Деловой Омск

Деловой Омск

19 августа 2017 07.00Статьи

Дошли до ручки: обзор рынка канцтоваров

На омском рынке канцтоваров, и без того просевшем из-за кризиса, обостряется конкуренция. От «пирога» объемом около 500 миллионов рублей хотят откусить и гипермаркеты, и непрофильные продавцы. Канцтовары в свой ассортимент стали добавлять даже продуктовые лавки и магазины косметики.

Дошли до ручки: обзор рынка канцтоваров

Фото: vizitka15.com

Розничный рынок канцелярских товаров в России, как показывает статистика, в прошлом году показал рост на 8%. В 2016 году россияне потратили на ручки-карандаши

45 млрд рублей. Емкость омского рынка составила около 561 млн рублей. Если верить Росстату, то розница в Омске за последний год прибавила 18%. Но местные игроки говорят об обратной тенденции.

Битва за копейки

Справочная система 2GIS в рубрике «Канцелярские товары, учебные принадлежности» выдает 260 организаций, которые представляют 420 торговых точек. Специализированные сети занимают около 15% омского рынка — это «Линейка» (ООО «Марка»), «Канцелярские товары», «КанцПарк», «Степлер», «Карандаш». Большая часть рынка — это мелкие торговые точки. Для остальных продавцов канцелярия является лишь дополнением к основному ассортименту: так, канцтовары предлагают книжные сети, магазины игрушек и детских товаров, газетные киоски, сувенирные лавки и даже хозяйственные магазины. Есть и совсем неожиданные сочетания — ручки, тетрадки и блокноты соседствуют на прилавке с зоотоварами, сумками и семенами. Ручки и блокноты как товары спонтанного спроса могут продаваться где угодно.

И тенденция к размыванию рынка продолжается. Элеонора Ивашевич, заместитель директора по маркетингу и продажам ООО ТД «Канцелярские товары» (предприятие обеспечивает более половины объемов поступающей в наш регион канцелярской продукции), отмечает большое желание у непрофильных компаний заняться продажами канцелярии.

«Если раньше в сезон товар у нас закупали около 10 игроков, то сейчас их 300.

Канцтовары расходятся по множеству каналов. Это тревожный показатель, поскольку емкость рынка осталась прежней, и этот объем растаскивается по мелким закупкам», — говорит она. По наблюдению эксперта, канцтовары в свой ассортимент добавляют даже парфюмерные магазины.

Однако директор компании «Марка», развивающей сеть супермаркетов канцтоваров «Линейка», Александр Милованов считает, что непрофильным продавцам удержаться на рынке будет непросто. «Рынок канцтоваров — один из самых сложных. Его особенность в огромном ассортименте, насчитывающем в одном магазине до 20 тысяч наименований — такого разнообразия нет даже в продуктовых супермаркетах. При этом стоимость товара мизерная, и битва идет за каждую копейку. В этом самая большая трудность отрасли», — отмечает он.

Школьная пора

Вопреки официальной статистике, участники рынка фиксируют спад продаж, который продолжается, по их оценке, третий год. «Из-за резкого снижения доходов населения обороты упали. Омичи покупают меньше товаров и стали выбирать более дешевые аналоги», — говорит Элеонора Ивашевич.

Даже сезон подготовки к школе уже не приносит продавцам канцелярии значительной выручки, как это было раньше. Конкурентную обстановку осложнило появление торговых гигантов «Ашана», «Ленты», «Магнита», устраивающих в сезон так называемые школьные базары. Универсальные гипермаркеты способны работать на сверхнизких ценах, чем и перетягивают покупателя.

«На школьных базарах торговые сети готовы продавать канцелярию ниже закупочной цены. Для них это копеечный товар, на котором они делают покупательский поток, привлекая попутно к более дорогим позициям в своем магазине», — отмечает Александр Милованов.

По его словам, такая ситуация ставит специализированные канцелярские магазины на грань выживания. «Нам даже приходится съезжать с насиженного места, если рядом открылся «Магнит», — добавляет руководитель компании. — Власти должны защищать местных предпринимателей от засилья федеральных торговых гигантов, как это происходит в других регионах, иначе омский бизнес не выживет».

Предприниматели отмечают еще одну проблему. Для удешевления товара гипермаркеты часто прибегают к маркетинговым уловкам. Например, продают тетрадь не привычного объема на 48 листов, а чуть меньше — на 40 листов, бумагу предлагают не мелованную, а офсетную, уменьшают граммовку пластилина, а стержни в ручках заполняют лишь наполовину. По заявлению экспертов, особенно этим грешат магазины, выпускающие товары под собственной торговой маркой.

Впрочем, по наблюдению директора сети канцелярских мини-маркетов «Степлер» Ирины Ложкиной, ситуация начала меняться в лучшую сторону. «Мы почувствовали отток покупателей из-за гипермаркетов, но сейчас потребитель возвращается в специализированные магазины, — отмечает она. — Многие стали понимать разницу в качестве товара, оценили разнообразие ассортимента и профессиональные консультации, которые тот же «Ашан» предложить не может. Даже те, кто в августе понабрал по дешевке некачественных товаров, в сентябре приходят к нам за хорошими покупками».

Три счастливых дня

Участники рынка говорят о смещении сезона в продажах. Лет десять назад повышение спроса в канцелярской отрасли наблюдалось с середины лета до начала осени, когда школьные товары распродавались наиболее активно. Сейчас время покупательской активности сократилось до трех последних дней августа. Соответственно значительно сократилась и сезонная выручка канцелярских сетей.

«Раньше обороты компаний в это время в шесть раз превышали остальные месяцы года, а сейчас лишь в два раза, — рассказывает Ирина Ложкина. — Сегодня канцтовары продают на каждом углу, и покупатели перестали заранее беспокоиться о подготовке к школе. Никто уже не набирает по 100 тетрадей — нет такой необходимости, можно всегда прийти и купить. Сказывается и падение доходов: в первую очередь родители школьника тратят на одежду и обувь, а из канцелярии покупают только самое необходимое. В течение года они уже докупают то, что нужно».

«Ориентироваться лишь на школьный сезон невозможно, — говорит Элеонора Ивашевич. — Практика показывает, что к школе активно готовят лишь раз в жизни — при поступлении ребенка в первый класс, а потом это не занимает столько денег и усилий. Тем более сейчас, в условиях спада. В хороший период, с 2010 по 2014 год, детям каждый год покупали новые ранцы, сейчас такого нет — количество продаж ранцев упало».

Канцелярские магазины в этих условиях стараются нивелировать сезонность бизнеса, расширяя ассортимент и добавляя услуги. В сентябре акцент смещается на деловую атрибутику — ежедневники, календари, офисные наборы, к Новому году увеличивается число праздничных, тематических товаров. Еще одно перспективное направление — это товары для досуга, хобби и творчества, которые интересны всем возрастам и слоям населения. И спрос на эту товарную группу постоянен круглый год.

Игроки рынка отмечают, что до кризиса в Омске хорошо продавались товары высокой ценовой категории. Однако из-за понижения платежеспособности в Омске произошел откат назад — к недорогому сегменту.

Перспективы

Несмотря на трудности бизнеса, омские канцелярские компании развивают свои сети: «Линейка» и «Канцелярские товары» в этом году открыли по несколько точек. Некоторые сетевые магазины при этом, по признанию собственников, работают в ноль, а то и в минус. Новичкам же на плотный, насыщенный рынок канцтоваров, по мнению экспертов, пробиться будет сложно.

«Создается видимость легкости этого бизнеса, но это не так, — уверена Элеонора Ивашевич. — Канцелярский рынок отличается от остальной розницы огромным разнообразием ассортимента, тонкостями в закупке товара. Из-за неправильного планирования бизнеса некоторые игроки в Омске были вынуждены свернуть свое дело или обанкротились».

По мнению Ирины Ложкиной, на сокращение рынка влияют также нерыночные факторы — это и демографический спад, и развитие технологий. С появлением гаджетов уже сократилось потребление тетрадей и блокнотов. А с распространением электронных дневников, возможно, будут уходить их бумажные аналоги.

Впрочем, Александр Милованов, говоря о прогнозах развития рынка, выразил уверенность в том, что специализированная розница не умрет, несмотря на засилье торговых сетей. «Приведу в пример маленький контейнер по продаже метизов, который работает на Казачьем рынке. На 20 «квадратах» у него представлено позиций больше, чем в «Леруа Мерлен». Он берет своим профессионализмом, широким ассортиментом и знанием товара. В этом и есть главное преимущество специализированных магазинов».

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 32 (186) от 15 августа 2017 года

Добавить комментарий
Как приготовить ароматные апельсиновые вафли

Как приготовить ароматные апельсиновые вафли

Новая встреча в «звездных» гостях: угощаемся венскими вафлями и алтайскими пряниками с облепиховым чаем и говорим о стильных киногероях, любви к Парижу и постельных сценах в омском кино.

Во славу антихайпа: Гнойный в ОмскеВидео

Во славу антихайпа: Гнойный в Омске

Репортаж с первого концерта Славы Машнова в Омске. Публику послал, хорька приласкал, очки не снял.

Преображение 2.0: симфония красоты

Преображение 2.0: симфония красоты

О тенденциях сезона осень-зима'17-18 в косметологии, стрижках, окрашивании, маникюре и визаже. Много важных советов и результат налицо — от специалистов студии «Монро» и мобильной имидж-студии ...

Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.