Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

23 мая 2017 14.05

Клуб читающих бизнесменов: Принцип стартапа — «Заткнись и слушай!»

Можно ли управлять бизнесом, как автомобилем, и нужны ли деньги для стартапа — бизнес-сообщество обсудило книгу Эрика Риса «Бизнес с нуля».

Фото: МА «Делфи»

Спикером 34-й встречи Клуба читающих бизнесменов стал директор компании «База Сибирская» Иван Величев. «Название книги не верно», — сразу отметил он. Оригинальный заголовок The Lean Startup Иван перевел как «Бережливый стартап».

Пожалуй, это определение теории Риса действительно более емкое. Автор призывает не разбрасываться деньгами на первоначальном этапе и играть по четким правилам, даже в таком деле, как создание нового бизнеса. Несмотря на то что стартап запускается в «условиях чрезвычайной неопределенности» (определение Эрика Риса. — Прим. ред.), предприниматель должен представить минимально рабочий продукт, оценить реакцию потребителей, а потом приступать к виражам. Вся концепция действительно напоминает управление автомобилем на скорости. Снижать последнюю Рис советует лишь в случае потери качества продукта.

На краткую рецензию Ивану хватило меньше десяти минут. По его мнению, в книге множество повторов: «Сначала я подготовил доклад на десять страниц, затем сократил до трех. Впрочем, можно было остановиться и на одном листе».

Плохо, когда деньги есть

Базируясь на теории Риса, Иван Величев перешел к рассказу о собственных ошибках: «После работы в «Бауцентре» мне предложили возглавить филиал по продаже автозапчастей. Для меня это был вызов: раньше был менеджером, а здесь — директор. Ответственная должность, крупная сеть. Собственник поставил задачу — выйти на конечного потребителя в Омске. Это, естественно, автосервис. Мы не знали, как делать, что делать. Единственный плюс — у нас были неограниченные финансовые ресурсы. Согласно Рису, мы вообще неправильно все сделали. Абсолютно. Но получилось. Прочитав эту книгу, я пришел к выводу, что результат был только потому, что мы хорошо знали потребителя».

Иван Величев подарил всем, кто осилил труд Эрик Риса, игрушку по имени Кузя. Спикер предупредил, что грызть или кусать Кузю безопасно.

История закончилась более чем хорошо: филиал этой же фирмы Величев возглавил в Москве. Позже он вернулся в Омск, поскольку пришло время взять в руки семейный бизнес (сельхозтехника и сеть народных магазинов «Кузя»), а параллельно взялся за еще один стартап: было решено создать сервис, который соберет все предложения Омска по стройматериалам. Под проект была написана и платформа.

«Выйдя на рынок, мы поняли, что два года мы делали не то, что нужно клиенту. В совокупности мы потратили на проект 1, 7 млн рублей. Главное, когда совершаете «прыжок веры» (вера в продукт, определение Эрика Риса. — Прим. ред.), нужно основываться не на вашем ожидании, как стартапера, а на ожидании потребителя».

Обширные финансовые возможности только вредят стартапу, подытожила речь спикера генеральный директор МА «Делфи» Евгения Климанова:

«Когда у тебя ограниченная сумма, ты серьезнее прощупываешь почву. Есть и еще один момент — новые стартапы тяжело даются не только при наличии денег, но и при наличии опыта. И успешным бизнесменам начинать новое дело непросто. Многие связывают положительный исход именно с везением. Эрик же создает систему, чтобы наверняка».

«Вылезать из задницы» нужно систематично

Согласно словам Ивана, автор книги не делает ставку на работоспособность и упорство стартапера, главное — двигаться в рамках предложенного метода. Об удаче говорить и вовсе не приходится.

«Бизнесмен-правдоруб Дмитрий Потапов говорит, если бы в России был настоящий рынок, 90% бизнеса не выжило бы. Это как раз те, у кого есть родители или другие источники дохода. Те, кто не способен систематически вылезать из задницы. Те, кто не пробует новые пути, если что-то не получилось. Что касательно упорства, речь скорее идет о том, что не стоит продолжать двигаться в том же направлении, если ничего не выходит, — парировала генеральный директор 7Bits Анна Тарасенко. — А вот умение сменить вектор и продолжить развитие после неудачи — крайне важно. Развитие стартапа действительно системная работа. Нужно слушать потребителя, сразу все не получится. Многие утыкаются в свое видение. Не готовы не только виражи делать, но и учиться. Инвестор сегодня будет утирать сопли стартаперу».

Дмитрий Степанин («Азия Контракт») также не согласился с мыслью Эрика Риса. Удачный стартап, по мнению бизнесмена, — это коктейль из интуиции, везения и личностных качеств. Например, настоящий предприниматель может принимать решение в ситуации неопределенности, «непредприниматель» же будет перекладывать ответственность на третьих лиц.

Подобного мнения придерживается и Андрей Вторушин (Омский филиал «2ГИС»). Он также делит людей на настоящих предпринимателей и тех, кому просто достались деньги. В последнем случае купленные франшизы перепродаются через год, полтора.

Расфасуйте мне изюм

Отвлек бизнесменов от деления людей на классы Алексей Платонов («iZЮМ»), в книге его больше привлекло все же понятие «прыжок веры». После отсылки к высказываниям Святого Августина, он поведал историю о том, как упорство ломает все преграды: «Когда запускали iZЮМ, я хотел всех покупателей кормить изюмом, брать его из чашки — не очень эстетично. Я решил упаковать изюминки в блистеры, как в аптеке. Я начал обращаться к фасовщикам, кондитерам. Первые не смогли решить вопрос из-за типового оборудования, вторые предложили перемолоть продукт, добавить тысячу консервантов и создать таблетки. Тогда я позвонил в Китай... Думаю, у людей на той стороне провода были очень круглые глаза. Они специально сделали барабан под техзадание. В итоге отправили мне станок. Можете прийти в салоны и лично увидеть расфасованный изюм».

Четко знала, чего хочет в момент запуска бизнеса, и Елена Жарко (стоматология «Мастерская улыбок»). Понимая причины и задачи, доктор шла к намеченной цели. В книге она отметила для себя фразу «Если мы не знаем своего клиента, мы не знаем, что для него является качеством»:

«Это был шок. Качество — для меня пунктик. И вот возник вопрос, а нужно ли кому-то мое качество? Теперь нахожусь в состоянии философствования».

Поддержала мысль о необходимости веры и Евгения Басова (экопарк «Раздолье»): «В 27 лет я открыла компанию «Омская недвижимость». Исходя из того, что я сегодня услышала — это и был мой единственный стартап. Потом было много проектов. Часть вовремя продали, часть — в стадии глубокой заморозки, что делать с ними, пока не знаем. Но что могу констатировать: однозначно вера в проект должна быть такой сильной, чтобы заразить всю команду, чтобы она неслась еще быстрее тебя. Но в основе основ лежит покупатель, для которого мы создаем свои проекты. Без его интереса никакой веры не будет».

Кстати, по мнению Евгении, изучение новых языков стимулирует работу мозга и делает его более гибким, что необходимо для бизнесмена и стартапера. Сама Басова — полиглот. Например, сейчас учит иврит.

Маневры в древнейших профессиях

Поделиться своим мнением предложили и директору Центра правовых стратегий «Лексфорт». Игорь Журиков заверил, что не в каждой сфере возможны стартапы и виражи: «Юриспруденция — одна из древнейших профессий, наравне с проституцией и журналистикой. Не буду же я экспериментировать на клиентах».

Впрочем, часть аудитории посчитала, что возможно менять подход к делу, к подаче продукта и в названных отраслях.

В целом бизнесмены сошлись на мысли, четко сформулированной Евгенией Климановой. «Заткнись и слушай», — сказала куратор, еще раз обратив внимание на необходимость делать продукт все же для потребителя, а не для себя. Тогда успех обеспечен.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 20 (174) от 23 мая 2017 года

Самое актуальное в рубрике: Клуб читающих бизнесменов

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий