Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

29 июня 2017 07.00

Юрий Трофимов: «В случае невыполнения обязательств будет наказан любой руководитель, независимо от ранга и возраста»

Редакция «ДО» пообщалась с новым министром культуры Омской области и выяснила, как он будет оценивать работу подчиненных и насколько велик туристический потенциал региона.

Александр Румянцев

Мы действительно были первыми, кто сообщил вам о том, что вас прочат в министры культуры?

— Да, это так. После разговора с вами начал смотреть новостные сайты и увидел, что там уже все написано.

А до назначения разве не было каких-то переговоров, обсуждений, согласований в Москве?

— Я входил в управленческий резерв Омской области. И было понятно, что такая возможность есть. В перспективе. Эта система работает, и из резерва периодически происходят назначения.

Тот самый социальный лифт?

— Да, тот самый. Вопрос в сроках, когда он сработает. Для меня, например, это было довольно неожиданно.

Говорят, что новая метла должна как-то по-новому производить известные действия. Ваш бывший руководитель Виктор Лапухин теперь является вашим подчиненным. Насколько сложно вам будет работать с ним, да и с другими старожилами от культуры?

— С Виктором Прокопьевичем мы знакомы довольно давно. Он был директором Академического театра драмы, я был директором Музея имени Врубеля. Здания музея и театра находятся напротив друг друга. Мы замечательно контактировали, у нас было полное взаимопонимание. Затем, когда Виктор Прокопьевич стал министром культуры, взаимное понимание продолжилось. Проекты, которые я вел как директор Музея им. М. А. Врубеля, например центр «Эрмитаж-Сибирь», проведение и организация современных выставок, — все они поддерживались. И в нынешней конфигурации я вижу все основания для того, чтобы этот рабочий режим был продолжен. Кстати, еще с наших совместных «директорских времен» у нас существует замечательный совместный проект «Театр живописи», в котором играют актеры омской драмы, а спектакли проходят в помещениях музея. Это очень серьезная связующая нить, которая не прерывается уже на протяжении 20 лет, а наоборот, только крепнет.

Но если все-таки говорить о каких-то кадровых перестановках, они будут?

— Все зависит от того, как люди будут работать. Я не сторонник резких движений в кадровых вопросах. С другой стороны, изменения — это естественная вещь, и кое-какие перестановки возможны. Они будут поэтапными, и вы, скорее всего, узнаете о них тоже одними из первых. (Улыбается.)

Договорились. Надеюсь, что вы станете нашим главным источником информации о делах в омской культуре.

— Но не только вашим. Я готов максимально открыто говорить обо всех вопросах и проблемах культуры Омской области со всеми, кто готов предложить какие-то новые идеи, решение проблем. Мне говорили, что я поспешил с проведением первого брифинга (встреча с журналистами нового министра культуры состоялась через неделю после назначения. — Прим. ред.), но я его провел именно для того, чтобы показать заинтересованность в совместной работе в том числе и с журналистами.

Вернемся к оценке сотрудников. Вы будете вводить некую систему оценки, KPI? Но культура малоизмеряема в цифрах, ведь художник может год ничего не делать, а за два дня написать шедевр, а поэт способен после долгого творческого молчания написать за ночь поэму…

— На самом деле никакой новой системы вводить не придется. Уже действует очень четкий алгоритм показателей эффективности для руководителей учреждений. Существует система эффективных контрактов, которые вводились именно для тех, кто возглавляет то или иное учреждение культуры. Там прописаны очень четкие параметры, которых нужно добиваться. Приветствуется, когда руководитель — творческая личность, но в первую очередь он отвечает за вверенный ему объект. У него много материальных, финансовых, экономических забот. И показатели в этой сфере очень легко считаются.

Но среди руководителей культурных учреждений есть так называемые «долгожители». Ну, предположим, Борис Ротберг. И вот он, уже пожилой человек, приходит к вам и говорит: «Юрий Викторович, простите, не сумели мы сделать то-то...» Что вы будете делать? Выпишите выговор? Понизите зарплату? Поступите жестко или спустите «на тормозах»?

— Еще раз повторю: все зависит от эффективности. В случае невыполнения каких-либо обязательств будут приняты меры к любому руководителю, независимо от ранга и возраста.

В принятии таких решений буду следовать исключительно букве и духу закона.

Нам не нужен театр одного актера, когда проект существует ради его координатора. Не хотим, чтобы проект делали под конкретного человека. Зачем?

С другой стороны, очень важен творческий потенциал. Тут нужно очень тонко и четко понимать уровень тех культурных результатов, которых удалось достигнуть. Но для этого существует общественный совет по культуре, который ежегодно проводит независимый мониторинг работы. Таким образом, оценка, которая дается учреждениям культуры, всесторонняя. И, безусловно, немалую роль в ней играет и общественное мнение. То есть здесь нужна и помощь СМИ. По крайней мере, освещение событий чаще всего идет в плюс к работе.

Но, допустим, количество публикаций о громких премьерах и успешных спектаклях Владимира Золотаря никак не помогли ему. Несколько «активистов», членов коллектива перекрыли весь позитив, а один сайт со своим «расследованием» устроил травлю талантливого режиссера. И этот человек из города уезжает….

— История с Золотарем действительно достаточно широко разошлась в СМИ. Безусловно, его спектакли были интересны и необычны. Но это решение он принял сам и выбрал другой путь. В данном случае он лично решил поменять траекторию движения. Но также безусловно, в ТЮЗе есть проблемы, которые надо решать. И мы их уже начали решать. Коллектив там хороший, а новый директор сейчас начал выстраивать систему эффективной работы в театре, в том числе и взаимоотношений в коллективе. Есть успешные примеры совмещения должности художественного руководителя и директора театра. Но в этом конкретном случае связка не сработала. Теперь мы пойдем другим путем.

Омск всегда считался театральным городом. Наверное, во многом потому, что и Нина Михайловна Генова, и Виктор Прокопьевич Лапухин были «людьми театра». Вы — музейщик. Значит ли это, что Омск теперь станет музейной столицей?

— Да, я музейщик. Но только ли музейщик? Я занимался и другими областями культуры: и развитием культурного наследия региона (я археолог по образованию), и театральным искусством, и библиотеками. В Музее им. М. А. Врубеля давно и успешно работает уникальный Театр живописи, и с особенностью театральной специфики я знаком. Далее. Одна из важных частей моей жизни была посвящена поэзии. Я хорошо знаком с писательской средой, до сих пор мы достаточно тесно общаемся. Есть и туристическая составляющая. Как археолог я прошел почти всю Омскую область пешком. Однажды мы с друзьями решили заштриховать те места на карте Омской области, где мы были. Так вот, осталось очень мало незаштрихованных мест. Так что, да, я музейщик, но, скажем, с разными уклонами…

Но я бы поспорил и еще по одному вашему тезису. Только ли театральная столица Омск? Омск и музейная столица в том числе, во всяком случае Сибири. Здесь создается центр «Эрмитаж-Сибирь», а это серьезная заявка на столичность, которую ничем не перебить. У нас в Омске проводятся главные музейные семинары по реставрации, научные конференции. Можете поверить на слово или проверить: Омск — и музейная, и театральная столица! Но останавливаться на получении «звания» нельзя. Его нужно подтверждать. Каждый день.

Но сколь бы ни были хороши и богаты наши музейные коллекции, это мало кому нужно, если нет туристов. Говорят, что туристический потенциал Омска велик, как и России в целом. Многим регионам необходимо придумывать что-то про «родину Бабы Яги» или легенду про «самые вкусные огурцы». Нам для увеличения потенциала ничего придумывать не надо: у нас есть знаковые имена, на которые можно зазывать: и Александр Колчак как символ белой столицы России, и Егор Летов как символ сибирского андеграунда, и Достоевский как символ «отдаленного места ссылки каторжников». Что нужно сделать, чтобы Омск стал яркой звездой на туристической карте России?

— Нужна системная и активная работа в этом направлении. Внутренний и внешний туризм работает, когда есть продукт, на который можно посмотреть и пощупать, есть инфраструктура. Еще очень важный аспект: правильная упаковка и правильное продвижение этого продукта. Эти вещи неразделимы и друг без друга не живут. Да, в Омской области можно создать огромное количество интереснейших маршрутов. Но только если их правильно упаковать, красиво презентовать для правильной аудитории, то тогда это будет работать. Тогда появятся туристы. Омской области необходимо более яркое продвижение туристического потенциала. Вот этим мы и продолжим заниматься. Пошаговый план мы разработаем в ближайшее время. Мы должны определить, какие из туристических продуктов мы будем выводить как на внутренний, так и на внешний рынок. Предстоит большая маркетинговая работа. Простой пример. У нас нет даже туристической карты центра города! Когда вы приезжаете в любой город, что вы видите в гостинице в первую очередь? Правильно! Карту города с историческими достопримечательностями, с подробным описанием и красивыми картинками. То, что можно посетить и увидеть. А вместе с этим — где можно перекусить, отдохнуть и так далее. У нас пока нет соединения бизнеса, культурных учреждений и общественных инициатив. Все это должно объединяться в один проект. Например, «Любинский проспект». Это должно быть живым местом, куда приходят и местные жители, и туристы. Стоит лишь начать, а потом это подхватит сарафанное радио. Любинский проспект — это жемчужина, которую надо правильно обработать. Это первый маршрут, которым мы займемся. Потом будут и музейный, и театральный маршруты, и маршрут по местам андеграунда, если хотите… Алгоритмы продвижения существуют: и в России, и в других странах.

В данном случае подсматривать у других можно и нужно! Важно попасть в ожидания туристов. В Омской области первичный этап накопления туристического капитала пройден. Теперь наступает время выходить на рынок.

Значит, вам повезло? Есть серьезный задел?

— В какой-то степени повезло. Есть серьезная база для развития направления «Туризм в Омской области».

Где на все это брать деньги? Есть возможность «заработать на культуре»?

— Культура — это не социальное бремя. Это очень важная часть жизни общества. Культура может зарабатывать деньги и достаточно эффективно. От четверти до половины бюджета учреждения культуры зарабатывают самостоятельно. Где-то меньше, где-то больше. Это работа с посетителями, грантовая поддержка, работа с меценатами. Все это — важные части социальной культуры, которую нам предстоит развивать.

Еще раз подчеркну: культура — важный показатель качества жизни общества.

От ее состояния зависит очень многое. Культура позволяет сгладить социальные разрывы, разобщенность, улучшает мироощущение людей, а значит, делает лучше общий климат в обществе. Это краеугольный принцип моей работы.

В 90-е годы на «Флоре» работало сразу несколько художественных выставок. «Крест», «2Л (любить людей)» и так далее. Сейчас нет в Омске центра современного искусства. Было несколько попыток создать таковой, но ни одной успешной. Культура не может прирастать поколением «35+». Она должна прирастать и поколением «25-».

— У нас есть современные хорошие художники. И наша задача, чтобы и омичи, и гости нашего города с ними познакомились. А задача меценатов, деловых людей, в том числе и читателей вашего издания, их поддержать. Без этой поддержки мало что можно сделать. У бизнеса, к сожалению, нет устойчивой привычки к поддержке современного искусства. Хотя, конечно, может, не покупают, потому что нет галереи, а галереи нет, потому что не покупают. Будем разрывать этот замкнутый круг. Но нужен культуртрегер, человек, который горит этим, с хорошей сумасшедшинкой, который бы продвигал этот проект.

Если говорить о современном актуальном искусстве, я всегда привожу всех знакомых в «Беднотаун» Дамира Муратова — и приезжих, и омичей. Если есть часа полтора-два между заседаниями любого симпозиума, я обязательно вывожу гостей к Дамиру. Это всегда производит некий эффект «сибирскости», «омскости», уникального события, которое позволяет ощутить: «Да, я был в Омске».

В Омске есть еще проблема. В нашем городе нет культуры карнавалов, культуры массовых праздников. «Монстрация» — прекрасная идея, которую воплощают альтруисты. Как сделать так, чтобы в культурную реку Омска вошли массовые зрелища? Есть рецепт?

— Есть. Их можно подсмотреть в других регионах, в том числе. Надо развивать события, внутри которых людям хорошо, комфортно и весело. Да, и в нашем городе такие примеры есть: Городской пикник, прошедший недавно «СимфоПарк», предстоящий «Джазпарк». Отличные форматы с понятной инфраструктурой. Это позволяет культуре выйти к людям, а людям позволяет прийти к культуре. В том числе и высокой. Симфония и опен-эйр — это всегда работает.

Предлагаю небольшой блиц. Вы министр культуры, и блиц будет культурный. Книга, которую читаете в данный момент?

— Я читаю три книги сейчас. Одну — для себя — «Эмоциональный интеллект» Дэниэла Гоулмана, вторую — со старшим сыном — «Детский Эрмитаж», благодаря которой он знает Эрмитаж лучше меня, третью — для младшего — стихи Маршака.

Музыка, которую слушаете в наушниках или в машине?

— В наушниках чаще всего русский рок. Из классики чаще всего слушаю Прокофьева.

Спектакль, который произвел наибольшее впечатление?

— Я бы назвал спектакль, который я посетил наибольшее количество раз. «Мертвый дом» по Достоевскому в Театре живописи. Сходите обязательно, не пожалеете. Очень серьезное впечатление.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 24 (178) от 20 июня 2017 года

Самое актуальное в рубрике: Власть

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий