Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

25 мая 2017 07.00

Илья Яковлевич Иванов родился 29 ноября 1971 года в Омске. Предпринимательской деятельностью начал заниматься еще в университете. В 1993 году окончил экономический факультет Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. В 1996 году компанией «Омь», руководителями которой были Илья Иванов и Петр Варнавский, образована продовольственная ярмарка, послужившая началом ярмарочного комплекса «Торговый город». 1999 год ознаменован открытием ресторана «У Швейка», в 2007-м открыт ТК «Казачья слобода» на территории Казачьего рынка, а в 2008-м – ТК «Герцен Plaza». В 2009 году приобретен кинотеатр «Маяковский», в 2010-м — кинотеатр «Кристалл». Женат, воспитывает двух сыновей и дочь.

Илья Иванов: «Только жесткая централизация власти, почти диктатура, может удержать такую огромную страну»

Руководитель группы предприятий «Омь-Инвест» Илья Иванов рассказал «ДО» о том, почему в Омске плохо со стартапами и что такое талант предпринимателя.

Александр Румянцев

С Ильей Ивановым я знаком с молодости. Тогда, в начале 90-х, бизнесом занимались все. Кто-то, как я, зарабатывал на сигаретах и спиртном, кто-то, как Илья, искал интересные товары, которых не было в нашем регионе, и становился официальным представителем крупной компании. Наши пути пересекались, и даже были совместные командировки, наполненные не только разговорами о деньгах, но и философскими спорами, к которым у молодых всегда есть тяга. Поэтому, когда мне предложили взять интервью у старинного знакомого, я с радостью согласился. Мне было интересно, насколько изменили достаточно резкого в суждениях юношу почти тридцать лет предпринимательской деятельности.

Мы встретились в уютных креслах ресторана «У Швейка», пожалуй, самого известного, но не единственного бизнеса Ильи.

Илья, почему ресторан называется «У Швейка»?

— В основе лежала идея сделать хороший чешский ресторан. А Чехия ассоциируется у всех с Ярославом Гашеком и героем его произведения. Швейк давно уже стал именем нарицательным. Это во-первых. Во-вторых, и сам Гашек не чужой человек для Омска. Служил здесь во времена Гражданской войны. Корпус, в котором служил и знаменитый писатель, участвовал в аресте другого известного в городе персонажа — адмирала Колчака. Так получилось, что «Швейк» до сих пор конкурирует с «Колчаком», только теперь на ресторанном поле.

И серьезная конкуренция?

— Конечно, это шутка. Мы друзья. Рестораторы — самые мирные конкуренты из предпринимателей. Если и есть конкурентная борьба, то проявляется в самых мирных формах. Мы не поджигаем друг другу кухни, не отправляем некачественные продукты, не засылаем проверяющих. Мы обмениваемся информацией, ходим друг к другу в гости. Думаю, в нефтяном бизнесе конкуренция намного жестче. Во всяком случае, судя по материалам СМИ.

Омск — небогатый город. Но тем не менее те, кто приезжает в Омск, говорят, что у нас достаточное количество разных по концепции мест, где можно посидеть. Другими словами, город бедный, а ресторанов много. В чем причины этого феномена?

— По количеству ресторанов поспорю. Их не много, по сравнению даже с географическими соседями. Но в чем ты прав, что наши предлагают более качественный сервис. Чем беднее город, тем сложнее конкурентная среда. Чтобы получить клиента, который действительно не самый состоятельный, необходимо предлагать максимально качественный сервис. Если бы мы работали в городе, где живут богатые люди, по пять раз в день питающиеся в ресторанах, и еще приезжало бы сто миллионов туристов в год, как в Париже, то, невзирая на качество, в каждом подобном заведении было бы все забито круглые сутки. А у омских ресторанов клиентская база, тусовка одна и та же. И достаточно один раз ошибиться и сделать что-то плохо — второй раз к тебе уже не придут. Мы к каждому нашему гостю подходим индивидуально, слушаем то, что он говорит, как оценивает нашу работу…. Кстати, оцени штрудель, говорят, у нас он один из лучших в городе.

Но тем не менее в наш бедный, как мы определили, город начинают заходить ресторанные сети. С этой стороны конкуренция будет сильна? Или все-таки вы возьмете индивидуальным подходом?

— Если говорить о ресторанном бизнесе, то у нас, с одной стороны, есть ресторан авторской кухни «У Швейка», самостоятельно занимаемся мы организацией питания в принадлежащих нам кинотеатрах (КДЦ «Маяковский», «Кристалл», кинотеатры в «АТ-Маркете»), готовим к открытию итальянский ресторан. Наряду с этим уже более десяти лет мы являемся партнерами мировой сети ресторанов «Сбарро». На данный момент в городе работают три ресторана этой сети. Недавно стали представлять в Омске еще и федеральный бренд «Воккер» — китайская кухня. Есть плюсы и минусы в обоих вариантах.

Какие это «плюсы-минусы»?

— Это просто. В первом случае больше творчества, чем бизнеса, во втором — наоборот.

А самому больше нравится заниматься чем: деньгами или творчеством?

Рестораны не являются основным бизнесом. Это была такая не бизнес-история. Сначала хотели создать место, куда можно прийти с друзьями. Потом стало интересно. Потом еще и прибыльно. А еще ресторанный бизнес — это всегда быстрый ответ на твои творческие устремления. Ты что-то придумываешь, тут же это реализуют, и сразу видишь: нашло это отклик у твоих гостей или нет.

А какой свой бизнес ты считаешь основным?

— Наша компания достаточно диверсифицирована, потому что нам интересно заниматься разными видами бизнеса. В группу предприятий «Омь-инвест», одним из руководителей которой я являюсь, входит порядка двух десятков предприятий. Мы занимаемся широким спектром: помимо общественного питания, услугами кинопроката (в группу предприятий «Омь-инвест» входит четыре кинотеатра. — Прим. ред.), финансовыми услугами, управлением недвижимостью. Есть реализованные девелоперские проекты, «Герцен Plaza», «Казачья слобода», «Кристалл» и другие, есть те, которые в процессе строительства. Если бы был один, «основной и любимый» бизнес, я бы сосредоточился только на нем. Но, к сожалению, пока я так и не смог определиться, какой из бизнесов мне ближе, поэтому занимаюсь всем в равной степени. И вообще мне более интересно создавать бизнес, чем заниматься его текущим управлением. В этом смысле я больше стартапер, чем менеджер.

Нужны идея, финансы и команда. Есть три этих составляющих — можно запускать процесс.

Мне интереснее создавать бизнес, чем заниматься его текущим управлением. Я больше стартапер, чем менеджер. Предприниматель всегда должен быть создателем, созидателем.

Омск — хорошее место для стартапа?

— Больше плохое, чем хорошее. Мы об этом уже говорили: бедный город, постоянно сокращающийся рынок труда, низкая покупательская способность. А поскольку большинство бизнесов, которыми я занимаюсь, завязано на потребительский рынок, это сильно сказывается на скорости реализации и рентабельности проектов. Основной двигатель — молодежь — уезжает. У знакомого дочь заканчивает школу, из выпускного класса в городе остаются только шесть человек! Сколько вернутся? Вопрос риторический. Да, приезжают в город из районов области, из Казахстана. Но статистика, увы, не в нашу пользу.

Так почему тогда Омск в вашем случае?

— Есть свои плюсы. Например, свободная конкурентная среда. Регион интересен небольшому количеству глобальных и федеральных игроков. И у нас, местных, остается больше возможностей. А потом, мы не зацикливаемся на Омске. Диверсификация бизнеса, в том числе и по региональному признаку, кажется нам верной стратегией в современных условиях. Так мы обеспечиваем себе стабильное развитие.

Это как табуретка на двадцати ножках. Убери одну, другую — менее устойчивой табуретка не станет. Что скрывать, в России «штормит» постоянно, и одни бизнесы вытягивают другие.

К вопросам диверсификации бизнеса мы подходим и с научной точки зрения. В свое время я даже писал об этом диссертацию. Ее тема была «Формирование ключевых компетенций персонала в малых и средних предприятиях в условиях диверсификации бизнеса». Согласись, не каждый может вспомнить без ошибки название своей диссертации. (Улыбается.)

Ты сказал, что «штормит». И как долго будет продолжаться шторм и закончится ли он вообще?

— В России не бывает спокойно, и думаю, что не будет. Знающие историю государства Российского вряд ли будут с этим спорить. В нашей стране постоянная пред- или постреволюционная ситуация, всегда находится «против кого бороться». Да и нашему с тобой поколению тоже досталась «интересная» жизнь, имея в виду все метаморфозы нашей Родины за последние тридцать лет.

И потом, Россия очень большая страна. Вспомни карту мира. Даже если карта огромная, названия некоторых стран приходится писать очень мелко, а, допустим, страны типа Лихтенштейна нумеруют, чтобы написать название внизу. У нас же, например, первая «с» находится около Омска, а вторая — за несколько тысяч километров, в Красноярском крае. И из этих огромных расстояний вытекает множество проблем: от управления страной до логистических катаклизмов.

Так, например, я считаю, что в нашей стране либеральная демократия вряд ли возможна. Наверное, только жесткая централизация власти может удержать такую огромную страну от развала. Причем централизация не только политическая, но и финансовая. Все финансы у нас сосредоточены в центре. При этом я не говорю, что я сторонник такой системы. Более того, ситуацию, когда бюджет города Москвы почти два триллиона рублей, а города Омска — 16 миллиардов, считаю неправильной и несправедливой. Конечно, от таких перекосов страдают все жители провинций, не только предприниматели. Но это тот факт, с которым нам приходится мириться. По этим правилам живет наше государство, ну и мы, как его часть.

Но, честно говоря, это не моя тема. Я занимаюсь микроэкономикой, а не политикой. И отвечаю только за свой бизнес, стараясь адаптировать его к существующим условиям.

Хорошо, давай вернемся от высоких материй на землю омского Прииртышья. Есть в Омске потенциал?

— В принципе, Омск, по своей городской среде, по интеллектуальному потенциалу жителей, количеству солнечных дней, по географическому положению, может стать городом комфортного проживания. Он имеет ряд преимуществ, которых нет в других городах. В конце концов, триста лет для российской истории — достаточно много. Нам есть что показать и о чем рассказать. Нужно просто придумать, с какой точки стартовать.

Я недавно был на фестивале «Движение». Мои аплодисменты людям, которые привезли в наш город такое большое событие. Нам нужны события. У Омска есть потенциал. Например, близость к Казахстану может стать важным стратегическим направлением развития города. Но это — не задача населения. Это задача власти. Не жители Сочи принимали решение о проведении там Олимпиады. Но теперь сочинцы пользуются всей той инфраструктурой, которая была построена для Олимпийских игр 2014 года. Нужно придумывать событие. Или ряд событий.

18 и 19 мая в Омске проходил форум «Свое дело — твой успех», на котором было достаточно много молодых предпринимателей. Я не профессионал, но у меня сложилось впечатление, что они (молодые предприниматели) просто не знают, куда двигаться. Есть желание, но понимания нет. Ведь на самом деле омские стартапы можно по пальцам пересчитать…

— У меня недавно был ряд встреч со студентами омских вузов, учащимися экономических факультетов. Знаешь, что я увидел? Никто не хочет быть предпринимателем. Сейчас все хотят быть чиновниками либо получить «хорошее место» в крупной корпорации. Третье — работа в правоохранительных органах. Из 50 студентов предпринимателями хотят стать лишь два-три человека. И это в самой активной, студенческой среде! У этого есть глубинные корни. В том числе и устоявшееся негативное отношение к предпринимателям как к барыгам, спекулянтам. Любая новость о коммерсанте сопровождается валом комментариев про «честно заработать невозможно», «они все наворовали» и так далее. В этом плане пропаганду предпринимательской деятельности, которой в том числе занимается и ваше издание, я считаю делом полезным.

Кто может стать предпринимателем?

— Я думаю, главное — желание что-то создавать, менять, действовать. Конечно, есть бизнесмены по призванию, но это точно не мой случай. Поэтому главное все-таки желание и заточенность на результат. Это интересно, в этом есть драйв.

В миллионном городе должно быть не 4-5 стартапов, а сотни. Я стараюсь общаться с молодыми предпринимателями. Их мало, но они все же есть. Так вот у них такое количество идей, которые нам с тобой и не снились. Очень много нового в IT-сфере, того, что не замкнуто на один город, на одну страну. Одна девушка шьет женское белье и продает его… через «Инстаграм». В прошлом году вошла в десятку лучших российских дизайнеров. Сейчас открывает свои магазины офлайн. Второй молодой человек покупает за несколько тысяч рублей произведения в стиле «любовное фэнтези» у выпускников-филологов, переводит их на китайский и продает в интернет-магазинах. Представляешь, если миллион китайцев заплатит по семь долларов за одну книжку? Третий занимается майнингом криптовалют и так далее и тому подобное.

К сожалению, тысячи идей умирают ежедневно из-за отсутствия финансов или команды, которая смогла бы их реализовать.

В настоящее время я стараюсь поддерживать молодых ребят и помогать им с реализацией собственных проектов. Хотя еще раз могу сказать, что вряд ли могу себя считать бизнесменом по призванию, скорее все-таки по необходимости. Кто знает, если бы во времена нашей молодости преподавателям вузов платили бы достойную зарплату, возможно, ушел бы в науку. Хотя, как говорится, никогда не говори «никогда».

Когда уже был выключен диктофон, мы говорили еще около часа. О новых идеях, которые Илья собирается воплощать, о новых формах работы с интернетом и криптовалютах, о новом времени, которое наступает для бизнеса. И я подумал, что с удовольствием прослушал бы цикл лекций предпринимателя и преподавателя Ильи Яковлевича Иванова.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 20 (174) от 23 мая 2017 года

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий