Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

04 августа 2017 07.00

Татьяна Дернова окончила Омский государственный педагогический институт, Сибирскую академию государственной службы. В 2012 году прошла курсы повышения квалификации по программе «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах» в ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Начала профессиональную карьеру в 1989 году учителем иностранных языков. В 1994 году стала заместителем директора гимназии № 19. В 2006-м была приглашена на должность начальника отдела образования и воспитания по Центральному АО Омска, а позже стала заместителем директора департамента образования администрации Омска, первым заместителем директора департамента образования. С июля 2012 года перешла в министерство образования региона, где заняла должность первого заместителя министра образования региона. 4 апреля 2014 года назначена министром образования Омской области.

Школа и журналистика: министр Дернова лицом к лицу со школьниками

Инициаторами встречи выступили активисты «Российского движения школьников», с которыми наша редакция сотрудничала в рамках проекта «Школа и журналистика» на сайте «Новый Омск». Сразу оговоримся, что мы почти не вмешивались в детский творческий процесс, не купировали вопросы, не чинили запретов (открытый формат поддержала и госпожа министр) — лишь слегка подкорректировали порядок вопросов, чтобы у встречи была некая логика.

Школа и журналистика: министр Дернова лицом к лицу со школьниками

Александр Румянцев

Татьяна Васильевна, вы занимаете ключевой пост в министерстве образования Омской области. Что привело вас на эту должность — амбиции или обстоятельства? Дарья Манзюк (школа № 55)

— Я не страдаю излишней амбициозностью. Более того, скучаю по работе в школе, ведь именно там результат моей деятельности был виден сразу. Хотелось бы и в этой должности получать такую же отдачу, а не работать «вхолостую». Ведь каждый человек в своей профессиональной деятельности должен двигаться вперед. Нет предела совершенству. А вообще, развиваться можно и не меняя места работы, но мне в какой-то момент показалось, что интересно было бы попробовать заняться развитием не только городской системы образования, но и областной. Хотя всех тонкостей работы с сельскими образовательными учреждения я еще не знала, ведь более 20 лет посвятила городской образовательной системе. Желание восполнить эти пробелы и привело меня в министерство.

И теперь я восторге от сельских детишек и учителей.

Современная система образования все больше напоминает натаскивание на экзамен. Считаете ли вы такое обучение эффективным? Екатерина Кобзева (гимназия № 76)

— Позволю себе не согласиться с этой формулировкой. Современный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), напротив, уводит детей и педагогов от системы натаскивания и заучивания. Новая система развивает личность ребенка, позволяет ему научиться быть самостоятельным, планировать весь маршрут и результат, к которому нужно добраться. К сожалению, есть некие перегибы на местах, и здесь все зависит от учителя и от того, как он выстраивает свою систему работы с детьми. Да вы, ребята, и сами наверняка видите эти разные подходы — кто натаскивает, а кто учит. Ребенку нужно давать возможность думать самостоятельно, а учитель — грамотный тьютор — поможет ему выйти из школы сформировавшейся личностью.

Известно, что в Москве и Петербурге образование по естественным предметам ведется в более наглядной форме: скажем, на уроках биологии препарируют лягушек и осьминогов. Будут ли в ближайшее время внедряться подобные методы обучения в наших школах? Ольга Юракова (школа № 135)

— Очень своевременный вопрос. Биология, физика, химия — это такие предметы, которые без практики понять очень сложно. Да, на сегодняшний день есть масса интерактивных программ...

Но ведь хочется все это еще и потрогать, попробовать… Ведь без профессиональных проб трудно воспитать будущего врача или физика. Увлечь детей только мелом в руках, доской, учебником невозможно. В рамках специальных программ мы приобретаем в школы лабораторное оборудование для естественных наук, но не всегда этого достаточно. Но делать это необходимо, ведь интерес к техническому направлению в школах невысок, поэтому и абитуриентов на технические специальности недостаточно. Позвольте воспринимать этот вопрос как задачу для меня, министра образования Омской области.

Надо использовать разные возможности — взаимодействовать с колледжами и университетами, объединять детей, увлеченных общим профилем, под крышей одной школы — ведь не каждому учебному заведению необходимы полные комплекты такого оборудования.

Планируется ли введение в средней и старшей школе системы образования по парам?

— Данный вопрос — в компетенции директора школы. Эта система была возможна и доступна всегда. Подготовиться к шести разным урокам в один день очень сложно. Вы все, как правило, имеете еще какую-то внеурочную нагрузку: кружки, секции, студии. Пары вместо уроков — это действительно более удобный формат обучения: учитель иначе выстраивает работу, снижается загруженность учеников, повышается эффективность учебного процесса. Я обещаю настоятельно рекомендовать данную систему директорам всех школ и в старших (10-11), и в предпрофильных (8-9) классах.

Во многих школах ведется предмет «основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), на котором ребят всех конфессий зачастую обучают лишь основам православия. Справедливо ли это по отношению к другим вероисповеданиям? Являетесь ли вы верующим человеком? Елизавета Заровчатская (школа № 142)

— Живу с религией. Сейчас не буду показывать, но я всегда хожу с крестиком. Очень редко он не на шее, но все равно всегда со мной. При этом я никому не навязываю свое мировоззрение и даже не имею права этого делать, поскольку Конституция позволяет любому человеку самостоятельно принимать решение в отношении религии или ее отсутствия. А что касается предмета ОРКСЭ... Важно, что в этой системе есть выбор, скажем, возможность вовсе отказаться от изучения религиозных основ и заниматься светской этикой. Предмет ведется в четвертом классе, и в этом возрасте именно родители делают выбор, что будет изучать ребенок. Но важно отметить, что на этих уроках речь идет лишь об истории религии, никто не пытается навязать детям ту или иную веру. Да школа и не место для этого. Есть желание приобщиться глубже — пожалуйста, посещай храмы, мечети и т. д. А если говорить шире, я считаю, что ничего в религиях плохого нет. Все они по большому счету призывают людей быть честными, добрыми, не обижать ближнего.

Почему именно в четвертом классе, не рановато ли?

— Мы же не просим ребенка в этом возрасте определиться с религией своей жизни. Это, по сути, исторические рассказы для школьников. Учебники рассчитаны на 10-11-летних ребят. Авторы, которые их писали, учитывали психологические особенности именно этого возраста.

В интернете обсуждается возможность введения школьной формы даже для преподавателей. Как вы считаете, это дисциплина или ограничение? Екатерина Кобзева

— Это дисциплина, я с этим согласна. Когда я работала завучем в школе, мы решили ввести такую форму для учеников, и я внутренне была против. Однако это решило сразу несколько проблем — ежедневный подбор наряда, а также оказалось менее затратным в финансовом плане. Но если говорить о педагогах, то у меня двоякое к этому отношение. Я все же женщина. Это мужчины могут ходить в одном костюме, меняя галстуки и рубашки, а нам хочется все же какого-то разнообразия. Хотя я понимаю, что обилие современных аксессуаров позволяет даже одинаковые на вид костюмы представлять по-разному. С другой стороны, в единой форме для учителей есть и плюсы. Впервые я увидела подобный эксперимент в детском саду города Калачинска. Там воспитатели не ходят в такой форме ежедневно, а надевают ее лишь на торжественные мероприятия. И на это очень приятно смотреть.

А если бы в министерстве предложили ввести единую форму? Как бы вы отреагировали?

— (Смеется.) Если нужно, то мы подстроимся и будем ходить в единой форме.

А как же индивидуальность?

— Индивидуальность мы можем продемонстрировать не внешним видом, а поступками. Вы же помните, что встречают по одежке, а провожают по уму, поэтому впечатление от того, «в чем мы пришли», длится всего несколько минут, а вот какой след человек оставил своими делами и словами — это совсем другое, более важное.

Ваша работа требует деловых телефонных разговоров. Репетируете ли вы, что сказать, перед тем как сделать важный звонок? Елизавета Заровчатская

— (Улыбается.) Уже нет. Сейчас в беседу включаюсь с ходу. Даже мой супруг шутит, что мне зарплату платят за то, что я умею красиво говорить. Но моя работа действительно подразумевает постоянное общение, и здесь важно не расслабляться, не думать, что любое твое публичное выступление — мелочь. Всегда нужно тренироваться говорить правильно. Я в свое время практиковала такой метод: записывала свои выступления на диктофон и затем, во время езды в машине слушала, анализировала, какие речевые ошибки я допускаю. Это очень эффективная техника, она мне здорово помогла.

Встречаются учителя, назовем их предметники, которые с ревностью относятся к школьникам, ведущим активную общественную деятельность. Как с этим бороться? Анна Нижерадзе (гимназия № 159)

— Решение этой проблемы находится внутри самой школы. Если директор поддерживает таких детей-активистов, то учителя не смогут этому сопротивляться.

У нас, увы, все наоборот. Директор поддерживает активистов, а многие предметники попросту валят их.

— У вас же директор молодой, с точки зрения опыта работы? Я думаю, она еще научится внушать учителям, что жизнь не ограничивается лишь уроками. Как раз эта «вторая часть» школьной жизни обычно запоминается больше: конкурсы, олимпиады, концерты, походы и прочее. Даже профессию выпускник выбирает, двигаясь не от учебной, а от общественной жизни. Педагоги порой недооценивают важность второй части. А вашему директору нужно найти правильные слова для тех, кто этого не понимает. Жаль, что такие «урокодатели» все-таки есть, и с ними нужно, я считаю, бороться.

Наверняка на вашем жизненном пути встречались люди, которые вас критиковали или обсуждали. Как вы относитесь к критике и важно ли для вас общественное мнение в целом? Анастасия Бондаренко (гимназия № 159)

— Я думаю, общественное мнение важно каждому человеку, мы же не на необитаемом острове живем. Общественное мнение, как и мнение одного человека, может быть и субъективным, и объективным. Это все-таки некоторое видение тебя как личности в целом. К нему точно нужно прислушиваться, но делать это правильно, взвешенно. Скажем, не стоит реагировать на критику в ту же секунду, потому что это будет эмоциональная, и увы, не всегда адекватная реакция. Нужно задуматься: а справедлива ли критика? Если да, тогда сделать выводы, что-то в себе исправить. Я критики не боюсь, я привыкла. Ведь бесконечная похвала расслабляет — делает нас слепыми, глухими… И тогда мы точно неадекватно себя оцениваем.

В интервью сайту «ВОмске» вы сказали, что главное увлечение в вашей жизни — это семья. Как вам удается совмещать работу и семью, и как вы считаете, справляетесь ли вы с этим? Алена Кузнецова (школа № 105)

— Справляюсь, но уже хуже, значительно хуже. Действительно, мое увлечение — это семья. Я не путешественник. Отчасти командировки утомляют, поэтому предпочитаю провести время с семьей, нежели лишний раз садиться в самолет. Поэтому нашла себе соответствующее хобби — это семейные праздники. Порой мы собираемся всей нашей огромной семьей — омские, новороссийские, московские, казахстанские родственники… И те часы и минуты, которые мы проводим вместе, ничем не заменишь. Другое увлечение — мой любимый огород. Мало времени я этому уделяю, но после интенсивных выходных прихожу на работу и шучу, мол, наконец-то отдохну от физических нагрузок.

Вы много общаетесь с разными людьми. Как произвести хорошее впечатление при первом знакомстве и не ударить в грязь лицом? Есть ли у вас какие-то секреты или правила? Анастасия Бондаренко

— При знакомстве с новыми людьми не стоит с порога, что называется, открывать рот. Сначала лучше присмотреться, прислушаться, понять — что из себя представляют окружающие, какие у них интересы. Если ты понимаешь, что ситуация просит включиться в разговор, то включаешься, но свое мнение жестко не навязываешь.

Моя жизнь показывает, что я товарищ жутко общительный, могу найти общий язык, пожалуй, со всеми. По крайней мере, могу разговорить даже самых неразговорчивых барышень в моей компании. А вообще все индивидуально. Знаете, у меня есть такая поговорка: «Отсидеться слегка в окопе», а потом в нужный момент выйти и совершить тот поступок, ради которого ты сюда пришел.

В министерстве у вас такая же тактика?

— Нет, все опять же в зависимости от ситуации. Если мы абсолютно уверены, что можно «достать шашку и махнуть», то да.

А порой все-таки лучше отсидеться в окопе. Министр образования Омской области Татьяна Дернова встретилась с активными школьниками в нашей редакции и около часа отвечала на их детские/недетские вопросы. Учитывая, что сам Владимир Путин недавно работал в таком же формате, мы сочли, что данная беседа может быть любопытна и для читателей «Делового Омска».

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 30 (184) от 1 августа 2017 года

Самое актуальное в рубрике: Школа и журналистика

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

студентка
неприятная женщина и очень любит выезжать за счет других. И очень любит просто отсидеться на работе.
08 августа, 10:24 | Ответить
Крыс Борис
Очень плюс
04 августа, 13:06 | Ответить