Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

18 мая 2017 07.00

Война элит или истинная демократия?

В Омской области стартовал довольно продолжительный электоральный цикл, который закончится, вероятно, лишь в марте 2018 года, вместе с выборами главы государства. Почему вероятно? Потому что результаты трех предстоящих кампаний (выборы в Горсовет, выборы мэра и президентская кампания) могут оказать существенное влияние на решение федерального центра о замене/сохранении на посту высшего регионального должностного лица.

Фото: pixabay.com

Редакция «Делового Омска» проанализировала возможные сценарии местных кампаний и, соответственно, возможные сложности для региона в целом и его руководителей в частности.

О политическом кризисе в Омской области не пишет только ленивый. Справедливости ради надо сказать, что есть и такие, кто кризиса не видит. В большинстве своем это люди, возглавляющие тот или иной участок работ на региональном политическом поле. Им оппонируют не всегда стройные ряды политологов и политконсультантов, уверенные, что в «Датском королевстве» не все в порядке. Политолог Инна Ветренко, говоря о кризисе, акцентировала внимание на следующем: «В Омской области политический кризис присутствует, хотя его нельзя назвать системным. Системный кризис — это полный сбой. Мы имеем точечные проявления кризиса. И сейчас пока еще есть возможность путем проведения реформ этого кризиса избежать». Многие придерживаются более радикальной точки зрения. Генеральный директор федеральной экспертной сети «Клуб регионов» Сергей Старовойтов так прокомментировал ситуацию в региональной политике: «Тема омского политического кризиса — одна из самых острых. Поэтому и эксперты, и журналисты с каждым днем будут говорить об этом все больше. Мейнстрим и повестка, что тут поделаешь».

И вправду, политические журналисты довольно потирают руки. Так, главный редактор портала club-rf.ru Владимир Никитин высказался в одной из дискуссий в «Фейсбуке» довольно образным речевым оборотом: «Омская область сейчас вообще благодать для журналистов, интересующихся политикой. Есть где и как оттоптаться. Причем по полной». Давайте попробуем не «оттоптаться», а разобраться в деталях предстоящих кампаний.

Наш гордый варяг

Календарно первыми должны пройти выборы мэра. Хотя и по этому поводу идут оживленные споры. Существует немалая вероятность, что определять нового градоначальника будет уже следующий состав Горсовета. По крайней мере, так сформулировал позицию лидер омских единороссов Юрий Тетянников. На прошедшем вчера брифинге он заявил, что «мэра логично избирать осенью».

Существует два варианта развития событий. Первый, когда основным кандидатом на пост градоначальника станет кто-то из представителей регионального политического Олимпа, вокруг которого консолидируются все элиты.

После провала в первом раунде не утратил своих амбиций Игорь Антропенко. В интервью «Новому Омску» он заявил, что хотя пока не принял окончательного решения по участию в новом раунде выборов, не исключает такой возможности, с единственным условием: «Для меня «участие ради участия» неприемлемо, я готов участвовать только ради победы».

Активизировался в омском политическом пространстве и депутат регионального Заксобрания Игорь Зуга: во-первых, стал более регулярно посещать заседания, а во-вторых, выдал в информпространство несколько громких заявлений, которые касаются в том числе и выборов мэра. Все это можно трактовать как сигнал в центр принятия решений: я готов, я активен, я смогу быть полезен.

Многократно в списке возможных претендентов звучала фамилия замгубернатора Владимира Компанейщикова. Но, во-первых, Владимир Борисович сам несколько раз говорил об отсутствии «мэрских» амбиций, а во-вторых, он прекрасно понимает, что должность мэра «расстрельная», связанная с решением кучи накопившихся в областном центре проблем и вряд ли может способствовать дальнейшему укреплению на политическом поле. Другими словами, от добра добра не ищут.

Второй вариант развития событий — утверждение, а, скорее, назначение федеральным центром кандидатуры так называемого «варяга», который при федеральной же поддержке сумеет консолидировать вокруг себя местные элиты. Политолог Иван Жуков предполагает появление «черной лошадки», человека, который не был засвечен раньше в местном информационном пространстве: «Предположу, что варягом может стать нынешний мэр небольшого сибирского города из региона со стабильной политической системой. Такого человека можно заманить именно карьерными перспективами («поруководите какое-то время городом, а там и на губернатора пойдете»). Это было бы логично».

Мнение Жукова подтверждает и Ветренко: «Необходимо делать ставку на деловые, профессиональные и политические качества управленца. Думаю, что федеральный центр, при определении кандидатуры «варяга», сознательно не будет привязывать его на знакомство с омскими элитами». Более того, Инна Ветренко считает, что аффилированность с региональными элитами здесь может сыграть плохую роль для нового градоначальника.

В условиях регионального политического кризиса бизнес считает, что вести дело в регионе, не имея лобби, практически невозможно.

По мнению экспертов, никто из так или иначе связанных с городом не будут претендовать на роль «варяга». Да и сами «номинанты» поголовно отказываются от подобного предложения. Так, вице-губернатор в команде Леонида Полежаева Андрей Бесштанько просто отказался комментировать возможность своего выдвижения на пост мэра «по крайней мере, сейчас», а бывший мэр Омска, ныне депутат Государственной Думы Виктор Шрейдер был еще более категоричен. На встрече со студентами ОмГУ он откровенно заявил, что у него сейчас другие политические задачи, от которых он не имеет права отказаться. И поэтому возвращаться в Омск не собирается, хотя всегда готов помочь советом новому градоначальнику. Вероятно, что и остальные «поуехавшие» (Бабурин, Мураев, Рощупкин и др., список можно продолжать) найдут себе «политические задачи», которые будут поважнее кресла мэра города-миллионника.

Другой вопрос, что делегирование на должность градоначальника человека с дальнейшими политическими устремлениями занять пост губернатора региона чревато не объединением, а окончательным раздором в омских элитах.

КЛАНирование омской политики

Ситуация неопределенности с выборами мэра и возможность того, что судьбу градоначальника будет определять новый состав Горсовета, многократно увеличивает ценность мандата депутата Омского горсовета. Так же, как и ответственность за принятие этого решения. Но желание многих идущих во власть не иллюзорная «помощь народу», а прежде всего — желание укрепить позиции в бизнесе — свои или своих покровителей. Причем покров тайны с большинства покровителей испарился. СМИ неоднократно называли не только представителей этих кланов, но и «ведомых» этими кланами кандидатов.

Так, многим известно о блоке, который связывают с бывшим начальником УМВД по Омской области Виктором Камерцелем. В частности, создание общественной организации «Оплот» связывают именно с силовыми структурами. Известно о заинтересованности в проведении некоего количества кандидатов у совладельца омского агрегатного завода Сергея Морева, который создал под эти цели медийный ресурс. Кроме того, нескольких кандидатов можно связать с депутатами более высокого ранга. Депутаты Заксобрания Васильев и Кокорин «ведут» по паре кандидатов, еще два кандидата открыто говорят о том, что их поддерживает депутат Госдумы Андрей Голушко.

Впрочем, Инна Ветренко считает, что это общефедеральный тренд: «Сращивание бизнеса и политических элит можно увидеть во многих регионах. А в Омске в условиях регионального кризиса бизнес считает, что вести дело в регионе, не имея лобби, а еще лучше — прямого присутствия в представительных органах власти, практически невозможно».

Но в обеспечении своего влияния на новый состав представительного органа городской власти заинтересованы не только бизнесмены. Еще в околополитических кругах говорят о «двораковской» и «фроловской» группах влияния. Используя административный ресурс, комитеты территориального самоуправления, муниципальные чиновники будут стараться провести во власть нужных им людей. Причем инсайдеры говорят, что Сергей Фролов не останавливается на депутатах от «Единой России», а готов поддержать «своих», даже если они будут выдвигаться от других политических партий.

Нельзя забывать и о том, что внутриэлитные интересы есть и у самой «Единой России», вернее, у ее регионального отделения. Думается, что количество «согласованных» кандидатов от отделения партии может выйти за пределы десятка.

Вне всякого сомнения, «свой» список есть и у представителей областной администрации. Но он не столь широк и не столь «обязателен к исполнению», как во времена губернаторства Леонида Полежаева. Теперь ценность попадания в «самый главный список» совсем невысока, и, вероятно, именно поэтому список не столь обширен. Хотя у администрации региона есть отработанный годами алгоритм отсева неудобных кандидатов и вероятность включения алгоритма довольно высока.

Это можно было бы назвать настоящей победой демократии, если бы не одно обстоятельство. Иван Жуков считает, что уже на этапе предварительного голосования некоторые механизмы отсева включены: «Сделано все, чтобы так называемые челленджеры (от англ. challenger — «бросающий вызов») не прошли. Отсутствуют телевизионные трансляции дебатов, время выступления сокращено до двух минут, количество вопросов — до одного. Да, в списке на праймериз немало активных и известных людей, но к процедуре предварительного голосования в Омске я отношусь настороженно и скептически. Я могу сказать, что проще пройти «согласованным» либо действующим депутатам».

Весь приведенный выше расклад явно свидетельствует о том, что нынешние кампании по выборам в Омский городской совет и выборам мэра не управляются из единого центра. Кандидаты в депутаты рыскают в поисках самого сильного клана, самого влиятельного магната, самого «железобетонного» списка. Подобная ситуация не позволяет гарантированно предугадать, какая сила возьмет верх и хватит ли политической мудрости у глав финансово-политических групп в преддверии выборов объединиться, чтобы не допустить еще большего «покраснения» города. Ведь даже малейшая сдача позиций, будь то определение мэра или выборы в Горсовет, могут быть восприняты федеральным центром как угроза для четкого проведения главной кампании цикла — президентской. И если у «старших товарищей» возникнут опасения, что регион может не выполнить установку, то будут приниматься серьезные кадровые решения, вплоть до отставок первых лиц региона. Прибывший в Омскую область член политсовета «Единой России», известный политтехнолог Дмитрий Орлов косвенно это подтвердил в интервью «12 каналу»: «Российская элита сегодня очень сильно обновляется, это происходило в прошлом году, это происходит в этом году». Когда такие слова звучат с экрана областного телевидения, это симптом и сигнал. Сигнал тем, кто отвечает за электоральные процессы в Омске.

 Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 19 (173) от 16 мая 2017 года

Самое актуальное в рубрике: Власть

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий