Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

03 июня 2017 07.00

История стартапа: как стать самым молодым фермером

Анастасия и Олеся Алешины — самые молодые фермеры в Омской области. Девушки из Крутинского района стали предпринимательницами сразу после школы. Сейчас у семьи — большая ферма и огромный маслозавод, который они выкупили у «Вимм-Билль-Данна». Алешины мечтают вдохнуть жизнь в заброшенное уже лет пять предприятие в Крутинке, только вот с инвестициями возникла проблема.

Александр Румянцев

Жизнь 21-летней Насти и 23-летней Олеси кардинально отличается от будней большинства сверстников. Они не стали причитать из-за отсутствия работы в деревне (что правда), а сами решили создать свое дело. Молодые фермеры уже выиграли несколько грантов на развитие бизнеса, а Настя в 18 лет стала победителем регионального этапа конкурса «Ты — предприниматель». Позже девушка представила Омскую область на финале в Москве. И в столице молоденькая фермер не затерялась среди двух тысяч начинающих бизнесменов из самых разных сфер. Из Белокаменной Алешины привезли диплом третьей степени в номинации «Производство».

Фермерами не рождаются

Семья Алешиных занялась животноводством относительно недавно, в 2010 году. Это сегодня они известные фермеры, отец Антон Алешин возглавляет Ассоциацию развития предпринимательства в Крутинском районе. А тогда толком не знали, как к коровам подступиться.

«Родители никогда не держали коров, у нас были свинки, — рассказывает Олеся. — Но когда отец встал на биржу и ему выдали 60 тыс. рублей, оказалось, что на свиноводство их пустить нельзя.

Тогда и решили заняться коровами — на эти деньги купили трех. Потом на биржу встала мама. А мы с Настей еще учились в школе».

В 2013 году старшая сестра Олеся, едва получив аттестат, стала предпринимателем. «Я подала заявку в Фонд развития предпринимательства, выиграла грант и приобрела шесть коров и одну лошадь. Мы до сих пор на ней пасем коров».

Через два года Настя, достигнув совершеннолетия, тоже оформила ИП.

И стала не просто предпринимателем, а главой крестьянско-фермерского хозяйства. Это было условием конкурса минсельхоза в номинации «Начинающий фермер», на который она подала заявку. Не прошла тогда лишь по одному критерию — у девушки не было собственного транспорта.

«Но на следующий год нас уже ждали, Настин проект выиграл грант в 1,5 млн рублей», — говорит Олеся. «На эти деньги я купила 30 коров», — добавляет Настя.

Семья в то время жила в селе Китерма Крутинского района. «Тогда там был еще нормальный совхоз, а сейчас ни клуба, ни магазина, даже полицейский участок убрали, — вспоминает Настя. — Местное стадо резко сократилось: из 200 голов осталось всего 30-40. Сначала пасли наших коров в общем стаде, потом отделились».

Чуть раньше мама выиграла грант по программе «Семейное животноводство» на покупку 20 коров. Понятно, что в доме такое стадо не поместится. Присмотрелись к пустующей ферме в соседнем селе Калачики. «Она закрылась после банкротства владельцев. Мы видели, что там уже начинают ворота выносить, обратились к ним. Они согласились сдать нам ферму в аренду», — рассказывает Олеся.

«Коров мы вели из Китермы в Калачики пешком пять километров. Перевозить было невыгодно. Начали в пять утра и до фермы дошли в десять часов. А через два месяца привезли еще 30 коров, Настиных. Из Крутинки уже пришлось везти на транспорте. Коровы норовили обратно сбежать, бегали по деревне, а мы всю ночь за ними», — смеются девушки.

У нас молоко по телефону, как пиццу, заказывают: «Алло, хочу!»

Когда стадо разрослось, на ферму взяли нескольких работников из села. У Насти числятся трое, у мамы — пятеро, плюс разнорабочие. «И в деревне Калачики больше негде работать — ни фабрик, ни больниц, даже магазина нет. Но с наемниками, признаются девчата, сейчас трудно. Фермеры практически не берут на работу местных, предпочитают нанимать из райцентра. «Халатно относятся к работе, могут не додоить корову, а она потом меньше молока будет давать. Думаем, может, вообще китайцев нанять», — полушутя рассуждают они.

На сыр не хватает

Рабочий день девушек-фермеров начинается в пять утра — с дойки и выпаса коров. Потом везут молоко в другое село на переработку: разливают, делают сметану, творог, сливочное масло. А после сами же реализуют свою продукцию тут же, в Крутинке, с доставкой на дом.

«У нас молоко по телефону, как пиццу, заказывают: «Алло, хочу!» Мы сами всем развозим, — говорит Олеся. — Летом молока, конечно, больше. К счастью, Крутинский район — туристическая зона, к нам на озеро Ик приезжают много рыбаков, на лето детей отправляют к бабушкам, поэтому вся наша продукция расходится».

Переработку молока тоже осваивали постепенно. «Сначала бабушка учила маму, потом мама — меня, — рассказывает Олеся. — Когда я окончила школу, поступила в институт на заочное отделение, было скучно, сестра в школе. Я начала помогать маме. Тогда и появилась идея открыть свое ИП. Сейчас я больше на переработке, стараюсь усовершенствовать некоторые вещи».

На собственные деньги купили маслобойку и сепаратор. А в 2013 году на молодежном форуме «РИТМ» Олеся выиграла грант в 150 тысяч рублей на покупку сыроварни. «Хотим делать сыр, но пока объемов молока не хватает — все разбирают. Нужно дополнительно закупать молоко или удваивать стадо. Но сыроварня без дела не стоит — она у нас как пастеризатор работает».

Завод «на вырост»

Для молочного производства искали помещение. Обратились в Крутинскую администрацию с просьбой подыскать хоть какую-нибудь комнатку. Там подумали и предложили «на вырост» целый маслозавод. Предприятие в Крутинке, принадлежащее компании «Вимм-Билль-Данн», закрылось лет пять назад. Местные управленцы его уже собирались чуть ли не по частям на металлолом порезать. Но в «Вимм-Билль-Данне» хотели продать в одни руки. Сумму сделки семья не озвучивает, говорят, что потратили на покупку собственные и кредитные средства.

«Зданию почти 100 лет, раньше здесь располагался крупный маслозавод с объемом переработки 100 тонн в сутки. На территории в два гектара несколько производственных помещений, гаражи на восемь машин, около 500 елок растет. Здесь единственная в районе трансформаторная подстанция для бесперебойной подачи электричества, чтобы производство не останавливалось. И большая газовая котельная — маслозавод первым провел газ в райцентр. Я сейчас все эти документы читаю, смотрю, как все развивалось», — с увлечением рассказывает Олеся.

«Сделка завершилась в тот же день, когда мы переезжали на ферму и перегоняли туда коров. Мы с Олесей остались на ферме, а родители поехали в Крутинку оформлять документы по покупке завода», — говорит Настя.

Но пока завод — это только стены. Для запуска производства семья решила приобрести модульные установки «Колакс» по переработке продукции.

«В минсельхозе наш проект поддержали, уже пришло одобрение из Москвы, но по условиям гранта необходимо добавить собственные средства, а именно сейчас нам почему-то в кредитах отказывают», — сетуют Алешины.

Мне одобрили мизерную сумму — 28 тысяч рублей. Это смешно — одна корова стоит 30 тысяч.

«У нас большая кредитная история, потому что на развитие производства идет лишь половина средств грантов, остальное — собственные и кредиты, — поясняет Олеся. — У нас никаких просрочек, все платежи вовремя. Но ни папе, ни маме так нужный сейчас кредит не дают. Мне одобрили мизерную сумму — 28 тысяч рублей. Это смешно — одна корова стоит 30 тысяч. И Насте банки отказывают, говорят, мол, молодая, не доверяем, хотя у нее доход 100 тысяч рублей в месяц!» Девушки говорят, что даже в приемную Путина обращались во время поездки в Москву на бизнес-форум. Но и там ничем помочь не смогли. Пока же от покупки одни расходы — на содержание, электричество.

В феврале девушек-фермеров как победителей конкурса «Молодой предприниматель России» пригласили в Сочи на Российский инвестиционный форум. Там они тоже искали инвесторов для своего проекта.

«Мы можем взять заказ на производство рыбы, мяса, макарон, подсолнечного масла — все это позволяет делать «Колакс». Рядом с заводом проходит федеральная трасса — удобно отправлять продукцию», — перечисляет плюсы для потенциальных инвесторов Настя.

Вспоминают и о неожиданной встрече в Сочи с губернатором Виктором Назаровым. «Смотрим, мимо Виктор Иванович идет! Он Настю сразу узнал, она же часто в министерствах бывает», — смеется Олеся.

Эскиз будущего

У фермеров были планы открывать мини-филиалы по всей России. «Это был вариант развития бизнеса, пока у нас не появилась большая ферма», — говорят они.

Сейчас девушки хотят предложить рынку новый продукт — собственный джем. «Идея пришла, когда искали в магазинах что-нибудь вкусненькое, — говорит Настя. — Но все не то, чувствуется, что ненатуральное. Сварили джем сами, а потом подумали: почему бы не делать его на продажу. Когда зимой было время, экспериментировали, делали варенье из разных фруктов: киви, апельсины, бананы, гранаты». Но заниматься новым проектом решили не раньше, чем найдут рынок сбыта.

А основные силы сейчас уходят на поиск инвесторов для запуска большого производства на купленном заводе. «Для этого есть все — помещения, свет, газ, асфальт, огромная территория. Завози оборудование и работай. Но нужны деньги. Разберемся с текущей работой, будем снова искать инвесторов».

 Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 21 (175) от 30 мая 2017 года

Самое актуальное в рубрике: Малый бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Sieger
Молодцы девчонки! Вот пример другим омичам - перестаньте ныть, займитесь делом!
05 июня, 19:41 | Ответить