Деловой Омск

Деловой Омск

24 августа 2017 11.00Статьи

Игорь Федоров: «Почему «Новапорт» никогда не построит Омск-Федоровку»?

Передача аэропорта Омск-Центральный в руки стороннего инвестора может иметь смысл только в одном случае — если этот инвестор гарантированно будет развивать существующий аэропорт. Снова грезить о Федоровке — это очередной тупик и потеря времени, считает наш колумнист Игорь Федоров.

Игорь Федоров: «Почему «Новапорт» никогда не построит Омск-Федоровку»?

Вадим Харламов

Явление инвестора народу

В последнее время опять начались разговоры про достройку гниющего уже 35 лет в любинских полях и болотах аэропорта Омск-Федоровка. Альтруистом и спасителем нам анонсировано ООО «Новапорт», 100% долей которого принадлежит кипрскому офшору «М. М. Эйерпорт менеджмент компани лимитед». Как сообщает «Авиапорт», этот офшор на паритетных началах принадлежит группе компаний AEON Corporation (Роман Троценко) и инвестиционному холдингу Meridian Capital (Казахстан).

Ведутся переговоры о вхождении «Новапорта» в управление аэропортами Иркутска и Санкт-Петербурга (Пулково).

Как отмечает агентство «Авиапорт», динамичный рост производственных показателей региональных аэропортов свидетельствует о правильности выбранной стратегии и профессиональной компетентности персонала компании. К 2016 году «Новапорт» вправе претендовать на лидирующие позиции по эффективности и рентабельности операционной деятельности со значительным увеличением доли рынка (более 8%). По итогам 2016 года суммарный пассажиропоток аэропортов сети «Новапорт» составил более 14,9 млн пассажиров. Таким образом, в настоящее время ООО «Новапорт» действительно является одним из ведущих игроков на российском рынке.

Роман Троценко, с чьим именем связывают «Новапорт», имеет очень интересную трудовую биографию.

В 1999-2000-х он был помощником главы минтранса Сергея Франка, при этом структурам Троценко достался миноритарный пакет аэропорта Толмачево, который постепенно увеличивался. В итоге «Новапорт» стал 100%-ным владельцем новосибирского авиаузла, купив в 2011 году госпакет (51%) акций Толмачево всего за 2,8 млрд рублей, заняв для этих целей 2,3 млрд.

Но этими покупками занимался уже не сам Троценко, которого в 2009-м пригласили на пост главы Объединенной судостроительной корпорации, где он проработал до 2012 года, после чего стал советником самого Игоря Сечина и продолжил работу в швейцарской «дочке» Роснефти вплоть до середины 2015 года. Именно в этот период «Новапорт» замахнулся на Домодедово, но сделка не состоялась, а сам Троценко после 2015 года вернулся из «нефтянки» в свою родную транспортную гавань.

Омские реалии

А что же у нас в Омске? Здесь ситуация с аэропортами простая и понятная. Леонид Полежаев в свое время сделал большую ошибку. Он долго требовал у Москвы отдать Омской области существующий аэропорт Омск-Центральный и недостроенную Федоровку и в итоге все это получил. Она была получена целиком, весь имущественный комплекс. Тем самым Омск-Федоровка была автоматом вычеркнута из любых федеральных программ, списков и планов. С Омск-Центральным ситуация посложнее. Омской области был передан госпакет акций ОАО «Омский аэропорт», но не сам аэродром. Омский аэродромный комплекс входит в список аэродромов федерального значения, утвержденный распоряжением правительства РФ от 20.03.2008 № 340-р. Соответственно, и он сам (взлетная полоса, рулежные дорожки, перрон), и земля под ним — федеральное имущество. Инвентаризация его была проведена, о чем нам сообщает сайт, ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», за этим же предприятием имущество аэродромного комплекса закреплено на праве хозяйственного ведения.

Федеральная собственность в Омск-Центральном позволяет нам участвовать в Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», собственно, мы были и в предыдущей ее редакции.

В рамках данной программы Омск-Центральный мог получить до 2,2 млрд рублей федеральных денег на модернизацию и ремонт аэродрома и связанной с ним инфраструктуры. В самой ФЦП это звучит так: «за счет средств федерального бюджета — разработка проектной документации, реконструкция взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием, мест стоянки воздушных судов, внутриаэродромных дорог, очистных сооружений, патрульной дороги, аварийно-спасательной станции и ограждения аэродрома; за счет прочих источников финансирования — реконструкция объектов комплекса аэропорта, не относящихся к федеральной собственности».

Сроки на сегодня указаны такие: за счет средств федерального бюджета: проектирование — 2018 год, а реконструкция — 2019-2020 годы; за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования: реконструкция — 2014 год, 2017-2018 годы. Общий объем финансирования — 4113 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 2188,1 млн рублей; бюджета субъекта Российской Федерации — 446 млн рублей; внебюджетных источников — 1478,9 млн рублей.

Целью было заявлено обеспечение соответствия современным требованиям обслуживания и снятия инфраструктурных ограничений роста авиаперевозок, а результатами ожидалось: обеспечение требуемого уровня безопасности полетов, улучшение качества предоставляемых авиауслуг, устранение негативного влияния инфраструктурных ограничений аэропорта на качество авиаобслуживания, увеличение не менее чем на 180 тыс. пассажиров в год объема перевозок через аэропорт Омск-Центральный.

Где деньги, Зин?

Как видите, никакой Федоровки, все разумно и понятно. Государство готово подбросить на свой федеральный аэродром довольно приличные деньги, остальное имущество просит сделать за свой счет или за счет инвесторов. Как раз на следующий год, после сдачи аэропортов под чемпионат мира по футболу 2018, государство вполне может обратить свое внимание на Омск.

На чем же может заработать авиаинвестор в Омске? Варианта два: либо на освоении средств, выделяемых в рамках вышеназванной ФЦП, т. е. на строительстве и реконструкции объектов аэродромной инфраструктуры нынешнего аэропорта, либо на управлении аэропортом Омск-Центральный, который за первое полугодие 2017 года принес около 30 млн рублей прибыли. Гипотетически есть, конечно, и третий вариант — заработать на строительстве Омск-Федоровки.

Очевидно, однако, что «Новапорт» строить Омск-Федоровку не собирается в принципе. Главная причина — на это нет и не предвидится финансовых средств, если только губернатор Омской области не вытащит из своего кармана десятки миллиардов рублей. Но этого не смог сделать даже Полежаев, который спал и видел Федоровку, даже в тучные 2000-е. Привлечь коммерческое финансирование в 10-20 млрд рублей под проект, который генерирует прибыль в год в размере 60 млн рублей — пустое дело, проценты по кредиту будут в десятки раз выше. В условиях санкций, кризиса, стагнации региона ждать взрывного роста пассажиров в Омске неоткуда. Строить за счет своих средств Троценко не будет, он бизнесмен. Более того, у «Новапорта» по уже имеющимся аэропортам отложенных инвестиций набирается на миллиарды рублей, если не больше. Когда в этих условиях дойдут руки до Омска?

Вторая причина — география аэропортов Троценко. Ему уже принадлежат соседние с Омском Толмачево и Рощино — фактически конкуренты Омска за пассажиропотоки. Так зачем же в этих условиях «Новапорту» вкладываться в Федоровку, которая по проекту должна была конкурировать с Тюменью и Новосибирском? Очевидно, что омский аэропорт сегодня и завтра — небольшие региональные воздушные ворота уровня Кемерово, Барнаула, Томска. Все эти аэропорты, напоминаю, тоже управляются «Новапортом».

Поэтому, да, Омск-Центральный, возможно, и правда интересен Троценко как объект управления. Никто бы не отказался получить в управление прибыльный аэропорт, у которого к тому же маячит перспектива получить федеральные миллиарды на реконструкцию. И, возможно, это будет не самый плохой вариант для Омска, поскольку нынешний собственник, Омская область, не спешит привлекать федеральные деньги на Омск-Центральный. Или не может. Уверен, у «Новапорта» это могло бы получиться лучше, особенно если учесть связи Троценко в минтрансе и прекрасные личные отношения с бывшим министром Игорем Левитиным.

Может ли Троценко, имея такие связи в верхах, перебросить деньги ФЦП с Омск-Центрального на Федоровку или вовсе добиться федерального финансирования на строительство Федоровки с нуля? Очень сомнительно! Как было сказано выше, ему не нужна конкуренция со своими же аэропортами в Тюмени и Новосибирске, да и государству в условиях санкций будет очень сложно объяснить, зачем в Омске нужен новый аэропорт, если старый загружен менее чем на 50%.

Является ли Троценко человеком Сечина — это, на самом деле, тоже очень интересный момент. Омская область и Омск — это территория интересов в первую очередь «Газпрома». Интересы же «Роснефти» в Омске пока в основном связаны с энергетикой и поставками газа на омские станции «ТГК-11», но эти интересы стремительно расширяются. Отдаст ли губернатор Виктор Назаров, плоть от плоти человек системы «Газпрома», областной аэропорт бывшему советнику Сечина — это на самом деле интересно. Нелишне будет напомнить тот факт, что топливно-заправочный комплекс Омск-Центрального на 50% принадлежит «Газпромнефть Аэро». Как в этих условиях будут договариваться непримиримые противники — еще одна потенциальная проблема возможной передачи омской аэрогавани в руки «Новапорта».

Вот и получается, что в сухом остатке единственным смыслом для правительства Омской области отдать прибыльный аэропорт структурам Троценко может быть только гарантированное начало реализации ФЦП и привлечение федеральных денег в части реконструкции Омск-Центрального. В любом ином случае правительство и омичи потеряют прибыль и контроль над своим аэропортом, получив взамен только потенциальные конфликты, обещания и очередной призрак Федоровки.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 33 (187) от 22 августа 2017 года и на сайте ИА «Деловой Омск» (свидетельство ИА № ТУ55-00493 от 25.03.2015 г.)

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 11):

Илья
Омск-Фёдоровка территориально выгоднее для перевозчиков в направлении Турции,ОАЭ и т.д. чем тот же Толмачево, т.к. из-за растояния до курортов приходится жертвовать количеством пассажиров, иначе топлива не хватит. Омск в этом отношении оптимален, с Омска в Новосиб ездят, чтобы улететь в тай. Так и наоборот будут ездить дабы улететь в эмираты например, тем самым увеличится загрузка аэропорта в Омске. Нужна федеральная помощь Новапорту. Деньги не такие большие в сравнении с Крымом.
27 августа, 10:32 | Ответить
Игорь Федоров
Илья, вы видите толпы новосибирцев сейчас в Омск-Центральном?
27 августа, 15:03 | Ответить
Илья
Зачем об этом говорить сейчас, когда из Омска минимум перевозчиков летает? Будут из Омска рейсы дешевле чем из Новосибирска, тогда и толпы будут. Аэропорт в Фёдорове не такой уж дорогой объект для миллионного города, пусть местная власть обосновывает необходимость и получает финансирование. Дороги начали делать, глядишь и до аэропорта дойдут.
27 августа, 22:08 | Ответить
Игорь Федоров
Омская власть не может получить финансирование на Федоровку, потому что омская власть в свое время сказала федеральной власти, что Федоровку она построит сама
28 августа, 18:32 | Ответить
Игорь Федоров
Что за дилетансткие рассуждения? Нет проблем, расскажите, как могут стать дешевле рейсы из Омска по сравнению с Новосибирском ))))
28 августа, 18:30 | Ответить
Илья
Омская власть сказала....вы ещё вспомните что было при царе горохе, повыгоняют дебилов которые сидят штаны просиживают и движения начнутся. Сейчас власть Омска под Газпромом, а там поверьте деньги есть и при грамотном подходе все можно реализовать, повторяю, надо работать, ездить выбивать деньги, а не сидеть молча в кресле. Возьмите глобус и померяйте расстояние между этими городами, плюс за счет уменьшения расстояния можно перевозить больше пассажиров, а это основная стоимость турпутёвки.Я думал это очевидно.... А вообще бизнес есть бизнес, вы видимо не работали на заводах, предприятиях и т.д. и не понимаете как вообще устроено все в крупных компаниях... откуда берутся деньги, как распределяются...Не пишите такие дилетантские статьи, пообщайтесь с людьми из крупных корпораций прежде чем писать незнамо что. А вообще я не собираюсь вам, что-то объяснять и рассказывать публично, так как знаю о чем говорю.
28 августа, 22:20 | Ответить
Игорь Федоров
Ну с этого бы и начинали. Больше нет вопросов, кроме одного. Как это область под Газпромом, а аэропорт хотят отдать человеку Сечина. Вам там в больших корпорациях не рассказали?
28 августа, 23:33 | Ответить
Илья
Нет не рассказывали. Но вы так ничего и не поняли, что я имел ввиду. Судя по вашей логике тот же Газпром никогда бы не стал строить газопровод в Китай, так как прибыль от такого капиталовложения окупится через десятки лет. в лучшем случае, а вам нужна прибыль сразу завтра, как в случае с аэропортом. Это инвестиции на будущее. Я не вижу никакой взаимосвязи между газпромом и человеком сечина, к чему это сказано? Я сказал про Газпром, что можно рассматривать как инвестора да и только. Мне все равно кто будет строить аэропорт, хоть все вместе. При необходимости думаю договориться могут все стороны. Верьте в лучшее.
31 августа, 17:11 | Ответить
Игорь Федоров
О, заседание стихийно продолжается. Вы, я смотрю, знаете, на каких условиях строится газопровод в Китай. Расскажите, я не знаю. Зато известно, как строили туда же нефтепровод. За предоплаченные китайские деньги.
31 августа, 20:34 | Ответить
киви
Остается только одна загадка - почему омская область не хочет сама привлекать федеральные средства на ремонт и развитие омск-центрального...
24 августа, 15:25 | Ответить
Папа Леня
Хороший вопрос, неужели наши журналисту губернатору его не задавали? Видимо Назаров живет мечтой о Федоровке.
24 августа, 20:44 | Ответить
Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Третий день в Омске идут съемки документального сериала об Октябрьской революции. «Класс» побывал на площадке и пообщался с шеф-редактором.

История любви на фоне омского неба

История любви на фоне омского неба

Гости проекта «За подарками» провели романтический вечер в омском планетарии.

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Зрителям представили консервативную «Провинциалку».

Календарь

Преображение: три Look

Преображение: три Look'a для Марины Хариби

Осенние, глубокие, стильные образы от «Итальянского стиля» и Ирины Бумагиной.

Что, где и когда  послушать в Омске меломанам

Что, где и когда послушать в Омске меломанам

Рассказываем о будущих концертах и выступлениях.

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Коротко о девяти реальных и одном мосте-призраке.

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезонаФото

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезона

Лицейский театр открыл 24-й сезон лаундж-проектом «Раскроем зонт — откроем сезон».

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

13 сентября в «Арлекине» омскому зрителю представили спектакль по пьесе современного драматурга из Красноярска Александра Хромова.

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Потому что столбы посреди дороги и снег, который кочует с дорог на тротуары и обратно, — это не работа спустя рукава, это нововведения.

Преображение: как Марина Хариби и Андрей Маслов попали в руки секс-символа 50-х

Преображение: как Марина Хариби и Андрей Маслов попали в руки секс-символа 50-х

О красе ногтей, ветре в волосах, мужских руках и омской Монро.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов сменили имидж

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов сменили имидж

Как красили Маслова, в чем новая фишка Хариби и где в Омске дом, в котором меняют имидж.

Григорий Вевер, музыкант: «Хочу продолжить аранжировать рок для симфонических оркестров. Так хиты звучат богаче и глубже»

Григорий Вевер, музыкант: «Хочу продолжить аранжировать рок для симфонических оркестров. Так хиты звучат богаче и глубже»

О профессиональном уровне оркестров в России, гастролях по миру, и о нелегкой жизни музыкантов — в нашем интервью с человеком, который успевает все.

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.