Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

12 июля 2017 07.00

Досье. Зуга Игорь Михайлович родился 4 июня 1962 года в г. Киселевске Кемеровской области. Основное место работы — ПАО «ОНХП» («Омскнефтехимпроект»). Должность - Генеральный директор. Трудовую деятельность начал в 1984 году. Работал главным механиком Омского дрожжевого завода. С 1992 года возглавлял ОАО «Сибпромсервис», затем в 2001 году стал генеральным директором ОАО «Омскнефтехимпроект». С 29 августа 2012 года указом губернатора Омской области был назначен представителем от правительства Омской области в Совете Федерации Федерального Собрания России. В 2015 году сложил полномочия сенатора, вернулся к руководству «Омскнефтехимпроектом». С сентября 2016 года — депутат Законодательного Собрания Омской области. Председатель омского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления».

Игорь Зуга: «Мы уже успели прогреметь на всю страну»

Председатель Омского регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийский Cовет местного самоуправления» Игорь Зуга рассказал, насколько реальны дела ВСМС, кому выгодно общегородское обсуждение кандидатур в мэры Омска, и выиграл у корреспондента «Делового Омска» в «цитатной дуэли».

Александр Румянцев

Игорь Михайлович, в своих выступлениях вы любите использовать цитаты великих писателей и философов. С вашего позволения, я тоже процитирую Бориса Гребенщикова: «Рок-н-ролл мертв, а я — еще нет». Можно ли эту цитату переложить на местное самоуправление и вашу деятельность на посту руководителя регионального отделения ВСМС?

— Я похож на человека, который будет заниматься безнадежным делом?

27 июня исполнилось десять лет Омскому региональному отделению «Всероссийского Совета местного самоуправления». Я десять лет своей жизни посвятил развитию институтов местного самоуправления в Омском регионе, а вы предлагаете мне стать героем на выжженной земле? Местное самоуправление — это институт, один из основных демократических принципов, гарантированных нашей конституцией. Можно говорить, и это будет справедливо, о тех трудностях, которые переживает местное самоуправление в настоящее время, но сомневаться в том, что оно живет и дышит, оснований нет. Другое дело, что здесь нельзя ждать быстрых результатов. И уж коль скоро вы начали с цитаты, я вам тоже отвечу цитатой Альберта Эйнштейна: «Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники». Между тем за эти десять лет мы выстроили результативные отношения с органами власти, общественными организациями, КТОСами, школами. Мы возродили уже порядком подзабытые с советского времени традиции шефства над школами. На протяжении нескольких лет подряд мы реализуем образовательные проекты «Школа Управдома» и «Народный факультет». Мы помогаем омичам решать проблемы территорий их проживания. Все результаты нашей работы не сиюминутны, это годы работы.

Тем не менее по системе местного самоуправления недавно был нанесен существенный удар. Я говорю об отмене прямых выборов мэра в большинстве регионов России. Что это: системная ошибка или попытка включить в жесткую вертикаль власти в том числе и муниципальных управленцев? Продолжу вопрос цитатой Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»?

— Это, безусловно, попытка усилить контроль за местным самоуправлением. Стремление все держать под контролем — «как бы чего не вышло» — в данном случае сыграло с теми, кто принимал решение об отмене прямых выборов мэров в нашем регионе, злую шутку. С одной стороны, теперь депутаты Законодательного cобрания Омской области оказались в ситуации отсутствия достойной кандидатуры на должность мэра, с другой — граждане могут, видя опыт первой неудачной попытки, выбрать градоначальника, упрекнуть власти в неспособности выполнить взятые на себя обязательства. В результате мы уже успели «прогреметь» на всю страну на Первом канале в шоу Ивана Урганта. Продолжим цитатную дуэль: Dura lex, sed lex (Закон суров, но это закон. — Прим. ред.). То есть мы должны этот закон исполнять, как бы ни было сложно. Именно поэтому омское регио-нальное отделение ВСМС предложило вынести вопрос о вероятных кандидатурах на должность мэра на общегородское обсуждение. Общественные организации, политические партии, СМИ и граждане предложили своих вероятных претендентов для участия в общегородском опросе. Важно отметить, что основной опрос, который уже стартовал, организован не в интернете, речь идет о личном опросе граждан 18 лет и старше по месту жительства профессиональными интервьюерами. Мы открыты для контроля со стороны общественности на всех стадиях проведения общегородского опроса. И за разъяснениями омичи могут обращаться в региональное отделение ВСМС.

То есть ваша инициатива по проведению общественного опроса по определению кандидатов в «народные мэры» продиктована необходимостью соблюдения закона? Может, все-таки есть личные мотивы? Или это исключительно инициатива для развития общественной активности? Журналисты всегда пытаются найти cui prodest (кому выгодно).

— Журналисты любят навешивать ярлыки, яркие, кричащие бирки. Мы не определяем «народного мэра». Мы не противопоставляем себя конкурсной комиссии по выборам мэра. Наша инициатива не является альтернативой действующей модели выборов. Омское региональное отделение «Всероссийского Совета местного самоуправления», руководствуясь уставными задачами ВСМС по развитию институтов местного самоуправления и непосредственному участию в формировании органов власти, предложило процедуру широкого общегородского обсуждения вероятных кандидатур на должность мэра с участием общественных организаций, политических партий, СМИ и граждан. Предложений по более чем 40 персонам нам поступило, 27 из них дали свое согласие на включение в анкету общегородского опроса. Саму анкету опроса мы обсудили с представителями профессионального социологического сообщества и общественными организациями. Чуть перефразируя Лоуренса Питера, скажу, что в нашем случае опрос — это единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников.

У нас сегодня, к сожалению, нет понимания города как единого инфраструктурного, экономического, социокультурного объекта.

Так или иначе мэра выберут. Давайте поговорим о том, каким он должен быть. Ведь бытует мнение, что мэр прежде всего это «главный дворник» и «главный сантехник». Как, по вашему мнению, в процентном отношении должны распределяться усилия градоначальника: сколько в мэре должно быть политика и сколько — хозяйственника?

— Мэр прежде всего должен быть профессиональным управленцем. Управление городом предполагает наличие целого спектра компетенций, включающих знание экономических процессов и городской инфраструктуры. Мэр должен иметь целостное представление обо всех составляющих жизнеобеспечения города, должен уметь находить общий язык с инвесторами. У нас сегодня, к сожалению, нет понимания города как единого инфраструктурного, экономического, социокультурного объекта. В действиях чиновников присутствует фрагментарность — каждый выполняет свою часть работы, но целостная картина не складывается.

Вы категорический противник назначения «варяга» на пост омского градоначальника. Почему?

— В 90-е годы в уставах некоторых российских городов было указано, что мэром города может быть только тот, кто имеет определенный стаж проживания в этом городе. Я убежден, что только человек, долгое время проживающий в городе, может быть плоть от плоти местного самоуправления.

Горожане должны знать своего мэра как своего соседа, как человека, который ходит с ними по одним улицам, посещает одни и те же магазины, театры, в общем, испытывает на себе все проблемы городской среды обитания.

Кандидатуру омского мэра будут утверждать депутаты уже нового созыва Городского совета. Обострит ли это борьбу на выборах в Горсовет?

— Безусловно, определение кандидатуры мэра в настоящий момент — это горящий вопрос местной повестки. Правильно и логично, что участвующие в предстоящих выборах в Горсовет политические партии должны заявить своих кандидатов в мэры, так как и депутаты, и мэр — это ветви одного дерева — городского само-управления. Поэтому отсутствие заявленных кандидатов от участвующих в выборах политических сил делает выборы в Горсовет менее понятными для избирателей. Горожанин должен видеть не только персоны будущих депутатов, но и их представления о развитии города в будущем, где личность мэра является основным фактором этого будущего.

Коммунист Виктор Жарков в суде отстоял право кандидатов в мэры Омска не предоставлять программу развития города. Как вы считаете, правильно ли это: идти в мэры и не иметь четкой программы действий?

— Формальное требование наличия этой программы, как это заложено в 512 решении Омского городского совета, не предполагает экспертной оценки предлагаемых программ, а сводится лишь к обсуждению членами конкурсной комиссии. Что само по себе, при всем уважении к членам комиссии, вряд ли может быть объективным критерием конкурса. И рассчитывать на то, что среди миллиона омичей есть кандидат, который учел все факторы городского управления и представляет в деталях решение всех городских проблем, было бы наивно. Программы создают экспертные сообщества, и они никогда не являются безукоризненной инструкцией того, как развивать город. В том-то и сила управленца, что, выслушав мнение профессионалов и учтя все обстоятельства, он принимает наиболее грамотное и оптимальное решение. Поэтому неслучайно некоторыми кандидатами было продемонстрировано довольно наивное представление о перспективах развития города. От кандидатов, скорее, надо было требовать не программу, а основные принципы управления, на которых будущий мэр предполагает реализовать запросы жителей города. Тем более что это формальное требование нарушает конституционный принцип пассивного избирательного права.

И не могу в конце интервью не спросить. На мой взгляд, мы удачно пикировались цитатами. Вы выиграли, могу признать. Вы действительно часто и много цитируете и писателей, и философов, и экономистов, и социологов. А есть ли цитата, которая полностью отражает ваше отношение к жизни?

— Да. Я начал цитатой Альберта Эйнштейна, тогда и закончим его же высказыванием: «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл».

Прекрасная точка. Спасибо.

Самое актуальное в рубрике: Политика

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 13):

Ага
А здесь, Игорь, уже не имеет значение, лишь бы поливать, не разобравшись, не попытаясь вникнуть. Лишь бы что сумничать
13 июля, 08:23 | Ответить
Игорь Федоров
Так моськам и не нужно ничего более
17 июля, 12:19 | Ответить
Нуну
А ты контрреволюционер только и делаешь, что метлой машешь. Зуга как раз-то работает, а вот ты в инете сидишь и умничаешь. Как бы да кабы рассуждаешь. Ты возле его конторы прогуляйся и увидишь, как там все сделано по уму да чистота. А Татьяне, видимо, надо сходить хоть на одно ктосовское мероприятие и посмотреть, как эти люди умеют работать с населением.
12 июля, 13:30 | Ответить
Контрреволюционер
КТОС - МАССОЛИТ... что ещё? Ктосы - бездельники. Должны работать управляющие компании - профессионалы, а не любители. Жители не должны заниматься благоустройством. Благоустройство - дело управляющих компаний. Следить за работой управляющих компаний должна администрация города и прокуратура. Жители, после трудового дня, должны отдыхать (и вовремя оплачивать счета за ОКАЗАННЫЕ услуги). Там где берутся за дело непрофессионалы - появляется разруха. А главное, спросить не с кого когда работу выполняют делетанты. Повар должен готовить пищу, дворник - мести, токарь - точить...
12 июля, 17:55 | Ответить
Контрреволюционер
Неужели он за свои ЗАРАБОТАННЫЕ деньги порядок наводит? Общественная организация не должна содержаться на государственные деньги. Бюджет пилить - ума не надо. Бездельников развелось - нахлебников. Я на ЗАРАБОТАННЫЕ деньги живу, как и большая часть жителей России (не из бюджета "освоенные"). К "освоению" бюджета допускаются только свои -приближенные. Крепость реконструируют в Омске - отлично. Посмотрите на брусчатку. Деньги вложены немалые. Уложена криво. Почему? Потому, что экономят на технологии и специалистах, да и себя не забывают ("осваивают" бюджет). Дороги, отремонтированные прошлым летом (Лизы Чайкиной, Ленинградский мост и др.). Сравните зарплату рабочих - укладывающих брусчатку (ремонтирующих дороги) и их руководителей - бездельников. В Омске свой институт (ПГС) - свои архитекторы. Как нужно не любить свой город, чтобы построить такое убожество - музыкальный театр (сравните с драмтеатром - построенном в 1905 году). Хочет этот Зуга заниматься общественной деятельностью - пусть занимается, только на свои, а не государственные деньги. Не станет. Ох уж эти потомки революционеров 1917 года...
12 июля, 13:54 | Ответить
Нуну
А она и не содержится за счет бюджета - вы правильно говорите, что не должна за счет государственных денег существовать. И про совоение бюджета тоже все верно, и про то, как у нас все делается. Вот пока будем молчать, так все и будет. Зуга-то в данном случае, в чем не прав?? то, что пытается расшевелить тех, кто пилит, кто кормится, кто вообще должен отвечать за жизнеобеспечение города, но в силу своего непрофессионализма не может это делать
12 июля, 15:00 | Ответить
Контрреволюционер
Например, распределение президентских (государственных) грантов НКО. Фонд «Перспектива» (480 млн руб.) Фонд был зарегистрирован в ЕГРЮЛ 29 декабря 2015 г., его учредители – Всероссийский совет местного самоуправления и Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств, в качестве основного вида деятельности указано финансовое посредничество. И это только малая часть… Вы, наверно, думаете, что эти 480 млн. руб. 100% ушли по прямому назначению? Почитайте устав "Всероссийский Совет местного самоуправления".
12 июля, 15:59 | Ответить
Контрреволюционер
Гранты - это тоже государственный бюджет.
12 июля, 15:21 | Ответить
Контрреволюционер
Этих "общественников" (на бюджетные деньги) развелось. Общественное мнение можно узнать из средств массовой информации (бесплатно) - опросы они проводят. Чем ваши опросы (за бюджетные деньги) отличаются от информации в интернет (бесплатной)? Разворовывать ("осваивать", как наш губернатор Назаров сказал на встрече с Медведевым) деньги бюджета области и города - вот и цель создания этих бесполезных общественных организаций (таких как ВСМС). Взял бы этот Зуга метлу в руки, пользы больше бы было для города (хотя, такие и мести не умеют, только цитаты "заезженные" с "умным видом" произносить и средства "осваивать"). Назначать нужно руководителей (не по блату) и спрашивать, как Лукашенко со своих управленцев. Анархию коррумпированную развели - кругом свои люди и, что интересно, ВЫБРАННЫЕ ("демократично").
12 июля, 10:22 | Ответить
Любопытная
Позвольте уточнить (вы судя по комментариям большой специалист в сфере местного самоуправления, да что уж там - политики в целом), как Лукашенко спрашивает со своих управленцев? вы, уважаемый контрреволюционер, житель города Омска или резидент Беларуссии и в Омске проездом и решили вот опытом поделиться?
12 июля, 16:12 | Ответить
Контрреволюционер
А не нужно быть "большим специалистом". Глаза нужно открыть и по сторонам посмотреть. Есть с чем сравнивать. Вот, например, эпизод деятельности Лукашенко: https://www.youtube.com/watch?v=AZ-sucsP840 - у нас не "могут" (не хотят) определить с 8 марта кто травит омичей. В Беларуси, кстати, был ни один раз.
12 июля, 16:43 | Ответить
татьяна
Я считаю, что мэра делает его команда. И будь он семи пядей во лбу не изменив их мышление и отношение к делу ничего не изменится ни при каком даже золотом мэре. А местное самоуправление в виде ктосов это кормушка для лодырей и тех кто еще с советских времен умел хорошо пристроится, и скрывать свое истинное лицо за красивыми фразами. Пустая трата денег на прозаседавшихся
12 июля, 09:26 | Ответить
Игорь Федоров
Какое отношение к мэрии и ктосам имеет Зуга?
12 июля, 20:02 | Ответить