Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

01 октября 2014 04.18

Игры разума

Омский бизнес начал вкладывать средства в организацию интеллектуальных развлечений. Пока это направление представлено лишь несколькими проектами, однако в ближайшее время их перечень будет расширен.

За последние 4 месяца в Омске были запущены два реалити-квеста, созданных по аналогии с зарубежными логическими играми. В ближайшее время должен появиться еще один. Выручка основателей популярных столичных квестов (эскейп-румов) доходит до 1,15 млн рублей в месяц от одной комнаты. Интерес к интеллектуальным играм, организованным в Омске, также растет, однако пока их ежемесячный оборот не достигает и 100 тыс. рублей.

Мозговая атака

Сфера интеллектуальных развлечений в Омске находится на начальной стадии развития, утверждают представители рынка.

«До недавнего времени скрасить свой досуг можно было, лишь поиграв в «Мафию», Encounter или DozoR. По мне, так «Мафия» немного скучна, а Encounter и DozoR — на любителя (ночью все же нужно спать)», — рассуждает креативный директор рекламного агентства «Креативная банда «Медведь» Евгений Лукин.

«В городе много развлекательных комплексов, которые предлагают омичам различные азартные и спортивные игры наподобие боулинга и бильярда, — говорят представители компании, организовавшей в Омске квест «Интуиция». — А вот интеллектуальные игры только начинают приобретать массовый характер».

При этом, как считает основатель квеста «Изоляция» (представлен в Омске и Рязани) Александр Иванилов, потенциал у Омска есть — город-миллионник нуждается в развитой индустрии развлечений, в том числе интеллектуальных. Впрочем, не насыщенный предложениями рынок, говорит Иванилов, дает очевидные преимущества тем, кто уже начал развивать здесь это направление бизнеса.

По мнению экспертов, появление в Омске новых проектов неизбежно, так как сейчас складывается благоприятная ситуация для развития сферы интеллектуальных развлечений. Пресытившись интерактивными и настольными играми, потребители начали демонстрировать интерес к реалити-квестам и всевозможным офлайн-версиям телепередач интеллектуальной направленности.

К преимуществам этого вида бизнеса специалисты относят возможность обойтись минимальными рекламными расходами при продвижении проектов интеллектуального отдыха. Другими плюсами этого направления считают его внесезонность и новизну, что гарантирует интерес потребителей.

Изолированные развлечения

Подвижки в развитии бизнеса по организации интеллектуальных развлечений наметились в прошлом году, когда владельцы креативной банды «Медведь» запустили одноименное IQ-шоу. Игра состоит из 4 раундов, включающих вопросы разной тематики. Интеллектуальные соревнования проводятся на площадях омских ресторанов.

По словам одного из организаторов шоу Евгения Лукина, за прошедший год число команд, участвующих в играх, значительно увеличилось.

«Нам даже пришлось поменять место их проведения, — рассказал «ДО» Лукин. — Бар Partypiano уже не вмещал игроков, и мы перебрались в ресторан «У Пушкина». Иногда в игре принимают участие до 21 команды при том, что состав одной включает как минимум 7 участников».

На протяжении года IQ-шоу оставалось, по сути, единственным новым развлечением для интеллектуалов. А 5 месяцев назад 23-летний Александр Иванилов запустил в Омске реалити-квест «Изоляция». Суть этого развлечения заключается в попытке команды найти выход из закрытой комнаты. Игроки должны выбраться из помещения, решив логические задачи с использованием предложенных предметов и подсказок. На приключение дается ограниченное количество времени.

Изначально омич Иванилов, сейчас живущий в Москве, рассматривал возможность получить франшизу популярного в России квеста «Клаустрофобия» и запустить его в столице. Однако узнав, что там уже запланированы к открытию несколько игровых комнат, решил продвигать этот бизнес в родном регионе, правда, не в рамках франшизы, а под собственным брендом. Получив в Омске опыт организации квеста, к ноябрю Александр Иванилов планирует запустить «Изоляцию» уже в Рязани.

26 сентября начал работу и второй омский реалити-квест — «Интуиция». По информации участников рынка, в ближайшие 2 месяца в городе будет запущен и третий эскейп-рум — по франшизе столичной «Клаустрофобии».

На радость ресторанам

Финансовые показатели омских компаний, организующих интеллектуальный досуг, пока отличаются несущественно. Правда, для организаторов IQ-шоу этот проект не является основным видом заработка, они представляют его как саморекламу. По словам Лукина, выручка «Медведя» от организации одной игры составляет от 10 до 30 тыс. рублей. Она формируется из суммы взносов участников шоу — 200 рублей с человека. 60% этой суммы направляются в призовой фонд, который достается победителю игры. Остальное получает организатор. Кроме того, «Медведь» получает определенный процент объема выручки, полученной от заказов игроков из меню ресторана, где проходит игра.

Чуть большую сумму рекламное агентство «Медведь» зарабатывает, проводя корпоративные игры для отдельных компаний. В этом случае сценарий шоу пишется согласно пожеланиям заказчика, а стоимость игры фиксированная — организатор получает 50 тыс. рублей.

Выручка квеста «Изоляция», работающего в Омске чуть больше 4 месяцев, составила в августе 85 тыс. рублей. По словам автора проекта Александра Иванилова, посещаемость игровых комнат (всего их 3) растет, но не так быстро, как рассчитывал предприниматель.

«Сейчас мы проводим около двух игр в день, и окупить вложения пока не удалось, — говорит бизнесмен. — Теоретически мы можем принять в месяц более 400 сеансов. Однако пока это выглядит утопично. Фактически мы проводим 60 игр, что составляет около 15% нашего потенциала».

О финансовых достижениях третьего омского квеста — «Интуиции», работающего меньше недели, пока говорить рано. Однако представители компании сообщили «ДО», что рассчитывают окупить вложения за полгода. Максимальная пропускная способность «Интуиции» — 50 игр в день.

Минимум рекламы

Вложения в организацию IQ-шоу, по словам Евгения Лукина, незначительны.

«Основные затраты — это ручки, бумага, а также зарплата звукорежиссера и помощника организатора», — рассказал «ДО» Лукин.

За аренду ресторана, где проходит шоу, компания не платит. Игры организуются в будние дни, когда проходимость заведений общепита низка, а игроки обеспечивают заведениям хоть какую-то прибыль. Поэтому рестораторы в них заинтересованы.

Затраты создателя квеста «Изоляция» более существенны, чем расходы организаторов IQ-шоу. Однако они несопоставимы с суммами, которые пришлось потратить на запуск аналогичного проекта московским коллегам Александра Иванилова из «Клаустрофобии». Первоначально Иванилов уложился в 500 тыс. рублей  — плата за аренду помещений, их ремонт и перепланировку, за реквизит к квестам и решение технических вопросов. Основатели столичного квеста потратили почти в 3 раза больше.

По словам Иванилова, ежемесячная аренда помещений требует 35 тыс. рублей. Еще приблизительно 10 тыс. расходуется на интернет, бухгалтерию и т. д. Затраты на маркетинговое продвижение проекта, как говорит его автор, были минимальны. Для раскрутки «Изоляции» в основном использовались возможности соцсетей, а также предложение протестировать игру представителям СМИ.

Справка

Первый российский реалити-квест — «Клаустрофобия» — появился в Москве в 2013 году. Вложения в проект составили 1,2 млн рублей. На окупаемость предприниматели вышли через 6 недель после запуска вместо планируемых 6 месяцев.

Проект развивается по франшизе, ее стоимость составляет 15% от роялти в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани и 10% в других городах. Первоначальный взнос для регионов — от 250 тыс. рублей.

Наталья Коробова

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №37 (041) 30 сентября

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий