Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

12 мая 2017 19.17

Людские ресурсы войны

Есть в исторической науке такое понятие, как «точка бифуркации». Так обозначается событие, которое становится переломным моментом в истории страны или всего мира. Для Омска, вне всякого сомнения, точкой бифуркации стала Великая Отечественная война.

Фото: pikabu.ru

Из заштатного сибирского городка, который был проклят советской властью за то, что когда-то стал столицей белой России, Омск становится крупнейшим производственным и промышленным центром. А вся промышленность того времени была направлена на оборону.

В Омскую область было эвакуировано более ста предприятий. Так, на базе Омского паровозовагоноремонтного завода за 1941-1945 гг. было выпущено почти семь тысяч танков Т-34 — лучших танков Второй мировой войны. Объединив несколько заводов в один мощный кулак, промышленность СССР получила единое производство, которое за годы войны выпустило 78 пикирующих бомбардировщиков ТУ-2 и более 3,4 тыс. истребителей ЯК-7 и ЯК-9. Но сегодня мы предлагаем вспомнить не о числах, а о людях, которые совершали этот трудовой подвиг.

Украинские корни

Завод, который большинство омичей знают как ОМПО им. П. И. Баранова, был образован на Украине, в городе Запорожье, в 1916 году и был одним из крупнейших предприятий по производству моторов: сначала автомобильных и тракторных, затем авиационных. Украина первой приняла на себя удар немецко-фашистских захватчиков. Уже 12 августа 1941 года был отдан приказ наркома авиационной промышленности А. И. Шахурина об эвакуации завода в Омск, а последний эшелон с оборудованием, работниками, их семьями покинул украинский город 28 сентября. Среди тех, кто ехал строить, по сути, новый завод в Сибири, был и мой дед, Николай Горишняк.

Дед не любил рассказывать о том, насколько тяжелыми были первые месяцы работы. Из его коротких рассказов помню, что завод возводили практически в чистом поле. Первые станки устанавливали еще под открытым небом, под временными навесами, и начинали работать. Времени было мало: фронту нужны были самолеты. Слова моего деда подтверждает и ветеран труда Александр Николаевич Стариков, который вместе со многими запорожцами проделал нелегкий путь в Омск: «Немцы не ждут», — говорили нам с первых дней войны старшие товарищи. Изделия испытывались одно за другим, строго по графику. Спрос за результаты был жесткий. Но и отношения были человеческие. Помню случай, когда после окончания смены к нам обратился директор с просьбой поработать сверх-урочно. Мы не отказались, выполнили задание, и за это получили по буханке теплого хлеба».

По самым скромным подсчетам, дислокация завода на новом месте потребовала заново смонтировать более 2000 единиц основного оборудования, изготовить около 2500 единиц нестандартного оборудования и почти 6000 единиц оснастки.

Усилия не пропали даром. Уже 7 ноября 1941 года, в день 24-й годовщины Октябрьской революции, был испытан первый двигатель М-88Б, собранный на новом месте, а через два месяца завод заработал в полную силу. Первой продукцией стало оснащение для дальних бомбардировщиков Ил-4. В 1943 году освоен выпуск двигателя АШ-82ФН — на истребители Ла-5ФН и Ла-7, бомбардировщики ТУ-2 и Пе-8. Всего на предприятии за годы войны было изготовлено более 20 000 двигателей.

Из-за решетки — в небо!

Ничуть не легче условия были и при строительстве на новом месте Московского опытно-конструкторского авиазавода № 156 и Тушинского серийного авиазавода № 81. Директором «москвичей» стал прославленный Герой Советского Союза А. В. Ляпидевский. 4 июля 1941 года был издан приказ Наркомата авиационной промышленности «Об организации в г. Омск авиационного завода».

Новому заводу был поручен выпуск фронтового бомбардировщика конструкции А. Н. Туполева — ТУ-2. Машина, обладавшая уникальными тактико-техническими данными, могла существенно усилить советские ВВС и отнять у немцев преимущество в воздухе. Но для этого необходимо было запустить ее в серию на заводе в Омске. И уже в ноябре 1941-го завод собрал первый опытный образец.

Вместе с рабочими московских заводов в Омск приехали и заключенные. Это были сотрудники знаменитой «шарашки», ЦКБ № 29 НКВД, где были собраны ведущие авиационные конструкторы страны. Среди них был и Сергей Королев, будущий конструктор первых космических аппаратов. Несмотря на статус ЗК, Сергея Павловича направили руководить внедрением бомбардировщика в производство. А главный конструктор Андрей Николаевич Туполев — человек, чье имя носил первый самолет, выпущенный авиационным заводом, — прибыл в Омск уже не в качестве заключенного. Его освобождение состоялось накануне отъезда в Сибирь.

К 1944 году завод достиг высокого уровня производства, выпуская по пять машин в день.

Чаще всего в дни празднования Великой Победы вспоминаются те, кто шел в атаку, отвоевывая у фашистов родную землю. Но не меньших слов благодарности достойны наши земляки, которые в нечеловеческих условиях смогли совершить настоящий подвиг, результатом которого стал наш сегодняшний город. Наш Омск.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 18 (172) от 10 мая 2017

Самое актуальное в рубрике: Промышленность

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий