Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

13 июня 2017 13.27

Нейронастоящее, нейробудущее: онлайн-доктор, миллион долларов для авторов и погода на службе бизнеса от «Яндекса»

В Москве прошла восьмая конференция «Яндекса» о применении новейших цифровых технологий в различных областях. «ДО» рассказывает, какие сервисы представил организатор и почему из названия события исчез хвостик on marketing.

Фото: Яндекс

НейроСкрябин

В начале было шоу. Терменвокс и светомузыка. Любопытно, трогательно — посмотрите трансляцию. Но соль в другом, растолковал директор «Яндекса» по маркетингу сервисов Андрей Себрант. Музыку сочинила нейронная сеть. Казалось бы, уже неудивительно. Но именно такой продукт стал возможен только в этом году и лишь в нескольких местах на планете. В частности, специалисты «Яндекса» научили сеть писать музыку в стиле определенного композитора — выбрали прародителя светомузыки Александра Скрябина. Эксперт по Скрябину удивилась, насколько получилось похоже на творчество классика, и создала к машинному произведению аранжировку со струнными и арфой.

«Это пример творческого сотрудничества творческих людей и творческих машин.

Это наше будущее», — истолковал изящную иллюстрацию Андрей Себрант. К его лбу были приклеены датчики.

Кстати, за терменвоксом, который солировал на сцене, стоял правнук изобретателя инструмента Льва Термена.

Дзен: новый формат и миллион долларов

Технологии искусственного интеллекта совершат следующую революцию в медиапотреблении, продолжил тему нейросетей и будущего «гуру рекомендательных систем» Виктор Ламбурт.

Он представил на секретном докладе «Яндекс.Дзен». Сервис изучает, что и где любит читать конкретный пользователь, и строит информационную ленту, которая будет интересна именно этому человеку. Удобно. Особенно для тех, кто устал тратить время на просмотр бессмысленных селфи.

Погрузиться в «Дзен» можно еще с лета 2015 года, но молодая немолода только на первый взгляд. На конференции «Яндекс» впервые показал бизнесовые возможности сервиса и его новинки.

Разработке есть чем заинтересовать издателей: в начале 2017 года «Яндекс.Дзен» обошел по переходам сайты «ВКонтакте», «Фейсбук» и «Одноклассники». К настоящему моменту это 16 млн переходов в день.

Теперь же сервис предназначен не только для распространения, но и для создания контента. «Яндекс» представил новый формат публикаций — «нарратив». Он заточен специально под смартфоны: мобильное медиапотребление продолжает расти.

«Публикация состоит не из абзацев или строк, а из экранов, которые можно перелистывать, как это сегодня принято. Первый экран — обложка. Далее от одного до десяти экранов состоят из видео, картинок, гифок… И финальный экран, который отправляет вашего пользователя туда, куда нужно», — объясняет куратор проекта Даниил Трабун.

В пример привели кейс от Nike: легкий, живой, красивый, но по сравнению со старым добрым «кирпичом» неинформативный. А может, и не нужны уже нагромождения голого текста.

Один миллион долларов «Яндекс» разыграет между лучшими независимыми авторами «Дзена»

Издателям измененный сервис позволит сэкономить на разработке мобильных версий: в «Дзене» можно подключить прямые продажи. Вообще «Яндекс» планирует, что зарабатывать с помощью сервиса сможет любой желающий, в том числе независимые авторы.

«С появлением прямых публикаций добавляются новые рекламные места непосредственно в материале паблишера. Все деньги, которые зарабатываются с этого рекламного места за вычетом комиссии рекламной сети, перечисляются создателю материала. «Дзен» зарабатывает исключительно на рекламе, которая встречается в ленте», — говорит Ламбурт.

Независимых авторов компания поддержит: до конца года между лучшими из них (учитывается, например, количество просмотров и лайков) разыграют 1 млн долларов.

«Идея спонсорской программы не рекламная. Это похоже на гранты молодым ученым. Мы хотим поддержать медиасреду», — отметил Ламбурт. От самостоятельных авторов ждут не только популярных материалов, но и экспериментов с форматами.

Метеум: теперь для бизнеса

В этом году секретный доклад конференции посвятили не одному, а трем проектам. Действующий «Метеум» отправили на службу бизнесу.

Руководитель разработки Дмитрий Соломенцев истолковал метеозависимость по-новому: не как влияние на самочувствие, а как влияние на поведение. В холодные пасмурные дни женщины проходят на 30% больше мужчин. Если ко всем неурядицам добавляются осадки, то мужчины опережают. А при минус восьми градусах жители всех мировых столиц, кроме москвичей, проходят на 30% меньше. И конечно, в плохую погоду гораздо чаще вызывают такси. Впрочем, погода влияет даже на поведение тех, кто остался дома, за компьютером: в жару всегда охотнее кликают на стакан со льдом.

«Компании уже используют погодные данные для проведения классных маркетинговых акций. Одна из них — французский ритейлер La Reduote. Рекламный щит показывал точную погоду в данный момент, фишка в том, что модель на щите была одета с точностью по погоде. Трафик на сайт увеличился на 34%, а продажи — на 13%. Hoff, например, поднимает ставки на рекламу садовой мебели, когда на улице ясная погода», — перечисляет Соломенцев.

«Яндекс» объявил, что делает гиперлокальные прогнозы погоды доступными для всех через API. Эти данные позволят в частности узнать, насколько показатели конкретного бизнеса зависят от погоды.

Что касается показателей «Метеума», он, по словам Соломенцева, допускает на 25% меньше ошибок и предсказывает погоду на 40% точнее, чем коллеги по цеху.

«Данные с погодных радаров (это самый современный инструмент, он узнает, где идет дождь прямо сейчас и позволяет строить карту осадков в режиме реального времени), а также алгоритмы искусственного интеллекта позволяют строить прогноз погоды с точностью до минут на ближайшие два часа», — говорит руководитель разработки.

Здоровье онлайн: скоро будет совсем законно

Принципиально новый функционал получило приложение «Яндекс.Здоровье». Теперь с его помощью можно получить консультацию терапевта или педиатра онлайн. Пока первый прием обойдется в 99 рублей, следующие — в 499 рублей. Немного дешевле, чем в региональных частных клиниках.

В приложении консультируют врачи, трудоустроенные в медицинских учреждениях, с которыми у «Яндекса» заключен договор. «Свободных художников» быть не может, в том числе и по закону: частная врачебная практика в России запрещена. По большому счету и статус самой дистанционной медпомощи сейчас туманен.

«Главное препятствие к легализации — ФЗ № 323: для оказания медицинской помощи врач и пациент должны находиться на одной территории. В относительно ближайшем будущем, в перспективе года, в законе будут важные изменения: почти во всех случаях помощь можно будет оказывать в том числе с применением телемедицинских технологий.

Это открывает двери огромному количеству действий, связанных с предиктивной медициной и анализом данных», — объясняет Григорий Бакунов.

Потребность в дистанционных консультациях есть, считают в «Яндексе». Поисковик обрабатывает в день 7,5 млн запросов о здоровье (за пять лет показатель вырос в два раза) и 4 млн запросов в месяц на тему лечения. Скорее всего, до врача многие так и не доходят: далеко не у всех есть специалист в шаговой доступности. Это проиллюстрировали картой Омска и окрестностей.

«Обстановка в Омске очень похожа на то, что происходит в большинстве средних городов России.

Проблема доступности медицины наиболее остро стоит в небольших городах — по сравнению с Москвой Омск действительно таков. Это не худший пример, просто получилось, что в нем многое сконцентрировано в центре», — пояснил нам Григорий Бакунов.

Врачей контролируют. Запись каждого третьего-пятого приема изучает специалист с более высокой квалификацией. Если коллега пропустил что-то важное, проверяющий свяжется с пациентом. За три недели, пока сервис тестировали, таких ситуаций не возникало. В то же время «контролеры» часто дают менее квалифицированным коллегам советы на будущее. Какого-либо рейтинга, с помощью которого пользователь может выбрать врача, нет — вызов принимает любой свободный терапевт.

«По оценке пациента нельзя оценить качество медицинских услуг! В такой оценке есть корреляция только с тем, насколько широко врач улыбался, в лучшем случае — насколько он смог объяснить, что с тобой происходит и что тебе принимать. Но это оценка услуги, а не медицины», — несколько раз за день пришлось повторить Григорию Бакунову.

Корреспондент «Делового Омска» протестировал услугу: в холле стояли «смартфонные» будки для связи с врачом. Поинтересовалась у терапевта, как повысить иммунитет. Врач выяснил, что частота моих заболеваний вот-вот выйдет за пределы нормы. Посоветовал спать по семь-восемь часов, соблюдать режим, правильно, дробно питаться, сходить в отпуск. Если не поможет — придется пройти обследование на иммунный статус. Ожидаемо, но, как говорится, каков вопрос. Григорий Бакунов, например, дистанционно выясняет, что значат непонятные цифры в анализах. При известных скоростях приема в поликлиниках — полезный лайфхак.

Проектом активно интересуются страховые компании. По словам Бакунова, очередь на визит к врачу для них всегда дороже, чем онлайн-консультация.

Со временем в «Яндексе» планируют подключить к проекту и врачей других специальностей. На старте же «Здоровье» — сервис для почти здоровых. И дело не только в устаревших законах (сейчас врач не вправе дистанционно выписывать препараты), но еще и в позитивном тренде: лучше следить и сохранять, чем серьезно лечить.

Капля Digital Health

Так, большая проблема здравоохранения в том, что изучают болезни больных, а не здоровье здоровых. Эту мысль высказали многие спикеры новой секции Digital Health — «Яндекс.Конференция» теперь не только о маркетинге и медиа.

Экспертам сейчас интересно анализировать большие данные с носимых устройств, но быстрых результатов от таких исследований ждать не стоит. «Мы еще не знаем, что делать с такими данными», — говорит куратор секции Григорий Бакунов.

Интересно, что искусственному интеллекту по силам ставить диагнозы больным, и в простых случаях количество врачебных ошибок даже сократится. Об этом рассказал зам главного врача Ильинской больницы Ярослав Ашихмин.

С помощью машинного обучения стало возможно интерпретировать сигналы мозга: расшифровывать автоматически их начали недавно. О новом носимом устройстве, нейростире — той самой диадеме из датчиков, в которой работал ведущий Андрей Себрант, — рассказал профессор из университета Тель-Авива Натан Интратор.

Вкратце, на мониторе устройства отображается когнитивная активность мозга, уровень эмоциональной реакции, уровень стресса и линия сознания. Устройство помогает врачам следить за состоянием больных эпилепсией и пациентов в коме, во время анестезии и при травмах головного мозга, а также делать выводы об эффективности препаратов и методов лечения. Не навредить. По словам создателей, нейростир применим в сфере управления эмоциями, при борьбе с тревожностью и депрессией.

«Готовьтесь к тому, что совсем скоро, может, через год, а может, через три, на многих предприятиях вот так будут мониторить, что происходит. Так будут оценивать качество доклада, эффективность работы», — закрыл конференцию Себрант. «Яндекс» совещание в нейростирах уже провел (Аркадий Волож инвестировал в проект).

Наверное, повсеместно читать мозг в режиме реального времени будут не через год. Но, возможно, у нас есть время подождать. Через 5-10 лет, по прогнозу научного директора группы биотехнологических компаний «Квантум/Gero» Петра Федичева, эксперты назовут способы безопасного продления жизни и молодости. Так, FDA, агентство минздрава США, уже разрешило исследовать, как действует на здоровых людей метформин — недорогой дженерик для диабетиков второго типа. Продолжительность жизни червя препарат увеличивает кратно.

Если его признают безопасным, то он появится в широком доступе сразу: таблетки уже лежат в аптеке и стоят недорого. Производителю будет выгоднее получить по центу с большого количества покупателей, чем взвинчивать цены, обнадежил «ДО» Петр Федичев.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 23 (177) от 13 июня 2017 года и на сайте ИА «Деловой Омск» (свидетельство ИА № ТУ55-00493 от 25.03.2015 г.)

Самое актуальное в рубрике: IT и Телеком

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий