Станислав Жоглик: «Онтология журналистики: зачем Компанейщиков с Сумароковым морочат голову губернатору?»
Начальник главного управления информационной политики области Станислав Сумароков опубликовал на сайте «ВОмске» критический материал об омских журналистах и журналистике вообще.
Руководитель ведомства, чья основная функция отвечать за коммуникацию власти со СМИ, выбрал для этого весьма оригинальный способ — публично расписался в собственной беспомощности и переложил ответственность, конечно, на прессу. Мол, гонят чернуху, пишут о никому не интересных мелочах, всюду ищут виноватых и так далее.
За 12 лет работы в этой отрасли (на днях кстати отпраздную очередную дату) я свыкся с таким обывательским мнением и даже в какой-то части оправдываю его. Коллеги, надеюсь, позволят мне выступить от имени профессионального сообщества, чтобы прояснить некие моменты...
Современная медиасфера и современное медиасознание — это почти магия. Ее законы доступны не всем. И уж тем более не диванным аналитикам, одновременно разбирающимся в футболе, кинематографе, политике и т. д.
Журналист — уже устаревшее слово. Нынешних работников сайтов точнее называть информационными технологами. Хорошему специалисту уже недостаточно только писать заметки (классическая журналистика), ему необходимо правильно упаковывать — продавать свой материал (маркетинг), вычислить каналы дистрибуции (инфологистика, SMM), просчитать реакцию потребителя (психология), анализировать и предугадывать развитие отдельных сегментов и отрасли в целом (пророчество, хотя мне больше нравится модное словечко — визионерство).
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется...» — говорил Тютчев во второй половине 19 века. А мы, медийщики в 21 веке, уже не имеем права повторять его слова. Развитое медиасознание обязано постоянно искать ответ и на этот вопрос.
Я с искренней человеческой симпатией отношусь к Станиславу Валерьевичу: он имеет позицию, его, пожалуй, можно назвать идеалистом, он открыт, раним, но незлоблив, этакий балагур Фальстаф от медиа. Но прежде чем давать оценку его высказываниям, посмотрим на его профессиональные корни… Работа на телевидении, затем пресс-службы-пресс-службы, работа в газете, и снова пресс-службы-пресс-службы… Отсюда даже родился его шуточный (надеюсь) афоризм, что начальник ГУИП — это вершина карьеры для журналиста. И при этом Сумароков ни единого дня не трудился на сайте — самой интерактивной медиаплощадке, самой близкой к людям. Это видно и по его странноватым размышлениям о соцсетях и журналистике, и по некорректным выводам, и по пропаганде других вредных стереотипов.
Я уже не раз писал, что онлайн-журналистика, благодаря современным метрикам, лучше всего прощупывает свою аудиторию: от пола и возраста до видеомониторинга каждого клика.
Поэтому в том, какие новости потребляет население, в большей степени виноваты не журналисты, и даже не власть (как бы ни были привлекательны оба тезиса с обывательской точки зрения), а абстрактное слово — среда.
Общество диктует свои законы, голосуя за тот или иной продукт. Распространено заблуждение, что СМИ формируют мировоззрение. Это в эпоху-то информационного хаоса и мультиканальности? На самом деле СМИ готовят контент под запросы уже сформированного потребителя.
Медиа — все-таки бизнес, хоть и крайне тяжелый в последние годы, но он до сих пор действует по принципу «спрос рождает предложение». Какой смысл стоять на рынке с пряниками, если все потребители перешли на кукисы или круассаны с вареньем?
По специальности я культуролог, был бы рад пообщаться с читателем и на высокие темы. Скажем, чем софийность Семена Франка отличается от софийности отца Павла Флоренского, или почему Хайдеггер посвятил книгу «Бытие и время» Гуссерлю, а тот не согласился с этим посвящением.
Но кому это надо? Если бы люди реально хотели только позитива, наш сайт уже сейчас бы собрал в два раза больше трафика, ведь на «Новом Омске» нейтральной и позитивной информации несравнимо больше, чем скандальной. Только сразу оговоримся и не будем считать «негативом» криминальные и житейские драмы. Без сомнения это трагедии, очень печальные события, но и они необходимы обществу. Это сигналы для населения — один из маркеров структур повседневности.
Позвольте еще немного порассуждаю как бывший культуролог и перейду к главному.
Не любить журналистов — это нормально. Но классическую литературу-то, надеюсь, мы все любим. Взять хотя бы «Сатирикон» — роман Петрония, прозванного за образованность и великолепный слог, арбитром изящества. Все немногие сохранившиеся главы этого образчика классики римской литературы повествуют нам о двух друзьях-гомосексуалистах с их педофильскими наклонностями, обжорстве на пирах, его мельчайших деталях и прочих мелких глупостях и гадостях. Однако через это раскрывается та эпоха.
Вам эти мелочи ничего не напоминают? Например, ту жвачку, которую программный директор фестиваля «Движение» Стас Тыркин — образчик современной культуры — приклеил на стойку у ковровой дорожки. А потом часами рассуждал о том, что это никому не интересно («я за вами две остановки бежала, чтобы сказать, как вы мне не важны»).
Уверяю вас, и великий баснописец Эзоп, и наш Крылов ухватились бы за этот парадоксальный сюжет и сочинили бы отличные басни, которые мы ныне почитали бы за классику.
Впрочем прелюдия затянулась. Основной проблемой всей этой истории я считаю либо сбитые настройки рефлексии у наших уважаемых профильных чиновников, либо… но об этом чуть позже. Давайте рассмотрим это на примере Сумарокова и его начальника Владимира Компанейщикова, который связан с медиа еще меньше, чем начальник ГУИП, но при этом отвечает за отрасль.
Как-то раз, после нелепого доноса (под видом аналитической записки) на имя губернатора от Сумарокова и Компанейщикова, я встречался с этими специалистами. Наши информационные ресурсы они обвинили в каких-то диких, нелепых вещах, скажем, «четко спланированной атаке неявного действия», «сначала идет нейтральный материал об области, далее идет слегка негативный поток в сторону города и потом резкий вброс на область, так называемый культурный негатив, когда впечатление как от БК, но выражено интеллигентным языком». Ниже прилагался список отборного «негатива, вбросов и информационных атак...» Например таких: «Леонид Якубович попросил губернатора решить проблему с омскими школами» или «В Омской области заморозили премии лучшим юристам» — всего 12 заметок. Да уж, прямо информационный терроризм, как только правительство не рухнуло?
Чисто из любопытства подсчитал, сколько вообще новостей о губернаторе мы написали за обозначенный период — оказалось чуть больше 100 штук. То есть примерно 85-90% имели абсолютно нейтральный, а то и позитивный характер. Елки-палки — 90%!!!
И страшно даже не то, что через призму этих филькиных грамот губернатор формирует свой взгляд на медиапространство, борется с выдуманными врагами и так далее... Страшно, что профильные чиновники, которые ругают СМИ за сплошной «негатив», сами не замечают позитива. В упор его не видят. Как и в случае с освещением фестиваля «Движение»... Тыркин не смог вспомнить ни одной положительной заметки в омских СМИ о фесте. А их только на нашем сайте 18 штук — абсолютно позитивных, информативных. При всем моем уважении к коллегам с правительственного ресурса «Омскрегион», за который как раз отвечают наши румяные критики — Сумароков с Компанейщиковым, — я нашел там всего два материала о кинофесте. А ведь это губернаторское мероприятие, которое он открывал.
Так вот на той встрече я спросил у Компанейщикова, почему они не замечают в нашей газете и на сайте таких абсолютно позитивных рубрик, как «Свое дело», о начинаниях молодых предпринимателей, которые мы каждую неделю пишем бесплатно ради популяризации бизнеса, а видят только негатив? Владимир Борисович лишь рассмеялся в ответ. Естественно, он все понимает, но у него иная цель — жонглировать информацией и общественными предрассудками ради своей выгоды, придумывать мнимые угрозы, чтобы столкнуть лбами тех или иных влиятельных политиков. Недаром Компанейщиков сказал тогда, что эта «аналитичка» не его позиция, а якобы позиция самого губернатора. Видимо, понимая, что он ходит по краю, вице-губернатор извинился и признал, что они переборщили с выводами.
И что же мы видим спустя полгода? Оба снова пошли в народ со своим любимым манипулятивным лозунгом «во всем виноваты СМИ» и так далее. И вновь Станислав Сумароков пишет в СМИ негативный накат на журналистов и призывает их к «неделе добра». Хотя сам с трудом сдерживается, чтобы с кем-то не зарубиться в социальных сетях.
И я уж не говорю, что негоже чиновникам публично критиковать представителей отрасли, которую они пытаются регулировать. Это как министр промышленности пригласил бы директоров предприятий и публично бы их разносил, чтобы эффективнее взаимодействовать.
Надеюсь, коллеги сделают выводы из своих ошибок, иначе Виктору Назарову стоит продолжить эффектное обновление команды.
Для решения проблемы так называемого негатива в СМИ, нужно понять простую вещь. Этот негатив, в первую очередь, находится в нас самих. Страсть и интерес к конфликтам и трагедиям, в том числе и чужим — наша генетическая основа, наша экзистенциальная потребность. Она существует от века и до нынешних времен. От запада до востока и с севера на юг. Мудрые притчи самой читаемой в мире книги — «Библии» — построены на конфликте. Это они были в начале. Вся человеческая культура построена на неком столкновении интересов — от наскальной живописи до кинематографа. Разве кто-то кричит, что надо уничтожить памятники искусства, потому что в их основе содержится идея насилия?
Да, журналисты пользуются этой генетической предрасположенностью человека, радикалы даже могут сказать, что журналисты паразитируют на ней. Хотя с таким же успехом можно обвинить ритейлеров в том, что они паразитируют на естественной потребности человека в еде.
Задача современного медианалитика — видеть в секундной стрелке — часовую.
Почему людей так привлекают материалы о смертельных случаях? Потому что многие примеряют дальнюю смерть на себя. Как и любая древнейшая традиция публичных похорон. Люди приходят к гробу. Люди пытаются понять тайну смерти. Это онтология, друзья.
А вы говорите, чернуха.
Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 18 (172) от 10 мая 2017 и на сайте ИА «Деловой Омск» (свидетельство ИА № ТУ55-00493 от 25.03.2015 г.)
Самое актуальное в рубрике: Власть
Больше интересного в жанре: Мнения
Просмотры: 7038
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 13):
Да и сайт для выражения своего мнения выбрали, где публикуются Корб, Минжуренко, Завьялова и т.д. Вы не считаете, что им стоит назваться Pytayakolonavomske.ru?