Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

09 июня 2017 07.00

Справка По данным прокуратуры Омской области, в городе ведется строительство 159 многоквартирных домов, 93 из них — с привлечением денежных средств граждан. При этом 24 многоквартирных дома подпадают под категорию «проблемных». По подсчетам же регионального министерства строительства и ЖКК, проблемных домов 21. Общее количество дольщиков составляет 2189.

Дольщики против застройщиков — а выиграют юристы?

Далеко не все строительные компании Омска соблюдают сроки сдачи жилья. В таких ситуациях дольщики обращаются к юристам, специализирующимся на этой теме. Российские эксперты прогнозируют, что они будут делать на этом неплохой бизнес, который ведет к разорению застройщиков. Однако омские юристы считают, что регион уже преодолел бум исков дольщиков к строителям, поэтому даже собираются переключаться на иные сферы работы.

Фото: Сергей Ермохин

В прошлый четверг Арбитражный суд Омской области зарегистрировал заявление о признании банкротом застройщика жилого микрорайона Сады «Наука» — ООО СК «РусМонтаж». Спустя всего три года после громких заявлений и амбициозных планов по возведению 22 многоэтажек на 25 га бывшего дачного массива «Наука» в Советском округе «РусМонтаж» столкнулся с серьезным кредитором. Заявление о банкротстве компании подал один из ее дольщиков.

В июле 2015 года Александр Светилко заключил с застройщиком договор долевого участия, по которому «РусМонтаж» должен был не позднее начала октября прошлого года передать мужчине квартиру площадью 71 «квадрат» в доме № 1 микрорайона. Но сроки были нарушены, на этом основании в декабре дольщик написал заявление о расторжении договора и возврате чуть более 2,4 млн рублей. Однако застройщик вовремя деньги не вернул, в итоге в суд прилетело заявление о банкротстве.

Кредитора-дольщика в суде представляет известный в городе юрист — директор Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) в сфере строительства Дмитрий Дмитриев.

Для него это не первое заявление от имени дольщиков о банкротстве застройщика. В аналогичной процедуре находится ООО «НАИ Бекар Омск» (коттеджный поселок Пушкинъ). На очереди — ОАО ТПИ «Омскгражданпроект» (дом № 3 на улице 70 лет Октября) и фонд «Жилище» (микрорайон Московка-2).

Но основная специализация ОЗПП и аналогичного общества защиты прав потребителей «Аналогия права» (директор Игорь Вист) — это взыскание неустойки за нарушение сроков сдачи жилья и недоделки.

На эти два общества в городе приходится порядка четырех тысяч исков к большинству крупных застройщиков.

В Москве поговаривают о новом тренде — на смену автоюристам, терроризировавшим до последнего времени страховые компании путем взыскания денег в судах, приходят люди, которые могут всерьез и надолго взяться за застройщиков.

Но как оказалось, для Омска это уже пройденный этап.

Поживиться нечем

По словам Дмитрия Дмитриева, первые подобные иски были поданы в местные суды еще в 2006 году. Гражданские судьи Кировского районного суда когда-то оказались завалены претензиями к «ПИК-Региону» (микрорайоны Прибрежный, Кристалл и Континентальный), входящему в структуру столичной ГК «ПИК». «Там было проведено порядка 800 исков. До компании «ПИК-Регион» в Омске, по сути, массового строительства не было. Подав иск в 2006 году, я только спустя год получил решение о взыскании неустойки. Было 18 судебных заседаний в первой инстанции, — смеется Дмитриев. — Сейчас подобные иски рассматриваются за одно заседание».

Как рассказывает юрист, практика омских судов на сегодня такова, что деньги с застройщика взыскиваются четко по ключевой ставке (9,25% годовых). Но судьи также в порядке статьи 333 Гражданского кодекса пытаются соблюсти баланс интересов не только истца и застройщика, но и оставшихся дольщиков, ожидающих достройки.

«Например, за три месяца просрочки с учетом штрафных санкций сумма начинается от 30 тыс. рублей. Если период побольше, то речь идет уже о сотнях тысяч. В исключительных случаях присуждается 100%», — объясняет Дмитриев.

На такой шаг суды толкает игнорирование застройщиками судебных заседаний. К примеру, ОЗПП Дмитриева судится с московскими компаниями, квартиры которых приобрели омичи. Закон «О защите прав потребителей» позволяет подать иск по месту регистрации гражданина. А в Омск из Москвы юристов порой не присылают.

Но когда иски начали поступать к областному «Агентству жилищного строительства», выступающему, как и фонд «Жилище», застройщиком в микрорайоне Московка-2, судьи присуждали неустойку по минимуму.

«У них была четкая установка, чтобы давать столько, чтобы передумали судиться, — считает Дмитрий Дмитриев. — Давали за полгода просрочки пять тысяч рублей, хотя сумма должна была быть в десять раз больше. И только после моего письма председателю областного суда Владимиру Ярковому ситуация изменилась. Я написал в нем, что такой практикой вы допускаете в будущем возможные нарушения. Для застройщика пять тысяч рублей — это ничто».

Он сетует, что сейчас работы на этом фронте почти не осталось — нового жилья строится мало, а многие застройщики находятся в предбанкротном состоянии. ОЗПП предъявляют иски с расчетом получить деньги, но в нынешних условиях это стало практически невозможно. Юрист говорит, что даже подумывает о переезде в более благополучный в строительной сфере регион.

Колом встала

Председатель совета директоров группы компаний «Стройбетон» Олег Золотов, жаловавшийся больше года назад на ОЗПП «Аналогия права», говорит, что сейчас для него эта проблема уже неактуальна. «Мы перестали работать с дольщиками. А эти юристы больше воюют с фондом «Жилище», в том числе и потому, что учредителем выступают областные власти, а для них перерегистрация или другие схемы невозможны», — рассказывает Золотов.

На «Стройбетон» юристы ОЗПП подавали иски по взысканию неустоек по качеству. «Они подали иски, когда у нас на самом деле качество было не очень высокое. Это касалось 2006-2007 годов. Тогда у нас однокомнатная квартира стоила 350-400 тыс. рублей. А иски по сегодняшнему дню они подают на 200 тыс. рублей. У приставов скопилось большое количество исполнительных листов, тогда мы перерегистрировались. Они повозмущались, а когда мы запустили новую немецкую линию по производству панелей, вопрос и вовсе снялся сам собой», — объяснил Олег Золотов.

Но юристы, защищающие дольщиков, по мнению строителя, играют и положительную роль, так как они прореживают ряды мелких нерадивых застройщиков. Правда, из-за простоя в строительной отрасли их и без того практически не осталось.

По оценке Золотова, у пяти крупнейших в регионе застройщиков нераспроданными остаются порядка трех тысяч квартир. «Я и мои коллеги по строительной отрасли практически все работаем неполный рабочий день. В мае мы вообще не работали. В июне выходим, но будет четырехдневная рабочая неделя. 6-й завод (АО «ЗСЖБ № 6» Юрия Гуринова. — Прим. авт.) стоял, 5-й завод (ООО «ЗСЖБ

№ 5 Треста «Железобетон» Константина Петренко) месяц работал, потом месяц также стоял. Думаю, что объемы у всех упадут где-то в среднем в два раза», — полагает Олег Золотов.

Комментарии

Рабанин Геннадий,директор фонда «Жилище»Ситуация с этими исками критическая. В общей сложности на сегодняшний день к фонду «Жилище» и «Агентству жилищного строительства» подано порядка двух тысяч исков. Эти юристы добиваются того, что компании просто «обескровливаются». Из-за штрафов, которые получают непосредственно эти юристы, изымаются средства, которые должны идти на строительство объектов. Они живут за счет штрафов, составляющих 50% от взысканной суммы. Ни один застройщик не выдержит таких расходов. Отсюда и нарушение сроков строительства.
Королев Виталий,бывший гендиректор ООО «НАИ Бекар Омск»У нас в конце 2015 года возникла проблема с недостатком ликвидности. Люди порасторгали договоры долевого строительства. А эти юристы насоветовали своим доверителям подать на банкротство. В итоге они добились того, что ни их доверители, ни остальные дольщики не получили ничего. Но не потому что мы не хотим рассчитаться, а потому что не имели на это право по закону. Естественно, работа компании прекратилась, и я не знаю, удастся ли кому-то получить свое. Позже я выяснил, что это был такой способ шантажа: мы подадим на банкротство, а они найдут деньги и сразу же отдадут. Это, наверное, хорошо работает с теми нечистоплотными строителями, у которых деньги есть, но они не хотят их отдавать. Мы пытались договориться, объясняя юристам, что фактически они действуют не в интересах дольщиков, а против них.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 22 (176) от 6 июня 2017 года и на сайте ИА «Деловой Омск» (свидетельство ИА № ТУ55-00493 от 25.03.2015 г.)

Самое актуальное в рубрике: Суды

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

киви
На фотографии свайное поле так похоже на кладбище.
21 июня, 18:44 | Ответить