Деловой Омск

Деловой Омск

06 июня 2017 07.00Спецпроекты

Клуб читающих бизнесменов: чистый олигофрен или удачливый оппортунист?

При обсуждении книги Марка Розина «Стратегия чистого листа. Как перестать планировать и начать делать бизнес» участники Клуба читающих бизнесменов решили, что умеренный оппортунизм в принципе уместен, особенно на этапе становления компании. Главное — с ним не переборщить.

Клуб читающих бизнесменов: чистый олигофрен или удачливый оппортунист?

Фото: МА «Делфи»

В основе книги — сравнение двух противоположных подходов к управлению: стратегического и оппортунистического. К первому автор относит руководителей, проектирующих организацию сверху вниз, начиная от целей и заканчивая исполнителями. Под оппортунистами Розин понимает руководителей, которые при принятии решений опираются на мелкие возможности, вытекающие из конкретных ситуаций, а не на глобальные стратегические цели.

В отличие от стратегов, которым всегда сложно отступиться от заранее обозначенного плана, оппортунисты, вырабатывая стратегию, перестают ей следовать, если видят перспективные возможности, выходящие за ее рамки.

Оппортунизму не все возрасты покорны

Спикером встречи выступила управляющий директор экопарка «Раздолье» Евгения Басова.

«Автор книги говорит, что нет четкого понимания, что стратег — это обязательно хорошо, а оппортунист — это безусловно плохо, — рассказала она. — Все зависит от компании, целей, которые она себе ставит, и ее руководителя. Для стратега очень важны пиар, публичность. Оппортунист ищет возможности для виртуозного маневра. Его главная ориентация — чтобы деньги были всегда, здесь и сейчас. Стратег придерживается централизации, а оппортунист — децентрализации. Для него самое главное — небольшие продуктовые территориальные дивизионы. На них он и концентрирует свое внимание. В управлении работой стратега отличает от оппортуниста то, что он все выстраивает на регламенте и должностях. В компании такого руководителя функции выполняются строго по иерархии. Выполнение общего плана идет снизу вверх. Классическая система наград, поощрений, оклады и премии — все это строго привязано к должности работника. У оппортуниста основная форма реализации работы — это проект».

Как отметила Евгения Басова, Марк Розин явно пропагандирует оппортунистическую направленность.

Далее участники Клуба попытались выяснить, кем являются они — оппортунистами или стратегами.

«Едва я взял в руки книгу, как сразу же записал себя в оппортунисты, — заявил Егор Подворный (компания «Подворный. Репутация»). — По мере прочтения уже начал в этом сомневаться. Но под конец точно определился: я — оппортунист. Особенно на том этапе, когда мы только ищем идеи. Когда же они найдены, наша компания скорее выступает в роли стратега. Я, кстати, не совсем согласен с тем, что оппортунисты могут одинаково эффективно работать в любой сфере. Я, например, вообще не вижу себя в металлургии. В общем, книга интересная, позволяет посмотреть на бизнес-процессы под другим углом. Но в целом я уверен, что подход к управлению напрямую зависит от текущей ситуации в экономике, вида бизнеса и возраста команды».

«Чем она моложе, тем больше в ней признаков оппортунизма?» — уточнила Евгения Климанова («Делфи»).

«Думаю, да, — ответил Подворный. — Поколения Y и Z вообще не любят никаких инструкций. Им нужно объяснить, как делать и зачем это делать. Без этого они вряд ли смогут выполнить работу. Я не уверен, что они могут выжить в условиях стратегического подхода к управлению».

Психолог, тренер и предприниматель Анастасия Полянина заметила, что не стала бы принципиально разводить по разным углам оппортунистов и стратегов. «Оппортунизм — это подход к бизнесу, но не метод управления, — высказалась она. — Если мы хотим, чтобы наш бизнес вышел на серьезный уровень, без стратегии в принципе обойтись невозможно. В 2011 году мы создали в Омске микрофинансовую организацию и стали вторыми на местном рынке. Если бы у нас отсутствовала стратегия, мы бы не смогли выйти в другие города, закрепиться на омском рынке. Оппортунистический подход проявился только в том, что мне понравилась сама идея микрофинансирования и я смогла увидеть за ней будущее. Оппортунизм я вижу именно как реализацию новых идей, не больше».

С Поляниной согласилась fashion-ведущая Александра Денисламова. Она сказала, что считает неверным рассмотрение стратегии и оппортунизма как понятий из разных реальностей. «Я бы назвала это рациональным и иррациональным подходом, — заявила девушка. — Все, что является рациональным, обычно доставляет нам жуткий дискомфорт, мы корим себя за то, что не выполняем планы. Но когда отступаем от них, часто замечаем, что в итоге выполняем кучу дополнительных дел, которые планом не предусматривались. В итоге результат человека, отошедшего от плана, получается выше, чем итог работы того, кто все делает, четко придерживаясь стратегии. Нужно просто ставить перед собой цели и не придумывать сценарий — мы все равно его не выполним».

С мыслью о том, что все россияне ментально являются оппортунистами, слово взяла еще одна участница Клуба: «Мы люди коллективного труда, для нас очень важно иметь друзей. Именно через дружбу мы продвигаем свои проекты. А например, европейцы и американцы — это в первую очередь индивидуалисты».

Случайная прибыль

С ироничной критикой теории разделения управленцев на стратегов и оппортунистов выступил учредитель ООО «Теплолайв» Константин Аверин.

«В наше время очень развит нейминг. Вот пример. Тех, кого раньше называли олигофренами, теперь уважительно именуют альтернативно одаренными людьми, — сказал он. — Человек как был олигофреном, так им и остался, но теперь-то его называют гораздо более приятным на слух термином. Точно так же здесь — ничего более бредового, чем открывать банк под единственного клиента в каком-то малоизвестном моногороде (пример из книги Марка Розина. — Прим. ред.) придумать нельзя. Это не бизнес, это полная хрень!»

«Я знаю одного оппортуниста, который сегодня не пришел на заседание Клуба, — дополнила выступление Аверина госпожа Климанова. — Он тоже совершенно случайно открыл в Донецке свою точку по продаже суши. Причем запустил ее за полгода до «оранжевой революции». Я у него спрашиваю: «А ты вообще читал газеты, смотрел новости? Ну было же понятно, что все к этому идет, как можно было начинать в таких условиях бизнес?» Но для него это вообще не проблема. Он сегодня что-то открыл здесь, завтра закрыл там. У него удачные проекты компенсируют убытки от неудачных, он так и живет».

Климанова назвала предпринимателей этого типа «серийными»: «Они видят какую-то идею, которая им нравится, и тут же открывают новое дело. В итоге в их портфеле набирается несколько бизнесов. Какой-то из них еле теплится, какой-то убыточный, а что-то приносит достойные деньги».

Ресторатор Татьяна Семикина рассказала любопытную историю, наглядно доказывающую то, что на этапе становления компании здоровый оппортунизм иногда бывает полезнее продуманных стратегий.

«Мы начинали свой бизнес в 1992 году. У нас, двух молодых выпускников института, уже было двое маленьких детей, — вспомнила госпожа Семикина. — И тут муж, не сказав мне ни слова, вложил все наши деньги, которые были отложены на покупку квартиры, в помещение магазина, которое он купил на аукционе. Он буквально жил в этом магазине, грозил банкам, что будет у них ночевать, если они не дадут ему кредит. Кредит получил, магазин неплохо заработал, у нас все получилось. Но сколько же было на том этапе ошибок! Мы ничего не знали о бизнес-стратегиях. Все это пришло уже потом».

Также ресторатор отметила, что на каком-то этапе развития они обратились за помощью к консалтинговой компании, которая прописала им план развития. «Некоторые мои сотрудники, увидев инструкции, по которым им предстояло действовать, сказали, что не смогут работать в условиях такой зарегламентированности. Они элементарно не понимали даже сути этих инструкций. Мы прислушались к мнению персонала, поняли, что ни в коем случае нельзя все регламентировать».

«Если люди не хотят и не могут работать по жесткому регламенту, значит, просто надо убрать из стратегии всю эту бюрократию, — поддержал Семикину коммерческий директор компании «Аптайм» Павел Симаков. — Что касается оппортунизма, то, видимо, этот термин применим к такому монологу: «Пойду шиномонтажку открою. Кстати, надо зубы почистить». И все это, по мнению автора книги, которую мы обсуждаем, почему-то приносит деньги».

В заключение обсуждения Егор Подворный заметил, что стал заложником ситуации с терминологией, используемой в книге Марка Розина: «Когда я слушал примеры, характеризующие оппортунизм, у меня сложилось ощущение, что мы считаем глупостью то, что закончилось неуспешно, а все то, что завершилось удачно, называем оппортунизмом».

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 22 (176) от 6 июня 2017 года

Добавить комментарий
Преображение: точка, точка, запятая

Преображение: точка, точка, запятая

Итоги «Преображения» Марины Хариби и Андрея Маслова.

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Но здесь ждут только способных учеников, которых не приходится заставлять делать уроки.

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Третий день в Омске идут съемки документального сериала об Октябрьской революции. «Класс» побывал на площадке и пообщался с шеф-редактором.

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»Фото

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»

Художник Сергей Сочивко пообщался с редактором «Нового Омска» и рассказал о картинах для Владимира Путина и Наины Ельциной, а также почему в Екатеринбурге его ценят больше, чем в Омске.

История любви на фоне омского неба

История любви на фоне омского неба

Гости проекта «За подарками» провели романтический вечер в омском планетарии.

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Зрителям представили консервативную «Провинциалку».

Преображение: три Look

Преображение: три Look'a для Марины Хариби

Осенние, глубокие, стильные образы от «Итальянского стиля» и Ирины Бумагиной.

Что, где и когда  послушать в Омске меломанам

Что, где и когда послушать в Омске меломанам

Рассказываем о будущих концертах и выступлениях.

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Коротко о девяти реальных и одном мосте-призраке.

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезонаФото

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезона

Лицейский театр открыл 24-й сезон лаундж-проектом «Раскроем зонт — откроем сезон».

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

13 сентября в «Арлекине» омскому зрителю представили спектакль по пьесе современного драматурга из Красноярска Александра Хромова.

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Потому что столбы посреди дороги и снег, который кочует с дорог на тротуары и обратно, — это не работа спустя рукава, это нововведения.

Преображение: как Марина Хариби и Андрей Маслов попали в руки секс-символа 50-х

Преображение: как Марина Хариби и Андрей Маслов попали в руки секс-символа 50-х

О красе ногтей, ветре в волосах, мужских руках и омской Монро.