Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

28 июля 2017 07.00

Пазлы под ногами: обзор рынка тротуарной плитки в Омске

«Деловой Омск» разбирался, как развивается омский рынок тротуарной плитки.

Фото: Денис Вышинский

Рынок тротуарной плитки в Омске довольно молод: первую брусчатку начали укладывать на месте асфальта лет десять назад. Плиточные «оазисы» благоустройства появлялись тогда лишь на центральных улицах города. С тех пор тротуарная плитка перестала быть экзотикой даже в сельских районах, а перспективная сфера только начинает развиваться с помощью новых технологий.

Интересно, что даже кризис не повлиял на рост рынка. По данным эксперта-аналитика АО «ФИНАМ» Алексея Калачева, производство тротуарной плитки в России росло, невзирая на провалы в экономике, однако темпы годового прироста постепенно снижались. Так, если рост в 2011 году по сравнению с предыдущим годом составил 28,5%, то в 2012 году темп прироста производства уменьшился до 23,8%, в 2013-м — до 19,7%, в 2014-м — до 7,9%. В 2015 году рост ускорился до 9,2%, но уже по итогам 2016 года, когда в стране было произведено 14 030,93 тысячи квадратных метров тротуарной плитки, рост год к году составил всего 1,9%.

«Такая динамика может свидетельствовать о том, что российский рынок тротуарной плитки близок к насыщению, и объемы производства почти полностью покрывают платежеспособный спрос», — делает вывод эксперт.

Динамика по Сибирскому федеральному округу менее последовательная, но в целом она находится в общем русле: в 2011 году производство тротуарной плитки в округе выросло год к году в полтора раза (на 49,1%), в 2012-м — еще на четверть (25,1%), в 2013-м — еще на треть, но уже в 2014 году было зафиксировано падение производства на 9%, в 2015 году рост был минимальным — на 1,6%, а в 2016 году произошло снижение объемов на 2%. Всего в прошлом году в СФО было произведено почти 1,15 млн кв. м тротуарной плитки, что составило около 8,2% от общероссийского производства.

На том и стоим

По мнению директора омской производственно-коммерческой фирмы «БИ» Натальи Типсиной, кризис не сказался на продажах, однако существенно изменил структуру спроса. Значительно выросла доля частных клиентов — до 90%. При этом сократился объем крупных заказов — от строительных организаций и промышленных предприятий. Если года три назад на них приходилось 60% заказов, то после кризиса их доля уменьшилась до 10%.

Основные продажи компаниям приносят небольшие предприниматели, обустраивающие территории вокруг офисов и магазинов, и владельцы дач, усадеб и коттеджей.

«Наша компания вовремя развернулась в сторону частных заказчиков, и это позволило не потерять объемы, — пояснила она. — Ориентируясь на новых клиентов, мы предложили дополнительные услуги — бесплатный выезд на замер, дизайн-проект садового участка в подарок. Сейчас мы видим, что это востребовано у населения». В сезон компании удается удерживать объемы выпуска на уровне около 3 тыс. кв. м плитки в месяц. Помимо Омска, «БИ» отгружает плитку в Казахстан, Новосибирскую, Тюменскую, Красноярскую, Кемеровскую области, Биробиджан.

Чаще всего заказывают объемы по 100-300 кв. м. Стоимость в среднем составляет 1200 рублей за кв. м, включая расходы по укладке плитки.

Аналитики утверждают, что замедление производства повлияло на цены. «Если в предыдущие три года цены росли со средним темпом 5-7% в год, то в декабре 2016 года они оказались на 5,5% ниже, чем годом ранее, или 423,6 рубля за кв. м», — отмечает Алексей Калачев. По его данным, цены производителей в Сибири примерно на 20% выше, чем в среднем по РФ. За последний год стоимость практически не изменилась. На конец 2016 года квадратный метр плитки стоил 506,72 рубля. В Омске участники рынка говорят о том, что цены не меняются уже около четырех лет, несмотря на подорожание цемента и других составляющих.

Модная укладка

Сегодня в «плиточном» бизнесе, по информации справочника «2ГИС», задействовано более 100 омских организаций, и количество новичков постоянно растет. Дело в том, что технологии по производству брусчатки довольно доступны, и для этого бизнеса не требуется ни лицензии, ни сертификатов. Минимальные вложения в открытие производства составят около 300 тыс. рублей, но, по оценке специалистов, на эту сумму можно купить лишь самое недорогое и малопроизводительное оборудование.

«Мелким фирмам с производительностью 10 кв. м плитки в день очень сложно выжить на рынке. Обычный заказ объемом около 100 «квадратов» они будут делать десять дней, не говоря уже о более крупных поставках. Так долго ждать никто не будет, поэтому такие производители закрываются через год-два», — говорит директор компании «БИ».

Риски неофитов рынка еще и в том, что они ограничиваются скудным ассортиментом форм и расцветок. Около 90% омских фирм выпускают только «Калифорнию» и «Ромашку».

«При желании сэкономить стоит начать с малого, изучить спрос и лишь потом запускать новую форму в производство. Мы так и действуем. Производителю нужно быть гибким, чутко реагировать на спрос. Сейчас у нас одних только форм закуплено на

5 млн рублей, мы единственные в Омске выпускаем брусчатку 32 оттенков. Это позволяет выполнять сложные заказы, например, «солнце» в сквере им. 30 лет ВЛКСМ, напротив транспортного университета, или «звезды на небосклоне» у частного заказчика», — говорит Наталья Типсина.

По словам специалистов, рассчитывать на быстрый возврат вложений не стоит. Тем более на фоне сжимающегося рынка: три года назад срок окупаемости инвестиций при запуске нового производства составлял от трех до пяти лет, сейчас он вырос до шести-десяти лет.

50 оттенков серого

Серьезной проблемой рынка игроки считают появление «серых» бригад, «выпекающих» плитку прямо в гаражах. Зачастую они не имеют даже статуса индивидуального предпринимателя.

«Нелегальные производители, чья брусчатка разваливается через год, бросают тень на всю отрасль, — считает Наталья Типсина. — Они дискредитируют само понятие «тротуарная плитка».

В то же время участник рынка отмечает, что потребитель стал более требовательным к прочности и цветовому разнообразию товара, а также к набору дополнительных услуг. Одна из тенденций рынка — покупатель уходит от дешевой продукции, делая выбор в пользу средней ценовой категории товара с более высоким качеством. Востребован сложный дизайн и оригинальные формы плитки.

«Радует, что даже люди старшего поколения для дома в деревне выбирают интересный рисунок и нестандартную цветовую палитру», — говорит эксперт.

Прогнозы

На Международной конференции «Рынок тротуарной плитки России», которую провела в прошлом году Ассоциация производителей мелкоштучных бетонных изделий, говорилось, что в России ежегодно на одного человека производится лишь 0,27 кв. м тротуарной плитки в год. Этот показатель в пять-шесть раз ниже, чем в странах Евросоюза, отмечают в отраслевом журнале «Строительство.ру».

Впрочем, уверены эксперты, это говорит и о том, что российский рынок находится в зачаточном состоянии и у него есть все шансы на развитие.

О возможных точках роста говорит и аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев.

«Очевидно, что тротуарного пространства, пригодного для использования плитки, остается много. Немало мест, где на нем еще используется асфальтовое покрытие, что наравне с плановой заменой разрушающейся плитки обеспечит отрасль объемами производства на достигнутом уровне.

А в случае роста финансовых возможностей региональных и муниципальных властей, и возобновление роста производства».

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 29 (183) от 25 июля 2017 года

Самое актуальное в рубрике: Промышленность

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий