Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

02 июня 2017 07.00

Пограничный вопрос: Так ли нам интересен казахстанский рынок?

… А им — наш омский, как об этом говорят на государственном уровне. «ДО» пообщался с экспертами и предпринимателями.

Фото: Сергей Коньков

Моя первая жена была родом из Целинограда. Напомню, так в советское время называлась нынешняя столица республики Казахстан Астана. Когда я в 1992 году собирался ехать из Омска в Казахстан знакомиться с родителями невесты, со мной увязался один знакомый. Причем предложил бесплатно (!) отвезти меня туда-сюда на собственном автомобиле. На вопрос, зачем ему это надо, он ответил: «Как зачем? Туда увезем шины и сгущенку, а в Омск притащим сигареты и коньяк!» Сегодняшние обороты бизнесменов, которые работают на маршруте Омск — Казахстан, несравнимо больше, а ассортимент импорта-экспорта вырос в сотни раз.

Немного статистики

На данный момент связи с соседней республикой поддерживают около 200 омских предприятий. В 2016 году внешнеторговый оборот Омской области с Казахстаном составил 239,3 млн долларов США, из которых 62,2 % (148,8 млн долларов США) приходится на экспорт Омской области, 37,8 % (90,5 млн долларов США) — на импорт в Омскую область. Казахстан — крупнейший партнер Омской области и по праву занимает первое место по объему внешней торговли.

В структуре экспорта нашего региона — в основном продукция омского машиностроения. Казахские партнеры активно закупают сеялки, насосы, установки для кондиционирования воздуха, а также холодильное и морозильное оборудование. Востребована на рынке соседей и продукция нефтехимической отрасли: каучук, резина и пластмассы, прекрасно покупают там омскую муку, крахмал и молоко. А вот мучные кондитерские изделия, алкогольные, безалкогольные напитки и уксус в последнее время уже не пользуются таким спросом, как раньше. Проблема, в том числе, в таможенных ставках и акцизных сборах, которые в России значительно выше.

Из Казахстана в Омск в больших объемах поступают минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки. Для российских подрядчиков казахстанские предприятия производят ядерные реакторы, котлы. Пользуются спросом на омском рынке и продовольственные потребительские товары, мясо и мясные субпродукты. А вот алкогольную продукцию Казахстана на омских прилавках найти трудно, во всяком случае легальную. И дело опять же — в разнице акцизных сборов. Контрафактный алкоголь и сигареты давно стали той самой «ложкой дегтя», которая пытается испортить большую «бочку меда» взаимоотношений между Омской областью и республикой Казахстан. Проблема настолько серьезная, что давно вышла на регионально-республиканский уровень обсуждения.

Официальная точка зрения

Недавно губернатор Омской области Виктор Назаров на встрече с предпринимателями отметил, что загвоздка кроется в разнице акцизов, который в Казахстане на порядок ниже: «Сейчас рассматривается вопрос о ввозе в Россию не более пяти литров алкоголя на человека для личного пользования. Это должно быть принято на федеральном уровне. Омская область — на третьем месте в России по уничтожению контрафакта. И эту работу мы будем продолжать».

Но власти смотрят на процесс роста отношений достаточно оптимистично. Эльдар Кунаев, консул республики Казахстан в Омске, рассказал «ДО», что именно сейчас происходит очередное сближение между соседями: «Недавно был визит губернатора Омской области Виктора Назарова в Павлодарскую область, где были подписаны новые соглашения о развитии сотрудничества в агротехническом комплексе. Омская область — это аграрная область, здесь производится много продукции сельхозмашиностроения, и этим всегда пользуется Северо-Казахстанская область, покупает». Дипломат отмечает, что Омская область — это самый близкий российский регион, который не просто граничит с Казахстаном.

Регион выстроил самые хорошие, добрые отношения с Северо-Казахстанской областью, с Павлодарской и Акмолинской областями. Стремление вести взаимовыгодную торговлю выражается и в постоянном участии казахстанских предприятий в ежегодных выставках «АгроОмск». Причем заграничные предприниматели не только реализуют на выставке свою продукцию, но и активно заключают контракты на поставку омских товаров в Казахстан.

Стоит вспомнить, что этот год очень важен, поскольку исполняется 25 лет дипломатическим отношениям между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. В июне 1992 года был подписан договор о дипломатических отношениях между нашими странами. Юбилею посвятят и Международную выставку «Астана ЭКСПО-2017», которая пройдет в Астане с 10 июня по 10 сентября 2017 года. Россия получила в свое распоряжение большой павильон — более 1000 кв. м. Там будут представлены крупнейшие российские компании, и Омская область должна занять там достойное место.

Вести с предпринимательских полей

Между тем предприниматели, работающие с обеих сторон границ, говорят о снижении привлекательности и рынка Казахстана, и рынка Омской области друг для друга. Так, Елена Смирнова, исполнительный директор компании «Прод-массив», считает, что ситуация изменилась после резкого скачка курса доллара по отношению к рублю: «Мы начали работать с Казахстаном в 2014 году. Входили на рынок достаточно легко, конкуренции не было. Один раз поучаствовали в выставке, собрали базу контактов потенциальных заказчиков и начали работать. Изменения дали о себе знать с приходом 2016 года. С началом кризиса в Казахстан двинулся большой поток поставщиков, наших прямых конкурентов и не только. Конечно, остался ощутимый плюс — короткое логистическое плечо. Но этот «плюс» есть у наших соседей: Новосибирска, Тюмени, Томска. Стало тесновато. Таких сладких заработков, как были, там уже не найти». При этом омские предприниматели, активно сотрудничающие с Казахстаном, отмечают и еще ряд причин падения популярности соседского рынка: например, кризис в самой республике и, как следствие, снижение покупательской способности. И если раньше на южном рынке омичи чувствовали себя намного лучше, чем на российском, сегодня это преимущество исчезает.

Тем не менее эксперты считают, что спрос на российскую продукцию на рынке Казахстана есть и он достаточно велик. Елена Смирнова поддерживает коллег, стремящихся войти на рынок соседней республики: «Да, сейчас, наверное, входить сложнее. Но это прекрасное окно для развития своего бизнеса. Нет никаких проблем по расчетам, финансовый контроль прозрачен и понятен. Взаимодействие и похожесть системы налоговых структур также дает определенные преимущества для российского бизнеса».

По свидетельствам предпринимателей, удачный вход на казахстанский рынок может обеспечить уникальный продукт. Предприниматель Абай Дулаев считает, что работать в республике необходимо с востребованными там российскими продуктами питания: «У нас хорошо идут снеки, замороженное мясо и птица, полуфабрикаты из Омска. Казахи любят омские пельмени, это точно! А вот российская кондитерка там спросом не пользуется. Казахские аналоги намного качественнее, я считаю».

Взгляд в будущее

Несмотря на некоторые пессимистичные прогнозы участников рынка, казахстанско-российские деловые связи продолжают укрепляться. Так, 17 мая 2017 года в Омске состоялся бизнес-форум «Россия — Казахстан», организованный национальной компанией KAZAKH INVEST и Омской торгово-промышленной палатой. Форум проходил в формате В2В между 25 казахстанскими и 50 омскими компаниями, по его итогам были подписаны коммерческое соглашение и меморандумы о совместной деятельности.

Причем договоренности уже превращаются в конкретные дела. «В рамках форума мы подписали договор на поставку нашей продукции в торговую сеть «Холидей» (в Омске насчитывается 19 супермаркетов и более 100 магазинов) на сумму 100 млн рублей», — отметил представитель казахстанского АО «Аралтуз» Ренат Торгаев.

О развитии взаимоотношений говорит и то, что рейсами из Омска в города Казахстана заинтересовались авиаперевозчики. Так, в июне 2017 года авиакомпания «Оренбуржье» намерена запустить три новых рейса из Омска в Караганду, Павлодар и Кокшетау.

Новым этапом во взаимоотношениях между Омском и Казахстаном может стать тот самый Шелковый путь, который недавно обсуждался на встрече Владимира Путина с руководителями Китайской Народной Республики. Инициативу о возрождении Великого шелкового пути, по которому товары доставляли из Азии в Европу, председатель КНР Си Цзиньпин озвучил в 2013 году. Всего рассматривается семь вариантов транспортных коридоров, однако, как считают специалисты, реальная перспектива есть только у двух. Один из них — из китайского Урумчи через Семей и Павлодар с выходом на Омск протяженностью 1900 км. Естественно, омские власти должны отстаивать самое активное участие Омска в этом международном проекте. Если это произойдет, то Омский регион действительно станет одним из ключевых в этом проекте.

Комментарии

Вадим Морозов,председатель правления региональной Ассоциации развития малого и среднего бизнесаВосточные страны отличаются друг от друга. Скажем, Казахстан и Киргизия. Киргизы — это очень добрый народ, с одной стороны, мягкий, с другой — по-хорошему упертый. Но при всем правильном позиционировании, при всех необходимых договоренностях с Россией, это уровень торговли на рынке. Пусть коллеги не обижаются, но до высокого уровня деловых переговоров там еще далековато. Некоторые партнеры могут подписать с тобой договор и через неделю изменить условия из-за того, что на рынке что-то пошло не так. Это я и называю рыночная ментальность. С Казахстаном работать проще. Там многие обучались у иностранных консультантов, и это не прошло даром. Я могу судить по моделям поддержки бизнеса, которые реализованы в Казахстане. Нам теперь надо учиться у них, хотя бы в исполнении. Там нет ничего нового, вопрос — в элементах. У нас есть те же инструменты, которые и у них, но мы не добиваемся результатов. В Казахстане инвестпроект сопровождается, а фонд реально выделяет деньги, и компенсации хорошие в сочетании с великолепным госзаказом. Государство от пяти до семи лет помогает. В итоге общество получает готовый бизнес.

 

Виктор Шкуренко,генеральный директор ТД «Шкуренко»

В Казахстане есть отраслевые проблемы, есть и национальные особенности ведения бизнеса. Власти Казахстана к российским предпринимателям как к внешнему инвестору относятся очень трепетно. В хорошем смысле этого слова. Чиновники, правоохранительные структуры относятся к иностранным компаниям с большим пиететом, чем к собственным. Но нас больше беспокоит то, как на нас реагирует потребитель. Здесь есть проблемы, с которыми надо много работать. Необходимо понять ментальность казахского покупателя. Люди не привыкли закупаться в сетевых магазинах. Там пока нет такой культуры. У соседей до сих пор работают открытые рынки, частные магазины у дома, которые имеют прямую связь с потребителем. И поставщики не готовы пока давать сетевикам какие-то особые условия, скидки. Мы будем продолжать продвигать свою сеть магазинов. Пока это только инвестиции, прибыли особой нет. Мы обеспечиваем эффект присутствия. Правда, один магазин в Петропавловске пришлось закрыть, но зато открываем два магазина в Павлодаре. Это будут магазины отличного формата от «Низкоцена» (новые магазины будут выходить на рынок под брендом Inmart). Новая структура будет управляться из Казахстана. Нам надо понять, чего хочет казахский потребитель, где ядро его интересов, в чем особенность ассортимента. Будем экспериментировать, исследовать ментальность.


Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 21 (175) от 30 мая 2017 года

Самое актуальное в рубрике: Промышленность

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

киви
Знаю казахский шоколад, хороший и недорогой.
А что тут изучать ментальность? Продавцы и покупатели предпочитают личный, человеческий контакт в торговле. Круг постоянных клиентов - именно он создает репутацию магазина, - вопросы о здоровье, житье-бытье, необидный торг, покупка не впрок, а на сегодня, свежака. Торговые ангары, видать, не прижились.
02 июня, 10:28 | Ответить