Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

18 июля 2017 15.33

Владимир Компанейщиков: «Пусть все, кто ненавидит город и регион, просто пройдут мимо»

Вице-губернатор Омской области рассказал о своем видении процесса развития региона, проанализировал предстоящий электоральный цикл и пояснил свое понимание термина «культура жизни».

Александр Румянцев

Как только я вошел в кабинет, Владимир Борисович протянул мне свой смартфон. На нем было сообщение из инстаграма губернатора, который приглашал Сергея Шнурова выступить в Омске. Поэтому интервью началось не с вопроса, а с обсуждения этого возможного проекта на День города.

— Если господин Шнуров заметит обращение губернатора — это будет круто. Тысяч пятьдесят народа можно будет собрать. Думаю, спонсора можно найти. Понятно, что сцена и звук должны быть как у «Сплина» в прошлом году, не хуже точно! А площадку можно поставить у «Арены» — там и с логистикой, и с парковкой, и с безопасностью все в норме. Проверено.

Шнурову, наверное, и вправду будет интересно выступить в столице сибирского андеграунда. По всей стране Омск знают именно как родину «Гражданской обороны» и Летова. И вот эти ножницы между Бабкиной и Шнуровым, видимо, режут все-таки в сторону последнего. Как вам кажется?

— Культура — понятие не линейное, не плоское. Она многомерна, и определить, где место Летова, где Шнурова, а где Бабкиной, очень сложно... Слушайте, я вам скажу честно: вот эта «омскость» меня в последнее время очень сильно начинает раздражать. В чем она? У нас почему-то всегда по одной известной поговорке происходит: «есть два мнения: мое и неправильное».

И мы мыслим в категориях исключенного третьего. Давайте предполагать некий «срединный путь». Что такое город, мегаполис? Это прежде всего совокупность сложного, разного, многогранного. Совокупность того, что сконцентрировалось по каким-то причинам в одном месте и живет совместно на одной территории по каким-то принципам. Почему чаще всего с таким большим миллионным городом возникают проблемы? Да потому что он сложен, нелинеен. И мы не умеем управлять этими сложностями. Правда, не умеем. «Мэр — крепкий хозяйственник» — это очередной симулякр. Понимание города не сводится к управлению городским хозяйством, пониманию проблем дорог, знанию вузов и номенклатуры предприятий, которые здесь расположены. Город — это история про целое собрание разных «сред», разных культур, в широком смысле этого слова. И если власть пытается научаться управлять этой разностью не упрощая ее, она дает толчок развитию города. Но как только мы заходим в историю «вертикаль власти», мы начинаем превращать это разное в набор серых однообразных никому не интересных вещей. Сейчас про Омск много чего говорят. Но вот что правда: наш город не имеет красивого лица. И дело не в «косметике», не в пиаровских приспособлениях, которые создадут видимость красоты. Нам вместе надо ответить на один вопрос: Омск — он какой? И попытка, например, вспомнить Летова — это тоже попытка дать городу какие-то символы. Задать ему индивидуальность. Но только на Летове останавливаться нельзя, поскольку и кроме него в Омске есть много чего, очень разного: от изобретателя телевидения Зворыкина до мест, где работал Сергей Королев. Поэтому пусть Омск будет разным.

Сейчас у многих складывается впечатление, что лучший вид на этот город — если сесть в бомбардировщик. И вот как раз это надо менять.

И задача не только власти, но и представителей элит, и журналистов, и активных горожан, сложить эти разности в одно и получить синергетический эффект, который поможет запустить город на траекторию развития.

То есть вы за то, чтобы уметь находить компромиссное решение?

— И за компромисс, и за конфликт одновременно. Я считаю, что нельзя избегать содержательных конфликтов. Подчеркну: содержательных, а не пустой болтовни типа «вы все дураки». Уверен, что только тот человек чего-то сможет достичь, у которого есть определенная позиция. Только с таким человеком можно работать. Если позиции нет — тебе придется работать с самим собой. Разность подходов, разность мнений, разность потенциалов (скажу как физик по образованию) создает ту напряженность, ту энергию, которая дает возможность двигаться вперед. В нашей области очень долго эту разность потенциалов зачищали разными способами.

Да и зачистка происходила самыми суровыми административными методами. Я работал в нескольких регионах России на выборных кампаниях. Скажу честно: кое-где в ходу самые кондовые приемы административного воздействия. Работал и в Омской области. И скажу, что у нас в регионе этих приемов почти не применяют. Это для того, чтобы ввести в действие эту разность потенциалов?

— Ну, во-первых, мы не применяем эти методы потому, что есть четкие нормы законодательства, которые говорят о том, как должны проходить выборы в каждом регионе. Во-вторых, вы правы, пытаться загонять жизнь в прокрустово ложе зачастую не самых умных представлений чиновников — это опять-таки вредит развитию! Да, должна быть политическая стабильность как основание для того, чтобы заниматься развитием региона, города, любого села. Но не как самоцель. Развитие территориальное, экономическое, социальное, культурное — все это, вне всякого сомнения, возникает на почве конфликтов, разности взглядов и подходов. Но я не поклонник того, чтобы разрушать что-то «до основанья» и только затем начинать строительство по новой. Не приемлю риторик, которые возбуждают в людях ненависть, к друг другу и к власти. Иногда читаю комментарии в интернете про свою работу и думаю: «Коллеги! А вы ведь не понимаете то, о чем говорите! Но тем не менее начинаете выдавать личностные оценки, оценивать ситуацию, перевирая ее...»

Обижаетесь на интернет-троллей?

— Нет. Обида непродуктивна. Просто фиксирую: в Омске люди слишком невротизированы. Об этом говорят и результаты социологических исследований, результаты фокус-групп: омичи не любят себя и свой город! И я не буду говорить о причинах того, почему это произошло. Это целый комплекс причин в исторической ретроспективе. Войны города и области, долгие и жесткие, не способствовали позитивному отношению омичей к жизни и городу, где они живут. Да, наш город разный, здесь есть и хорошее, и плохое. Но сейчас у многих складывается впечатление, что лучший вид на этот город — если сесть в бомбардировщик. И вот как раз это надо менять. Да, менять это сложно, но можно, в том числе и инструментами культуры, с которой мы начали разговор с вами.

Предлагаю все-таки от культуры перейти к вопросам реальной политики. Омск находится в начале достаточно серьезного электорального цикла. Сначала выборы в Горсовет, затем выборы мэра, а потом, в марте следующего года, выборы президента России. Как вам кажется, борьба за горсоветовские мандаты будет жаркой?

— Да. И это хорошо. Хотя бы потому, что мы помним явку на предыдущих выборах мэра и в Горсовет в 2012 году. Проголосовали по минимуму. А ведь адекватная гражданская активность нужна — опять же! — для развития города и региона в целом. Уверен, что та борьба, которая будет идти за места в Горсовете, будет и жесткой, и яркой, и нетривиальной. А значит, и принесет новые идеи, которые будут воплощать уже новый мэр и новый Горсовет. Хочется, чтобы кандидаты не останавливались лишь на технологических приемах, а работали над содержанием своих программ, не боялись дискутировать о путях развития города. Но, к сожалению, я пока не уверен, что так случится. Осилят ли кандидаты такой вид дискуссий или будут как всегда спорить, кто во что одет. Та риторика, которая есть в том числе и со стороны оппозиционных партий, пока не создает условий, чтобы «перезапустить» город. А его надо «перезапускать»!

В «перезапуске» города очень большую роль будет играть новый мэр.

— От этой фигуры действительно будет очень много зависеть. И не только политическая ситуация. Но и атмосфера в городе, и экономика, и социальная сфера. К сожалению, я не видел пока серьезного разговора по теме: «Какой мэр нужен, чтобы решить проблемы Омска?» Не обсуждают профиль компетенции, не обсуждают, простите за бизнес-слово, уровень экспертизы. Обсуждают личности, а надо обсуждать систему координат, в которой предстоит работать градоначальнику. Появилось множество людей, которые кричат о плохой работе мэрии и правительства, но тем не менее не встали с дивана и не заявились на конкурс по выборам мэра. Иди, бейся. Высказывай позицию! Вот коллеги из КПРФ вообще решили, что на выборах мэра программа действий не нужна. Мы кого избираем? Человека, который будет сидеть болванчиком? Или нам нужен сильный менеджер с жесткой и четкой волей, который будет знать, как и что делать. А коммунисты говорят: «Не надо так. Надо просто, чтобы был человек. Мы хотим место занять!» Забавная история. Еще раз подтвердилось обычное дело: критика без конкретных предложений. Мне кажется, что это серьезная технологическая ошибка коммунистов.

Вам не кажется, что муниципальные выборы в какой-то мере репетиция перед главными выборами цикла? Выборами президента России?

— Любые электоральные процессы имеют продолжение. И естественно, выборы регио-нального уровня накладывают отпечаток и на более глобальные кампании. Конечно, все партии в этой ситуации будут стараться создавать задел на последующий период. Но, думаю, что здесь сложно говорить о каком-либо потенциале наших оппозиционных партий. Мы видим социологию, которая говорит о поддержке действующего президента. В Омской области эти цифры на уровне общероссийских, даже чуть выше.

Вы упомянули о войне «город-область». По-вашему, чем вредят такие войны?

— Начнем с небольшого анализа. С точки зрения территории регион есть. С точки зрения экономики, культуры, социальной сферы город практически тождественен региону. И поэтому, воюя с городом, очень просто погубить весь регион. Вся ситуация в том, что в стратегии социально-экономического развития Омской области попросту нет города. Его нет. Есть кластеры, сферы экономики, а вот развития мегаполиса нет! А здесь, в городе, сконцентрировано все!

И это одна из причин того, что есть некоторые проблемы с реализацией стратегии.

Значит, стратегию надо переписывать?

— Жизнь течет. Все меняется. Должна меняться и стратегия. Стратегия не для того, чтобы на нее, как на божничку, молиться. Это рабочий документ. Он, конечно, в отличие от тактических планов не может меняться каждый день. Но когда накапливается критическая масса, его нужно корректировать. Конечно, рассматривать стратегию в отрыве от возможностей управления и возможностей действовать нельзя. Проблема любой исполнительной власти — в заседаниях и текучке. Слишком много вещей, которые не создают добавленной стоимости чиновничьей работы. Многие процессы неэффективны. Есть инструменты, которые апробированы мной еще при работе в Сбербанке. Их надо внедрять. Правда, быстро это не получается. Тут много факторов: и кадровый вопрос в том числе. Кадров не хватает, но они есть. Тот же Трофимов, новый министр культуры, в состоянии очень много изменить, в том числе и в работе своего министерства.

Главное, чтобы его стремление не разбилось о «бюджетный быт».

— Как говорил один человек: «Цель притягивает средства», и нельзя зависеть от того, есть деньги или нет. Например, арт-резиденция. Если бы сидели и плакали, что денег нет, и не было бы ничего. А взялись, и деньги спонсорские нашлись, и событие получилось отменное!

Значит, чиновники (знаю, что не любите это слово) должны быть стратегами. Но все утопает в заседаниях.

— Я не провожу длительных заседаний. Хватает пятнадцати минут. Собрались, «сверили часы», определили коммуникацию, поставили контрольные точки и пошли дальше. У нас есть засилье ИБД (имитации бурной деятельности). И это придумано не нами. Комиссия по этому поводу, совещание про это, консультация… И сидим пишем «протоколы-решения-резолюции». Эти истории убивают всякое желание заниматься делом. Эффективность в районе нуля. Нужны другие подходы, другие мозги. Как-то Греф сказал о парадоксе: «Люди хотят изменений, но не хотят меняться». Это и про нас, про чиновников, и в том числе про Омскую область.

Многие говорят, что в ситуации в регионе виноваты СМИ. Дескать, неправильно освещают ситуацию, гонят негатив. Вас СМИ любят цитировать, но при этом и любят «подколоть», ущипнуть.

— Я и не конфетка, чтобы все меня любили. Я, надеюсь, эффективно, делаю ту работу, за которую отвечаю. Часто, когда что-то начинаешь, находятся многие, кто говорит, что ты не прав. Но я прислушиваюсь только к конструктиву. Жизнь потом рассудит.

А что касается вины СМИ… Иногда возникает вопрос: почему журналисты сами так плохо относятся к городу, где живут и работают? Не к власти, а к своей родине? Почему? Кто в этом разбирался? Думаю, что это имеет довольно глубокие корни в тех же самых войнах «область-город». Омск ненавидит сам себя. И это не только мое мнение, это данные исследований «Платформы», которая изучала несколько городов. Пусть все, кто ненавидит город и регион, просто пройдут мимо! Остальные, давайте что-то делать! Здесь есть что любить, есть на чем основывать какие-то совместные действия. Но пока мы видим, что все даже самые благие начинания получают уйму негатива! Например, ваше издание писало о том, что уважаемый мной Виктор Скуратов хочет открыть сеть кофеен по всей России — и началось! И он нехороший человек, и ничего у него не получится, и так далее. А я знаю, есть у нас много классных вещей, есть классные компании родом из Омска. Когда приходишь в Камергерский переулок, на «СимфоПарк» или «джаз-парк», понимаешь, что Омск — разный и интересный. А если это правильно подсветить — об этом еще и узнают больше людей.

Нужна всеобщая социальная активность. Причем она должна появиться вне периметра власти. И эту активность, направленную на созидание, необходимо поддерживать.

Омский медиафорум — это попытка покопаться в причинах появления негатива?

— Это попытка рефлексии. Попытка увидеть себя глазами людей, которые смотрят сверху, над схваткой. Это хорошая история. Хоть и непростая. В том числе и организационно. Будем стараться провести его достойно, интересно и значимо. В том числе и для омских СМИ.

Там будут обсуждаться GR-коммуникации?

— Конечно! И хотелось бы получить от омских СМИ четкую и конкретную критику, где и в чем власть неэффективна, в том числе и я как человек, отвечающий за информационный блок. Что нужно поправить, изменить. Я готов к конструктивной критике, меняться сам и менять своих коллег.

Что бы вы сейчас изменили в омских СМИ? Чего вам в них не хватает?

— Лично мне в СМИ не хватает серьезной аналитики, которая нужна, в том числе и мне, для принятия решения, для выводов. Нужны серьезные глубокие лонгриды. Еще не хватает чувства самоиронии. Дух тяжести посетил не только Омскую область, но и нашу прессу. И с этим духом надо бороться. Нужен взвешенный подход. Например, мы хотим сделать большой портал о культуре Омской области.

В формате «Афиши.ру», но с омскими реалиями, профессиональными текстами, мнениями зрителей, режиссеров, музыкантов. Безусловно, подобная информация в СМИ есть, но, к сожалению, такие сообщения забиваются в ленте многочисленными заметками в формате «попал под лошадь». Но уверен, что и у позитивных новостей есть свой читатель и зритель. Думаю, что у нас получится сделать портал о культуре в самом широком ее понимании: культуре образования, здравоохранения, то есть культуре жизни. А я вижу это очень емким понятием.

Так все же вы за концерт Надежды Бабкиной или Сергея Шнурова?

— Я за Powerwolf или Анну Нетребко.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 28 (182) от 18 июля 2017 года и на сайте ИА «Деловой Омск» (свидетельство ИА № ТУ55-00493 от 25.03.2015 г.)

Самое актуальное в рубрике: Власть

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 6):

Омчанин
18 и 19 был Северо-Западный ветер. Посмотрите прогноз, невежды
20 июля, 10:19 | Ответить
ОНПЗ
К сожалению омичей, сегодня северный ветер.
19 июля, 16:16 | Ответить
Игорь Федоров
С ОНПЗ северный ветер унес бы в район Дианова-Волгоградской, и в долину Нищих. Карту хоть открой, тролль
19 июля, 17:33 | Ответить
1
Отвяжитесь уже от Летова. Противно слышать его имя из уст чиновничьего сословия.
19 июля, 15:16 | Ответить
Северный ветер
А сегодня опять ОПГ ОНПЗ, прикрываемая Компанейщиковым и Сумароковым, устроила газовую атаку на Омск. Я думаю…, я догадываюсь.., наверно, скоро узнаем… - тень на плетень даже не может навести Компанейщиков. Сегодня запах Газпрома от нефтезавода до Карьера, а выражения на лицах Сумарокова и Компанейщикова просто прохиндейские.
19 июля, 10:42 | Ответить
Игорь Федоров
Откуда информация?
19 июля, 15:38 | Ответить