Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

31 мая 2017 07.00

5 лет дружбы власти и бизнеса: итоги

За последние пять лет городские и региональные власти провели более пятнадцати публичных встреч с омскими бизнес-сообществами. «ДО» проанализировал, какие надежды они возлагали друг на друга и оправдались ли они.

Александр Румянцев

25 мая 2012 года только что назначенный на пост и оттого слегка взволнованный губернатор Виктор Назаров встретился с представителями Союза предпринимателей (который до этого несколько лет находился в опале у региональной власти). Мероприятие проходило в формате «без галстуков» в уютном европейском зале ресторана «Сенкевич». Истосковавшись по искреннему вниманию к себе со стороны главы региона, члены Союза, не стесняясь, спрашивали будущего губернатора (до инаугурации Назарова тогда оставалось несколько дней) о налогах и земле, «Авангарде» и культуре, делились проблемами и планами. Назаров был щедр на комплименты и обещания, называл собеседников «лучшими умами человечества» и просил их «не уезжать из Омска». Атмосфера сложилась душевная, практически домашняя. Глава региона держался по-свойски и искренне хотел произвести положительное впечатление на бизнесменов. Когда встреча закончилась, по настроению людей могло показаться, что власть и бизнес только что открыли новую страницу в истории своих взаимоотношений, наполненную уважением, добротой, открытостью и выгодным сотрудничеством для развития предпринимательства в регионе.

А что же было в предыдущих страницах этой книги?

Экскурс в историю

Бывший губернатор Леонид Полежаев — жесткий и принципиальный руководитель — выстраивал отношения с бизнесом в восточном стиле, особенно в последние годы своего правления. Областная администрация, по сути, была монополистом любой инициативы, в том числе и связанной с важными бизнес-процессами. Если предприниматели, не входящие в губернаторский пул проверенных бизнесменов, организовывали что-то самостоятельно, то региональные власти не подключались к этим мероприятиям или делали это без особого энтузиазма. Яркий пример: в 2009 году в Омске прошел первый международный деловой форум молодых предпринимателей, который посетили даже зарубежные политики — экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт и бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Формально региональная власть входила в число соорганизаторов, но ни губернатора, ни мэра на мероприятии не было, поскольку одним из «хозяев площадки» (наряду с федеральными министерствами) выступал директор радиозавода им. А. С. Попова Иван Поляков. СМИ того времени писали о нем исключительно как об оппозиционере.

И подобных, хоть и менее ярких примеров, было достаточно.

Однако вспомним, что в это время происходило в стране? Президент Медведев активно выступал за популяризацию предпринимательства, звучали лозунги типа «перестаньте кошмарить бизнес», законодательство поворачивалось к бизнесу лицом... Естественно, господин Полежаев, обладающий неординарным умением улавливать федеральные тренды, не мог оставаться в стороне.

Еще в 2008-м была предпринята попытка взять под контроль старый Союз (ООСП). Областные чиновники откровенно лоббировали своего кандидата Александра Третьякова. Замгубернатора Евгений Вдовин, прибыв на выборное заседание организации, сказал: «Нам бы (областному правительству. — «ДО) не хотелось, чтобы выборы затянулись, потому что нельзя терять время, нужно работать. Поэтому мы бы попросили вас прислушаться к голосу разума и проголосовать дружненько и организованно за ту идею и того человека, который способен это реализовать». Второй кандидат на пост президента Валентин Бойко не стесняясь говорил, что «плотно заручился поддержкой у региональной власти», согласовав с ней свою предвыборную программу.

Ситуация дошла до абсурда, когда дирижировать процессом выборов президента бизнес-организации попытались руководители фракции ЕР в Горсовете и Заксобрании Николай Чираков и Сергей Тодоров. Оба даже не являлись членами Союза и формально не имели никакого права вмешиваться в процедуру. К процессу подключался даже авторитетный предприниматель Игорь Зуга, но в итоге в выборах главы ООСП участвовать не стал. После избрания президентом Союза не согласованного с областью Павла Кручинского, экс-губернатор сменил тактику и начал «окультуривать» собственную предпринимательскую грядку. Под патронажем облправительства в регионе стали проводиться бизнес-форумы, выставки, была создана соответствующая инфраструктура — бизнес-инкубатор, фонд поддержки предпринимательства, Агентство выставочной деятельности, печатные издания и радиоресурсы для бизнеса, образована Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства, которая по сей день успешно действует. Да и сам губернатор вдруг стал публично выступать в роли друга коммерсантов. Являлось ли это лишь частью политики или Полежаев на самом деле проникся тогда проблемами предпринимателей, сказать сложно. Уже после ухода в отставку он рассказал в интервью нашему изданию, что считает бизнес «наиболее эффективной формой экономического устройства».

Тем не менее этот «раскол» плюс политическая война между городом и областью, в которую также были втянуты многие предприниматели, породили напряжение в бизнес-сообществе Омской области, которое исчезло с приходом к власти Назарова.

А бизнес просто открывался

Итак, вслед за этим периодом пришел новый: открытые встречи власти и бизнеса. Предпринимателей стали включать в экспертные советы при министерствах и привлекать к проведению совместных форумов, из повестки ушел вопрос деления коммерсантов на своих и чужих, появились готовые примеры частно-государственного партнерства.

Несколько лет «без войны» оздоровили ситуацию и привели к тому, что даже «легендарное» выступление про «гестапо» едва назначенного на пост в областном правительстве Андрея Новоселова, выглядело, скорее, гротескно, нежели устрашающе.

Каков же итог пятилетних «дружеских» встреч чиновников с собственниками компаний? Столь необходимый для 2012 года лирический настрой в 2017 году вытесняет жесткий прагматизм. Решаются ли вопросы, о которых говорят предприниматели?

Пару недель назад, на очередной встрече B2G, например, солировала глава минэкономики Оксана Фадина, а господин Назаров лишь иногда разбавлял ее речь своими комментариями.

На этом же мероприятии, устав от формальных ответов чиновников, бизнесмены даже прекратили задавать вопросы.

Предприниматель Виктор Шкуренко, бывший одним из наиболее активных участников первой беседы губернатора с бизнесом, сейчас и вовсе говорит, что не видит для себя смысла в таких мероприятиях. Ему стыдно за то, что они превращаются «в предъявление жалоб, балаган».

Кризис жанра

Почему некогда прорывной для Омска формат встреч с задушевными разговорами постепенно себя изживает? По словам экспертов, составляющая пиара стала доминировать над содержанием в этих встречах. Данные мероприятия становятся эдаким пресс-воллом для селфи, чтобы выложить в соцсети фото и хештеги в стиле #поговорилиТутСГубернатором, #губернаторИя, #мойДругГубернатор.

По кругу задаются одни и те же вопросы, на которые даются одни и те же ответы — «запишем», «посмотрим», «поддержим», «обсудим», «проведем», «мы не можем», «не в наших полномочиях».

Впрочем, мы ни в коем случае не призываем к отказу от этого формата встреч. В конце концов, пиар и #губернатортеги тоже очень важны в современном мире. Но, возможно, пора всерьез задуматься над новыми формами коммуникации, ведь запрос от предпринимателей есть — они хотят быть услышанными.

Под какими лозунгами проходили встречи власти с бизнесом*

 

Комментарий

Вадим Морозов,председатель правления региональной Ассоциации развития малого и среднего бизнесаЯ, кстати, собирался сходить на последнюю встречу с губернатором, но просто физически не смог присутствовать — был в командировке. Но если говорить в целом, к сожалению, на мой взгляд, тренд сейчас в том, что это больше нужно самой власти. Чтобы имидж власти был положительным, открытым... Может, я скажу крамольную мысль, но, мне кажется, форма уже не так важна, нужен результат. На посту может находиться человек, который не владеет ораторскими способностями, но если он за год все «расчистит», и малый бизнес попрет, все скажут: «да, хозяин в доме». Пустые встречи не нужны, время нужно экономить, его и так мало. Думаю, не стоит подменять результат красивой цитатой.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 21 (175) от 30 мая 2017 года

Самое актуальное в рубрике: Власть

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

!!!
Ой кто это дал коммент? Обиженка, которую убрали от корыта))
08 июня, 02:52 | Ответить