Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

23 сентября 2014 08.19

Графство фотографии

Известная в Омске сеть «ФотографиНя» 13 лет назад началась с маленькой точки на Ленинском рынке. Тогда фотограф и предприниматель Юрий Гришкин занимался печатью фотографий на документы. Сейчас спектр услуг значительно расширился, но у создателя компании еще много идей по улучшению сервиса для клиентов.

Юрий по образованию инженер-электрик, но техническая специальность его никогда не привлекала всерьез. Зато увлечение фотографией помогло предпринимателю найти дело всей жизни, которое он строит уже больше 10 лет.

«Я всегда надеялся, что фотография станет главным источником дохода. Еще когда жил в Казахстане, в Алма-Ате, я набирался опыта, работая в местной фотостудии, был и свадебным фотографом. Поэтому когда перебрался в Омск, сразу задумался об открытии собственного бизнеса, тем более что часть техники была уже куплена ранее. Например, печатное оборудование для пленки «Кодак», — рассказывает фотограф.

Арендный форс-мажор

По признанию предпринимателя, быть частным фотографом без поддержки хотя бы маленькой точки по изготовлению фото на документы или мини-лаборатории, печатающей фотографии, не очень прибыльно и рискованно. Поэтому первым делом он открыл небольшой магазинчик фотоуслуг на Ленинском рынке.

«Мы арендовали тогда примерно 4 квадратных метра в большом магазине. А спустя 2 года поняли, что дело может быть прибыльным, и для стабильности открыли еще один офис. Впоследствии это оказалось очень правильным решением. Сеть фотостудий придает бизнесу устойчивость, спасая от возможных форс-мажоров. Например, через некоторое время арендодатели решили отдать площади крупному магазину и всех нас, маленьких предпринимателей, выселили на улицу. Тогда-то вторая точка и не позволила нашему делу умереть», — вспоминает фотограф.

По словам Юрия Гришкина, избежать подобных проблем практически невозможно. «ФотографиНе» приходилось не раз менять прописку. Арендодатели часто подводят, а на свое помещение денег нет. К тому же в этой сфере бизнеса такая покупка не будет рентабельной.

Первые средства для открытия своего дела удалось накопить. Плюс к этому Юрий Гришкин продал машину, на которой зарабатывал частным извозом. Как признается предприниматель, он осознанно сжег мосты, чтобы не распыляться, а сосредоточиться на одном направлении деятельности. По прошествии 13 лет бизнесмен не смог вспомнить, сколько денег он вложил в свой бизнес первоначально. Но при этом Гришкин справедливо замечает, что в те годы стоимость рубля была иной, нежели сейчас, и сегодня очень трудно понять реальную цену вложений.

«Когда открывали первую точку, то совета спросить было не у кого. Интернета в те годы почти не было, да и доброжелателей, которые хотели поделиться опытом, тоже. Поэтому использовали традиционный для предпринимателей тех лет метод проб и ошибок — ориентировались только на свои представления и собственный опыт. Хотя, конечно, подсматривали за успешными конкурентами. На кого-то равнялись, пытались перенять чьи-то методы работы, что-то творчески перерабатывали под себя», — рассказывает фотограф.

По словам директора «ФотографиНи», на старте бизнеса были сложности с привлечением клиента. Когда предприниматель просчитывал проходимость точки в магазине, ситуация представлялась более радужной. А в итоге оказалось, что людей мимо проходит много, но мало кто обращает внимание на новое предложение.

«Наша реклама была на таком уровне, что нас просто не замечали. Пока точка новая, неизвестная, привлечь внимание очень сложно. Приходилось на ходу учиться маркетингу и рекламе, проверять на практике, что работает, а что нет», — вспоминает фотограф.

Как рассказывает Юрий, обучение продолжается постоянно. Сейчас благодаря интернету удается не только узнавать, как работают омские конкуренты, но и перенимать опыт столичных фотостудий. То, что сейчас популярно в Москве, вскорости придет и в Омск, поэтому быть в курсе тенденций очень выгодно.

Универсальное предложение

Для еще большей устойчивости бизнеса Юрия Гришкин уповает на диверсификацию: «ФотографиНя» оказывает универсальный набор услуг в сфере фотографии, видеосъемки и полиграфии.

«У нас по-прежнему пользуются спросом фото на документы, не менее популярна лаборатория по печати фотографий. Плюс к этому мы предлагаем свадебную фото- и видеосъемку, делаем клипы и фотокниги, печатаем пригласительные, календари, листовки и прочую сувенирную продукцию. С одной стороны, все это — услуги из смежных отраслей. А с другой — разные группы клиентов нуждаются в разных продуктах, что увеличивает наши обороты», — подчеркивает предприниматель.

К тому же разные предложения актуальны в разное время года, и благодаря этому удается практически избежать простоя. Например, свадебных фотографов чаще заказывают с июня по сентябрь. Перед Новым годом актуальна полиграфия, когда клиентам нужны открытки, календари и сувенирная продукция. К концу учебного года высок спрос на альбомы выпускников. Единственное время, когда наблюдается снижение спроса, — это месяц после Нового года, когда клиенты уже потратили все деньги к празднику. Но это явление традиционно для многих видов бизнеса.

Рынок фотоуслуг Омска, по словам предпринимателя, достаточно конкурентный. В этой сфере работает множество предпринимателей, но чаще всего они делают упор на какую-то одну услугу, не стремясь расширяться. Число потенциальных клиентов так велико, что никто не испытывает дефицита спроса, и подковерной борьбы в этом бизнесе практически нет.

Как рассказывает Юрий Гришкин, комфортно чувствовать себя на рынке помогает все та же универсальность и наличие сразу нескольких филиалов.

«На рынке нет организации, которая предлагает сопоставимый набор услуг. Раньше была сильна компания «Фокус», но сейчас, к сожалению, она переживает тяжелые времена. Если говорить об отдельных сегментах, то здесь уровень конкуренции разнится. Например, самое жесткое соперничество наблюдается в свадебном бизнесе. Причем в борьбе за клиента главные наши конкуренты — фотографы-частники. Они бизнес не регистрируют, налогов не платят, издержек у них нет — они могут демпинговать. И, к сожалению, обрушивая цену, частники вытаптывают наш общий рынок. Клиенты быстро привыкают ко все большим скидкам и щедрым акциям», — сетует предприниматель.

При этом, по словам Юрия Гришкина, бизнес фотоуслуг в свое время практически не заметил перехода с пленки на цифру. Несмотря на то, что фотографии можно хранить в компьютере, многие клиенты стараются лучшие снимки напечатать на бумаге.

«Клиенты понимают, что держать фотографии на жестком диске — это всегда риск. Техника стареет, ломается, и фотоархив можно легко потерять. Правда, сейчас наметился небольшой кризис рынка из-за того, что клиенты покупают портативные фотопринтеры и печатают фотографии в домашних условиях. Но думаю, это временное явление. Качество домашней печати оставляет желать лучшего: фотографии выгорают уже через год. Так что клиенты рано или поздно вернутся в фотолаборатории. Другое дело, что мелкие игроки на рынке не выдержат долгого ожидания и исчезнут», — уверен директор «ФотографиНи».

Семейный маркетинг

Фотоуслуги не являются для потребителей продуктом первой необходимости, поэтому большое значение нужно уделять грамотной разработке рекламной стратегии. В этом направлении Юрий Гришкин следует своему фирменному принципу универсальности: предприниматель старается использовать разнообразные инструменты продвижения своей компании.

«В рекламе у нас всего по чуть-чуть: размещаем рекламу в печатных изданиях, уделяем внимание раздаче листовок, а в последнее время большое значение придаем продвижению в интернете. У нас очень функциональный сайт, есть группа в социальной сети «ВКонтакте». И я вижу, что отдача от этих инструментов все выше», — рассказывает предприниматель.

Юрий Гришкин признается, что сокращать издержки удается за счет привлечения к бизнесу членов семьи: жена помогает с бухгалтерией, а дочь как раз занимается маркетингом и ведет группу в социальных сетях.

«Покупательская способность омичей низкая, и маржинальность нашего бизнеса не может быть высокой. Поэтому появление лишней штатной единицы, например, маркетолога, может сильно ударить по доходам организации», — подчеркивает Юрий.

Сейчас в фирме на постоянной основе работает небольшой штат фотографов и дизайнеров. В периоды пикового спроса привлекаются специалисты и вне штата, в частности, для свадебной фото- и видеосъемки. Так работать выгоднее. В итоге общая численность варьируется от 5 до 10 человек.

«Текучка кадров в нашей отрасли большая. Мы живем не в Японии, где люди привыкли всю жизнь работать на одном месте. К тому же у сотрудников свои цели: кто-то приходит, чтобы научиться и уйти в свободное плавание, кто-то уезжает в другой город. Люди растут, и движение на рынке не прекращается. Это нормально», — уверен фотограф.

О планах на будущее Юрий Гришкин рассуждает стратегически. О выходе на рынки других регионов он не думает, считая, что это не имеет смысла. Зато главную для себя цель директор «ФотографиНи» видит в улучшении качества предоставляемых услуг.

«Новые направления бизнеса и новые услуги подскажет время. Главное — успеть сориентироваться и угадать спрос на то или иное новшество. Как, например, мы в свое время не прогадали с печатью фотокниг. Это предложение очень популярно среди клиентов», — рассказывает предприниматель.
При этом владелец сети задумался об открытии новых офисов, чтобы расширить клиентскую базу. Плюс к этому бизнесмен уповает на появление электронных услуг — часть взаимодействий с клиентами в скором времени перейдет в онлайн. Получается, что сайт становится основной площадкой для развития бизнеса.

Александр Набатов

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №36 (040) 23 сентября

Самое актуальное в рубрике: Малый бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий