Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

30 сентября 2014 05.11

Изгнание рабби

В минувшею среду в Куйбышевском районном суде Омска рассматривался еврейский вопрос. Раввин общины «Ор Хадаш» пытался оспорить решение УФМС о своей депортации.

Изгнание рабби

Эта история похожа на бородатый анекдот: собрались как-то омичи раввина изгнать... Только в этой, на первый взгляд, комичной притче смешного мало.

Проблема в семью Ошера Кричевского пришла с весной — неизвестный по фамилии Федоров написал две жалобы — в Роспотребнадзор и Россельхознадзор, в которых сообщил, что омский рабби торгует пусть и кошерной, но просроченной колбаской и вином без акцизов.

Надзорные органы отреагировали проверкой бутика в синагоге еврейской общины «Ор Хадаш» и действительно нашли колбасу и вино без надлежащих документов. Впрочем, стоит пояснить: бутик в синагоге — это не обычный магазин. Он сродни церковной лавке, где помимо ритуальных свечей можно получить вино для обряда.

В конце августа миграционная служба выносит вдруг решение о депортации раввина Кричевского, его супруги Рахели и всех шестерых детей. УФМС руководствуется законом, позволяющим выгнать иностранца, если в течение трех лет он совершит 2 и более административных правонарушения.

В предписании УФМС значатся 4 правонарушения: две несвоевременные подачи ежегодной декларации гражданина иного государства в службу и два решения мирового суда, где по инициативе Роспотребнадзора именно Кричевский признан ответственным за колбасу и вино.

Рахель же провинилась, якобы дважды нарушив ПДД в 2013 году. Шутка ли, но у нее даже нет прав на управление автомобилем. Правила нарушил водитель на принадлежавшем Рахели автомобиле. Больше года информация о штрафах лежала в ГИБДД невостребованной.

4 сентября в Куйбышевском районном суде состоялось первое заседание, где Кричевские пытались оспорить решение УФМС. И постановление о депортации было приостановлено. Второе заседание прошло в минувшую среду, 24 сентября, в канун 5775 еврейского Нового года Рош а-Шана. Согласно традиции в этот день помимо прочего Адам был изгнан из рая.

Представитель истца Марина Хрипушина (ООО «Юком»), хрупкая, будто ангел, ходатайствовала о приостановлении распоряжения миграционной службы об аннулировании вида на жительство до того момента, как иные суды вынесут вердикт о причастности раввина к правонарушениям.

«Возможно, в синагоге действительно были правонарушения. Но распорядительными документами директором назначен Геннадий Фридман. И на каком основании привлекли главного раввина, непонятно», — заявила адвокат.

«У меня вопрос к Кричевскому, — в свою очередь поднялся с заднего ряда представитель УФМС, юрисконсульт Александр Соколов. — Какие законы нарушила миграционная служба?».

По иронии судьбы его зачесанные назад белокурые волосы и такая же белая борода без усов придавали образу сходство со стереотипным арийцем.

«Когда мне говорили, что я вовремя не подал декларацию, я на следующий день заполнял все документы, оплачивал штраф», — заявил Ошер Кричевский.

На суд он пришел без супруги, но в сопровождении Геннадия Фридмана.

«Выдворять из-за этого из страны, да еще в начале учебного года... Я уже не говорю о нанесении морального вреда мне, моей семье, общине. Это несоразмерно», — не без труда подбирал русские слова Кричевский.

«Какие законы были нарушены УФМС при аннулировании вида на жительство?» — спокойно повторял Соколов. Если на стороне раввина в судебном процессе, ясное дело, был Бог, то страшно представить, что стояло за хладнокровием юрисконсульта, кроме знаний законодательства РФ.

«Я не юрист, — вновь поднялся Кричевский. — Если аннулировано из-за нарушений по торговле колбасой, то это не мои нарушения. И суд это признал. Получается — только за несвоевременнуюподачу декларации. Даже если они имеют на это право, то надо учесть, что я религиозный лидер. Мы не какая-то секта, а еврейская община!».

Тот же вопрос судья Марина Овчаренко задала уже адвокату Марине Хрипушиной. Девушка вновь пояснила, что УФМС ссылается на решение мирового суда, куда Кричевский не попал по вине Роспотребнадзора. В облсуде рассматривается жалоба, и по итогам этого процесса всем станет ясно, что раввин в деле кошерной колбасы ни при чем.

«То есть в действиях УФМС правонарушений вы не усматриваете?» — опять уточнила судья.

Марина Хрипушина медленно выдохнула. Происходивший бред не укладывался в юридические рамки. Вместо нее к трибуне подошел Геннадий Фридман. Он заявил, что изгнание раввина Кричевского из России не только нанесет вред омским евреям и их общине, но и подорвет веру многих людей в свое будущее.

«Такой факт на фоне спекуляций вокруг данного дела несомненно приведет к росту ксенофобии и антисемитизма. Нанесет урон межконфессиональному и межнациональному миру, который, слава Богу, пока еще царит в Омской области», — зачитал свое обращение Фридман.

Сказанное Александр Соколов воспринял на свой счет. Обвиненный в его понимании в антисемитизме, чуть ли не гой, он вскочил и ответственно заявил, что УФМС никогда не руководствовалось подобными воззрениями, а только буквой закона. А затем добавил, что за 13 лет Ошер Кричевский не предпринял попыток стать гражданином России, а значит, не собирается жить здесь.

«Мои родители родились в России, — начал Кричевский. — Мой дедушка до сих пор является почетным консулом РФ. Другой дедушка, в честь которого я назван, потерял глаз в Великой Отечественной войне», — говорил раввин.

Далее Кричевский пояснил, что обращение в ФМС он направил в прошлом году совместно с другими российскими раввинами. Первой группе таких уже выдали гражданство, он же, будучи во второй группе, ожидает решения Федеральной миграционной службы.

Судья остановила пререкания, не имеющие юридического отношения к делу, но столь важные для понимания ситуации, и удалилась для принятия решения. Оно, решение судьи, оказалось весьма странным, а в контексте событий и вовсе соломоновым.

Она заявила, что для приостановления депортации нет оснований и ждать решения других судов нет смысла. Но, памятуя о принципе «если можно помочь хорошему человеку, отчего же ему не помочь», отложила рассмотрение дела на 29 сентября. И до тех пор Кричевский может оставаться в Омске.

Вся эта нелепица, когда духовного лидера будто гастарбайтера выгоняют из страны, выглядит странно. Сложно представить, чтобы на месте раввина в зале суда оказался, например, митрополит. Облаченный в саккос и митру с кадилом в руках в первом ряду Куйбышевского суда. Какой такой суд может обязать его оправдываться? Только Божий!

Поговаривают, что причина нападок на рабби — его дружба с влиятельными омичами, которые перешли невесть кому дорогу. На выходе из суда я спросил об этом Геннадия Фридмана.

— Да какие у него влиятельные друзья? — удивился он.

— Например, вы!

— Я? Я, да. Но последний раз я перешел кому-то дорогу в 1978 году. Тогда все руководство университета уволили, — не то пошутил, не то показал силу своего перехода дороги бизнесмен.

Владимир Червонящий

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №37 (041) 30 сентября

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий