Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

07 июня 2017 07.00

Все сильны задним числом: постановление 108-п — что делать и кто виноват?

Постановление № 108-п о порядке расчета арендной платы за землю можно назвать серьезнейшим просчетом за все время губернаторства Виктора Назарова. Ни один другой подписанный им документ не вызывал такой мощной реакции.

Фото: Надежда Ишкиняева

На прошлой неделе наконец была поставлена точка в неприлично затянувшемся обсуждении поправок в постановление регионального правительства Омской области № 108-п — о порядке расчета арендной платы за земельные участки в областной собственности и из состава неразграниченных земель под объектами недвижимости, предоставленные в аренду без торгов. Этим документом весной 2015 года установлена новая формула расчета арендной платы за земельные участки под зданиями, сооружениями и объектами незавершенного строительства. Ее приравняли к произведению рыночной стоимости земельного участка на основании оценки, проведенной максимум за полгода до заключения договора и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центробанка, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении площадки. До того как постановление вступило в силу, арендная плата устанавливалась в размере кадастровой стоимости участка, умноженной на ставку арендной платы в зависимости от вида использования земли (от 0,0025 до 0,07).

Ставки сделаны

Выставленные по новому порядку счета стали для предпринимателей неприятным сюрпризом. По данным гендиректора ЗАО «Компания «АСК», депутата Заксобрания области Валерия Кокорина, по примерно двум тысячам договоров ежемесячные платежи выросли от 3 до 232 раз. Больше всего пострадало ЗАО «Деловые встречи», арендующее земельный участок под строительство детского сада. «Арендная плата за землю является непомерно завышенной. Порядок расчета арендной платы, исходя из рыночной стоимости и ставки рефинансирования Центробанка, которая является фискальной мерой для расчета пени и штрафов к нарушителям налогового законодательства, приведет в короткое время к банкротству тысяч предпринимателей», — заявлял парламентарий.

Более того, уведомления об изменении арендной платы предприниматели начали массово получать только спустя почти полтора года после подписания постановления. Причем вместе с долгом (аренду пересчитали с мая 2015 года) им начислили и пени, как если бы они были злостными неплательщиками. «Ведь вся загвоздка в том, что предприниматели нигде не могли узнать, что у них так изменится арендная плата, так как не было базы для расчета рыночной стоимости земельного участка. То есть ставка была известна, а от какой базы ее считать — непонятно, — рассуждает в открытом письме к спикеру Заксобрания гендиректор компании «ИнвестАудит», председатель правления Омского регионального отделения «Российского общества оценщиков» Олег Амелин. — Если бы в качестве базы установили кадастровую стоимость, любой землепользователь, узнав о постановлении № 108-п, сам легко бы рассчитал предстоящие арендные платежи и смог принять решение — нужна ему земля по такой арендной плате или нет.

А рыночную стоимость никто не знал, пока департамент имущества не провел тендер, выбрал оценщика и получил от него ответ. На все это департаменту понадобилось 1-1,5 года, после чего он и смог посчитать арендные платежи и предъявить их бизнесу. Получается, что предприниматели должны теперь рассчитаться за нерасторопность департамента».

Казалось бы, причем здесь Заксобрание? Однако именно оно с середины апреля 2017 года обсуждает два законопроекта о поправках в драконовское постановление, инициированные Валерием Кокориным. Депутат, во-первых, предлагает передать региональному парламенту полномочия по установлению порядка расчета арендной платы, а во-вторых, установить более щадящую формулу. Арендная плата, считает он, должна равняться произведению рыночной стоимости земельного участка и ставки, кратной ставке земельного налога в зависимости от вида разрешенного использования участка: для объектов торговли и общественного питания — 3%, для офисных зданий — 2,75%, для производственных объектов — 2,35%, во всех остальных случаях — 2%. Валерий Кокорин настаивал, что законы должны вступить в силу задним числом, как были насчитаны долги за арендную плату предпринимателям.

Андрей Новоселов: Выражаясь медицинским языком, мы проработали, заглянули закону во все физиологические отверстия, — обратной силы он иметь не может.

Однако и в Заксобрании поправки не прошли дальше рассмотрения. Спикер Владимир Варнавский соглашался: «Проблема есть, ее необходимо решать, иначе мы можем лишить многих предпринимателей куска хлеба и работы», — но фактически решать ее не захотел, ограничившись критикой чиновников. Месяцем ранее первый зампред правительства области Андрей Новоселов клятвенно пообещал, что по требованию губернатора изменения в постановление будут подготовлены до конца апреля. Но сроки несколько раз сдвигались. Когда и в середине мая вопрос был снят с повестки заседания регионального кабинета министров, Владимир Варнавский не выдержал: «На каком основании министерство имущественных отношений полгода тянет резину? Вместо 16-го вопроса можно поставить вопрос об ответственности Бориса Смольникова за постоянное игнорирование поручения губернатора». Глава региона Виктор Назаров потребовал от министра письменных объяснений, но ответом Андрея Новоселова, что «вопрос досконально не проработан», казалось, был удовлетворен. Что касается альтернативных законопроектов, то губернатор их также не поддержал: «Они не проработаны ни в правовом поле, ни в экономическом. Там возникают выпадающие доходы по городу, и мы на это не пойдем».

Ставок больше нет

Итоговая версия проекта постановления, которую в правительстве вынашивали, как ребенка, почти девять месяцев, была представлена только 31 мая, когда ситуация накалилась до предела. Арбитражный суд области оказался завален исками о взыскании задолженности с предпринимателей, арендаторы, в свою очередь, начали оспаривать рыночную стоимость земли, чтобы хоть как-то снизить финансовую нагрузку. Решение вышло половинчатое, то есть не устроило в полной мере ни ту ни другую стороны. Арендная плата с 1 января 2018 года будет рассчитываться как произведение рыночной стоимости участка на дифференцированный коэффициент. Он составит 4,3% за землю под объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, 3,6% — под офисными зданиями делового и коммерческого назначения, 3,4% — под производственными и административными зданиями, строениями и сооружениями промышленности, коммунального хозяйства и 3,8% — для иных земельных участков. Это значит, что и долги арендаторам не простят, и поступления в бюджеты упадут примерно в 2,5 раза. Глава минимущества Смольников пояснял, что постановление обратной силы иметь не может, а принять его с сегодняшнего числа не позволяют выпадающие доходы — деньги, и немалые, уже заложены. Мэр Омска Вячеслав Двораковский также призывал войти в положение. «Девять месяцев вопрос рассматривался не потому, что кто-то что-то не хотел делать, а потому, что он затрагивает интересы абсолютно всех и затрагивает глубоко. После принятия постановления с 2018 года потери городского бюджета составят 392 млн рублей, а если придать ему обратную силу, то в 2017 году потери составят 200 млн рублей. Это тоже, как вы понимаете, очень серьезный удар», — заявил Вячеслав Двораковский.

У бизнеса был еще один аргумент в свою защиту. Глава компании «Акция», председатель комитета ЗС по законодательству и МСУ Сергей Калинин заявил, что арендаторам даже не оставили шанс выкупить землю под своими объектами. «Предприятие по этому постановлению задолжало 20 млн рублей, при этом выкупная стоимость земли составляла 7-8 млн рублей. Если бы ему два года назад сказали, что арендная плата будет такой, оно бы выкупило землю, — привел реальный пример Калинин. — Когда так поступает частная компания, мы говорим, что это мошенничество, а так на государственном уровне пытаются «нагнуть» конкретные предприятия, и ничего». По его мнению, теперь чтобы спасти арендаторов от разорения, необходимо вводить понижающие коэффициенты на 2-3 года или все-таки дать им возможность стать собственниками участков, причем на условиях рассрочки платежей на срок до восьми лет по аналогии с выкупом недвижимости представителями малого предпринимательства.

В правительстве области, несмотря на это, ясно дали понять, что сейчас на уступки предпринимателям уже не пойдут. «Мы это постановление принимаем, оно будет действовать с 1 января 2018 года, — заявил Андрей Новоселов. — Есть ясность, по крайней мере, что будет в следующем году». Он поручил министру имущественных отношений рассмотреть варианты, как минимизировать негативные последствия, к которым привело скандальное постановление: предоставить рассрочку на выкуп земли или, «если это знаковое предприятие, через Заксобрание попросить налоговые каникулы». «Какие бы ни были предприниматели, они все наши, и мы должны их поддержать», — резюмировал он.

Впрочем, все еще может кардинально измениться. В Омский областной суд подан иск о признании постановления № 108-п недействительным в части порядка расчета арендной платы за земельные участки под зданиями, сооружениями и объектами незавершенного строительства, как не отвечающего принципам экономической обоснованности, и нарушающим права собственников недвижимости, с момента вступления его в силу.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 22 (176) от 6 июня 2017 года

Самое актуальное в рубрике: Власть

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий