Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

14 мая 2017 07.00

Денис Горшков родился в 1979 году. В 2001 году окончил Саратовский государственный экономический университет. Там же окончил аспирантуру и получил степень кандидата экономических наук. Начал карьеру как менеджер по маркетингу и закупкам в компании ВКТ-Р. С 2004 по 2007 годы — старший менеджер по международной дистрибуции в компании «Первый канал. Всемирная сеть». 2007—2011 гг. — руководитель закупок телевизионного контента в России и СНГ в компании Viasat Broadcasting UK. В «Амедиа» начал работать в 2011 году в должности руководителя вещательных проектов. С декабря 2015 года занял должность генерального директора этой компании.

Выручка онлайн-кинотеатра «Амедиатека» в прошлом году выросла на 112% — до 600 млн рублей. Чистая выручка компании составила в 2016 году 400 млн руб. Выручка всего телевизионного бизнеса вместе с бизнесом онлайн-кинотеатра в прошлом году выросла до 1,3 млрд рублей, рост по сравнению с 2015 годом составил 40%.

Денис Горшков: «Нам приходилось объяснять, зачем вообще за этот контент платить»

Наше общение с Денисом Горшковым началось чуть раньше, чем интервью. Я оказался рядом с ним на питчинге молодых режиссеров и сценаристов, которые представляли свои проекты в рамках фестиваля дебютов «Движение». Зная, что предстоит интервью, я внимательно наблюдал за Денисом. Интерес, который был к первым проектам, практически иссяк к концу питчинга. Почему поскучнел генеральный директор одного из самых активно развивающихся российских интернет-ТВ, удалось выяснить к середине интервью.

Денис, «Амедиатека» известна как интернет-прокатчик масштабных дорогостоящих кинопроектов. Например, только на Западе состоялась премьера сериала «Большая маленькая ложь», как российский зритель уже смог увидеть этот сериал в базе «Амедиатеки». Я уже не говорю об «Игре престолов». Зачем вы здесь? Что за зигзаг в сторону российского кино?

— Скорее, это зигзаг интереса к собственному производству, который абсолютно понятен и закономерен. Пришли мы к этому не сразу. Изначально мы собрали все лучшие сериалы мира, все сливки полнометражного кино, короткого метра. Получив это, мы поняли: для того чтобы расти дальше, нужен контент, который понятен и близок нашей аудитории. С местными историями, с нашим юмором и нашими лицами. Да, наш интернет еще не дошел до той степени монетизации, которая позволяла бы делать полномасштабные драмы, эпические полотна. Сейчас у производителей кино есть два пути. Первый, когда продукт снимается и монтируется сразу две версии для двух носителей: телевизора и интернета. Только интернет-версия отличается более откровенной историей, более жесткой, может быть, даже «чернушной» подачей. Премьера такого интернет-сериала должна проходить в сети за полгода до показа на ТВ. Второй вариант, который как раз сегодня и обсуждался, это короткие истории, которые делаются конкретно для интернет-монетизации. Тут тоже возможны варианты: фильм может быть выложен бесплатно, а деньги будут поступать лишь в виде отчислений за рекламные прероллы. Монетизация возможна и через онлайн-кинотеатры, например «Амедиатеку». Все понимают, что время интернет-ТВ уже пришло, но все боятся. Слишком велики риски и вопрос окупаемости стоит достаточно остро.

То есть телевизор «умирает»?

— Нет. Пока не умирает. Просто аудитория поделилась на две абсолютно разные группы. Есть люди, которые смотрят дома телик и счастливы (это, как правило, более старшая аудитория), а есть достаточно молодые люди, кому телик не нужен вообще, они живут в интернете. Вот мы и говорим о занимании как раз этой ниши, которая будет расти вместе с аудиторией. Других вариантов нет.

По сути, «Амедиатека» направлена исключительно на интернет-аудиторию. Но тот же «Карточный домик» интересен скорее аудитории «40+»… Пытаетесь таким образом подтянуть «старичков» к своей аудитории?

— Мы не позиционируем себя исключительно как интернет-сервис. У нас есть еще одно основное направление бизнеса: это «Амедиа-ТВ», в котором четыре платных канала. И контент транслируется и на онлайн-сервисе, и на ТВ-каналах. Как раз здесь мы охватываем более старшую аудиторию, для которой смотрение с пультом в руках является более привычным. А «Амедиатека» — для молодых. Но благодаря тому, что это платный сервис, то ядро целевой аудитории старше. Мы определяем ее возраст как «25/45». Это как раз те люди, которые уже привыкли платить в интернете. Они не зависают в торрентах, не ищут бесплатный контент на «Ютубе» или пиратских сайтах. И количество этих людей возрастает.

В этом есть ваша заслуга?

— Нам пришлось для этого много сделать. Особенно в первые годы существования «Амедиатеки». Это был колоссальный объем просветительско-образовательной работы, в ходе которой нам приходилось объяснять, зачем вообще за этот контент платить, когда он бесплатно валяется на торрентах. Нам удалось «воспитать» своего зрителя. Да, ядро целевой аудитории «25/45». Но, например, «Игра престолов» интересна и шестнадцатилетним подросткам, а уже упоминавшийся вами «Карточный домик» и сериал «Служба новостей» смотрят ваши коллеги журналисты и политологи с датой в паспорте 70-х годов прошлого века.

Аудитория поделилась на две абсолютно разные группы. На тех, кто смотрят дома телик и счастливы, и тех, кому телик не нужен вообще, они живут в интернете.

Давайте вернемся к теме интернет-сериалов. Тех, кто заявлялся на питчинг фестиваля «Движение», можно разделить на две группы: тех, кто собирается работать над фильмом, пытаясь создать высокотехнологичный продукт, и тех, кто будет делать это в стиле «хоум-видео». Какое из направлений, на ваш взгляд, более перспективное? Какой запрос сейчас: на простые стримы, снятые на телефон, или высококачественный контент?

— Давайте вернемся к тому, почему я здесь. Изначально «Амедиатека» позиционировала себя под слоганом «Лучшие сериалы планеты», приведя в Россию эксклюзивный контент НВО, SHOWTIME, ВВС и других американских компаний. Но с прошлого года мы начали активно развивать российскую нишу. Сейчас мы используем и закупную продукцию, и развиваем собственное производство. Какой бы крутой ни была «Игра престолов» и весь контент НВО, мы не забываем, что находимся в России и нас смотрит русскоязычная аудитория. Нам нужны свои локальные, понятные и актуальные истории. Поэтому, когда поступило предложение поучаствовать в пятом фестивале «Движение», я с удовольствием сюда приехал. Приехал с надеждой увидеть и услышать много интересного.

Теперь — к вашему вопросу. В интернете заработать очень сложно. Да, сейчас появляется все больше людей, которые создают свой контент и размещают его на видеохостингах и нормально зарабатывают. Для себя. Но нельзя путать эти мини-сериалы, часто «сделанные на коленке», с тем продуктом, который сделан для телевизора и кинотеатра. Это разные ниши.

К сожалению, для нашего платного сервиса, на котором лежат лучшие сериалы планеты, материалы «для Ютуба» не подходят. Мы не положим «самоделку» рядом с сериалом, за который мы заплатили… не буду называть цифру, скажем, много денег. Аудитория, купившая подписку на «Амедиатеку», нам платит деньги за контент высокого уровня. А те «упражнения», которые мы видели сегодня, подходят для свободного и бесплатного размещения в интернете.

Если говорить о том, что хотим сделать мы, то это проекты более сложного, телевизионного формата. Эти продукты мы готовы оплачивать с тем прицелом, чтобы потом расширять права на трансляцию и на эфирных каналах, и на платных интернет-сервисах, чтобы окупить вложения, которые мы сделали.

Как пережили кризис? Почувствовали его на себе?

— Да, и очень крепко почувствовали. Особенно в 2014 и 2015 годах. Мы работаем на контенте, который покупаем за доллары. А курс вырос в два раза. Расходы — долларовые, доходы — рублевые, поэтому нам приходилось, с одной стороны, проводить дополнительные переговоры со студиями и снижать цены, с другой стороны, повышать цены на наши услуги. И это было необходимостью, чтобы сбалансировать ситуацию. В 2016 году удалось найти некий баланс, а сейчас уже есть некоторое оживление. Достаточно быстро растем.

На чем растете?

— Если раньше нас «кормили» наши платные телеканалы, то сейчас растет прибыль «Амедиатеки», онлайн-сервиса. Растут больше всего мобильные приложения, прежде всего iOS, в плюсе — приложения для Смарт-ТВ. Народ все равно предпочитает смотреть наш контент на большом экране.

Сегодня едва ли не у всех информационных интернет-агентств есть возможность размещения видеоконтента. И там достаточно часто размещают новости в формате стрима. Как вы думаете, будут ли интернет-новостийщики выходить на новый уровень видео, покупая современную аппаратуру, оборудуя студии, словом, становясь большим конкурентом для эфирного телевидения, чем это было раньше?

— Это уже началось. Сегодня на информационных ресурсах появляются яркие, хорошо сделанные и смонтированные рекламные сюжеты. Будет расти и качество информационных историй. Хотите пример? На днях в интернете появилось «Дружко-шоу». Оно сделано уже на высоком профессиональном уровне с использованием спецэффектов. Совершенно иная подача. Уверен, что будут появляться видеоистории про высокие технологии, которые лучше показать, чем рассказывать.

И немного о тенденциях. Как вам кажется, что будет востребовано в вашем сегменте в ближайшее время?

— Во-первых, о тренде, который появился несколько лет назад в Штатах и сейчас понемногу заходит и в Россию. Сериалы перестали быть «мыльными». Сегодня они, прежде всего, выражение некоей авторской точки зрения больших режиссеров из кино. Режиссеры привели с собой больших актеров. Как ни странно, в сериалах и те и другие могут позволить себе бОльшую творческую свободу. А кино уходит в сегмент коммерческих блокбастеров, направленных на активное потребление попкорна и кока-колы. Другие фильмы, к сожалению, плохо себя окупают. Но мы все равно делаем ставку на интеллектуальные фильмы и сериалы. Например, «Рай» Кончаловского. Или российский сериал «Ольга» — острое высказывание на темы современной России. Лично для меня важно, чтобы зритель имел возможность задуматься. Поэтому у нас всегда будет кино, которое можно назвать срезом современной жизни.

Но во время питчинга вашим коллегой была произнесена фраза: «Кино должно быть или страшным, или смешным, а лучше страшно смешным». А как же ваше устремление к кино «про подумать»? Не выбивается из бизнес-модели?

— Здесь опять надо разделить форматы. Если говорить о коротком формате сериалов, который мы обсуждали сегодня, то, пожалуй, мой коллега прав. И это не только российский, но и мировой тренд: должно быть емко, коротко, смешно и страшно. Если же говорить о полноценном формате, то в «Амедиатеке», например, очень плохо смотрят комедии и есть большой запрос на интеллектуальные и фэнтези-драмы, как «Игра престолов». У нашего контента три маркера: сложно, умно, интеллектуально. Это должно оседать у тебя в голове, чтобы ты вернулся на следующую серию.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 18 (172) от 10 мая 2017 и на сайте ИА «Деловой Омск» (свидетельство ИА № ТУ55-00493 от 25.03.2015 г.)

Самое актуальное в рубрике: Культура

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий