредитование и страхование»

Финансового университета при правительстве РФ Юлия Грызенкова полагает, что для автовладельцев новый закон может повлечь определенные трудности.

«Пострадавшему, конечно, удобнее получить ремонт и не доплачивать из-за необходимости учитывать износ. Но может возникнуть вопрос с качеством ремонта и гарантийным обслуживанием, так как стоимость ремонта по поправкам в законодательство об ОСАГО нормируется и может составлять меньше необходимой для качественного ремонта с использованием оригинальных запчастей. Проблематичным может быть и использование ремонтных сервисов в пятидесятикилометровой зоне от дома потерпевшего. Для жителей крупных городов, привыкших к близости автосервисов, это точно может стать неприятным сюрпризом», — говорит эксперт.

Комментарий

Жуков Дмитрий,главный страховой аналитик портала Banki.ruРынок ОСАГО как минимум получит передышку, которая будет длиться не менее полугода, — срока, в течение которого станет понятно, как развивается ситуация с урегулированием по новым правилам, смогли ли изменения искоренить проблемы, для решения которых они вводились: неконтролируемый рост околостраховых выплат — судебных и прочих расходов.
Потенциальные сложности у страховщиков могут возникнуть в связи с утвержденными требованиями к организации ремонта и сервисам, на которые можно направлять потерпевших. Практика каско показывает, что взаимодействие страховщиков и сервисных организаций не вызывает серьезных нареканий, а количество урегулированных страховых случаев еще в 2015 году было фактически идентичным. Конечно, в ОСАГО значительно шире ассортимент автомобилей и их возраст разный, будут встречаться автомобили, на которые сложно в отведенные 30 дней даже доставить запчасти, но такие случаи не будут превалировать, и, наконец, никто не отменяет денежную компенсацию.
Наибольшую пользу нововведения принесут автолюбителям, которые не ставят себе цель заработать на страховом возмещении, а просто хотят получить транспорт в восстановленном виде. Теперь им не придется беспокоиться о размере выплаты, параллельно выискивая сервис и запчасти, позволяющие уложиться в выплату. Страховщики же получат значительно больший контроль над соответствием размера выплаты фактическому ущербу, но на данный момент непонятно, как изменится убыточность. В первом приближении средняя выплата должна вырасти на 12-15% за счет отмены износа. Примерно такие же средства предполагается сэкономить за счет исключения из цепочки автоюристов.
Но существует много неопределенных факторов, начиная от соответствия содержащихся в Единой методике (на основании этого документа производятся выплаты сегодня) цен на запчасти, работы и материалы, реальным ценам, на которые страховщики смогут договориться с сервисам, заканчивая колебаниями курса рубля. Среди сервисных центров произойдет перераспределение объемов, которые будут соответствовать утвержденным требованиям и готовы договариваться со страховщиками.

Самое актуальное в рубрике: Финансы

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий