Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

20 июня 2017 12.07

Клуб читающих бизнесменов: «Незнайка на Луне» — детям тут не место

Впервые в истории Клуб читающих бизнесменов обсудил книгу, написанную для детей. Впрочем, оказалось, что истинный смысл сказок Николая Носова можно понять только спустя годы, после того как мы распрощались с бантиками в косичках, догонялками и мультфильмами.

Фото: МА «Делфи»

Книгу любимого многими поколениями советских детей Носова представил на заседании Клуба предприниматель Евгений Оррав. Причем, как отметила организатор Клуба, спикер предложил почитать «Незнайку» больше года назад и все это время ждал, когда его коллеги «созреют на эту шалость».

Для тех, кто давно окончил пятый класс, вкратце напомним содержание этого романа-сказки. Благодаря хитрости Незнайка и Пончик оказались в мире подлунных коротышек, которые живут при капиталистическом строе. Герои сталкиваются с предпринимателями, безработными, рядовым пролетариатом. Затем Незнайка становится организатором Общества гигантских растений. После его краха герои оказались на Дурацком острове. Среди ключевых героев, олицетворявших, по мнению Носова, предпринимателей того времени, можно выделить влиятельного и опасного Спрутса, мануфактурщика Крабса, скрягу Скуперфильда, позже ставшего вполне приличным человеком.

Вагон злодеев

Обсуждение открыла Евгения Климанова. Она восхитилась тем, насколько неконсервативным было мышление у Николая Носова. «Не представляю, как тогда, в 60-х годах, он мог иметь настолько четкое представление о применении современных и сейчас (уж я-то в этом разбираюсь) маркетинговых технологий».

В качестве примера, подтверждающего это, Евгения напомнила момент сказки, когда жители Луны решили использовать прилетевшего к ним Незнайку в качестве «сенсации». Надели на него скафандр, устроили пресс-конференцию. «Они приходят в гостиницу и демонстрируют, что за счет этой сенсации могут рекламироваться все кому не лень — и хозяин гостиницы, где они останавливаются, и доктор, и многие другие персонажи», — поделилась руководитель компании «Делфи».

«Я могу только удивляться тому, насколько прозорлив был Носов, описывая современные методы PR, — сделала вывод Климанова. — Так что если вы хотите повысить поток клиентов, создавайте мегаинформационный повод, и будет вам счастье».

Наталья Оскотская (медицинский центр «Здоровье») рассказала, что многое потеряла, не познакомившись с этой книгой в детстве. При этом, впрочем, она не уверена, что, будучи взрослой, дала бы почитать эту книгу школьникам. «Меня смущает воровской сленг и некоторые другие особенности изложения, — объяснила она. — С другой стороны, сказка написана умным, понятным языком. Прочитав ее, можно избавиться от розовых очков и иллюзий».

Гендиректор 7Bits Анна Тарасенко, наоборот, похвасталась тем, что познакомилась с «Незнайкой на Луне» еще в школе. «Я прочитала книгу лет в десять и ничего не поняла, — призналась она. — Сюжет запомнила только очень приблизительно. И мне совершенно не понравились плоские образы богачей, показанные в романе. Среди них же нет нормальных предпринимателей, нам показаны исключительно стяжатели, бандюги, которые не думают ни о чем, кроме бабла. Читать эту книгу в десять лет, конечно, рано. До 15 лет ее вряд ли стоит брать в руки».

В качестве книги-антипода, тоже показывающей устрой государства, чуждого советскому, но в гораздо более легкой и «веселой» тональности, Евгений Оррав привел советскую повесть «Приключения капитана Врунгеля».

«Незнайка» был не единственной доступной для чтения книгой в детской библиотеке, — отметил он. — Мне, например, очень нравились «Приключения капитана Врунгеля», изданные еще в 1937 году. Действие в этой книге, как и в «Незнайке», тоже разворачивалось не в России. И их нравы в ней также показаны в юмористическом ключе. Но подано все как-то более легко и весело. А герои «Незнайки на Луне» показаны так, что понимаешь — такими, как они, быть ни в коем случае нельзя».

«Там нет ни одного нормального предпринимателя», — подтвердила Евгения Климанова.

«А вспомни начало 90-х, нулевых, я таких предпринимателей, как у Носова, вагон знаю, — продолжил делиться впечатлениями Оррав. — Автор пытался рассказать детям, к чему стремиться не надо. Деление коротышей на хороших и плохих, правда, достаточно примитивно, но для детей понятно».

Право не знать Незнайку

С позиции юриста разложил книгу по полочкам главный скептик на этом заседании Клуба Игорь Журиков (директор центра правовых стратегий «Лексфорт»).

«Мне не понравилась оголтелая идеология, подача информации через призму Носова, который с очевидным негативом относился к капитализму, — заявил Журиков. — Не считаю правильным давать детям уроки экономики, сведения о капиталистическом строе в том ключе, как это делается в книге, дескать, все богатые плохие, а бедные — угнетенные. Ну неверно закладывать первоначальные знания таким способом! В «Незнайке» собраны все пороки советского общества — и антисемитизм, и классовая ненависть к состоятельным людям. Тут на каждом шагу обман, убийство. Нельзя читать такое детям в семь-восемь лет».

Попутно Игорь Журиков рассказал, что несколько лет назад известный в среде юристов Роман Бевзенко показал сюжет «Незнайки на Луне», исходя из правового аспекта. «Он по порядку рассмотрел несколько ситуаций и проанализировал каждую из них на предмет того, был в этом сюжете Незнайка прав или поступил ошибочно. На простых примерах Бевзенко объяснил, что такое законность и противозаконные действия».

С возмущением Журиков раскритиковал концепцию акционерного общества, представленную в детской книге. «Оно показано совершенно неправдоподобно, — объяснил он. — Общество гигантских растений можно назвать потребительским кооперативом, ну или чем-то наподобие мини-биржей. Вспомните — в обмен на акции Общества акционер получал семена этих растений. Но мы же знаем, что акция не дает права на получение какого-либо товара, имущества. Наличие акций дает лишь право на получение дивидендов и участие в управлении АО. Так что в книге, скорее, описана конструкция потребительского общества, но точно не акционерного».

Константин Чирков («Налог-профи») призвал коллег «не драматизировать» и посмотреть на книгу глазами детей, а не взрослых, самодостаточных и опытных предпринимателей: «В основе сюжета лежат вполне реальные человеческие качества, с которыми мы сталкиваемся постоянно: жадность, доброта, дружба. Мы должны понимать, что целевая аудитория этой книги — дети — воспринимают ее иначе. Моя дочь, например, все время переживала за Пончика, спрашивала, где он, что с ним. Для нее его судьба гораздо важнее, чем все эти наши акции, акционерные общества и капитализм. Я не считаю, что в книге намеренно все показаны злодеями, она лишь отражает то, с чем мы действительно сталкиваемся в жизни».

Как отметил в заключение обсуждения главный редактор «Делового Омска» Станислав Жоглик, книга Носова однозначно «антипредпринимательская». Но дело, скорее, не в искренней ненависти автора к «буржуям», а в зашоренности сознания, что свойственно и современным культурным деятелям.

«В прошлом году я ради эксперимента посмотрел все новинки российского кинематографа, в которых так или иначе фигурировал образ предпринимателя, — поделился он. — Понял, что в общем-то со времен написания «Незнайки» отношение к бизнесу в сознании большинства мало изменилось. В этих фильмах я не увидел ни одного по-настоящему симпатичного образа предпринимателя. Все бизнесмены показаны либо пьяницами, либо бабниками-подлецами, либо хапугами».

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 24 (178) от 20 июня 2017 года и на сайте ИА «Деловой Омск» (свидетельство ИА № ТУ55-00493 от 25.03.2015 г.)

Самое актуальное в рубрике: Клуб читающих бизнесменов

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий