Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

26 августа 2017 07.00

История стартапа: Константин и Стас Потапенко — о гостиничном бизнесе в Омске

Братья Константин и Стас Потапенко открыли в апреле хостел, в котором уже успели побывать туристы из Бразилии, Китая, США, Англии и Аргентины.

Александр Румянцев

У 30-летнего Константина — собственное проектное бюро, он разрабатывает проекты по организации дорожного движения в малых городах. 27-летний Стас окончил ОмГПУ по специальности «Сервис и туризм». В гостиничный бизнес молодых людей привела любовь к путешествиям. В поездках по России, Европе и Азии они «протестировали» немало хостелов. И решили создать свой — такой, в котором захотелось бы жить самим.

Найти помещение оказалось не так просто. Владельцы недвижимости запрашивали высокую арендную плату, как только узнавали, что парни будут делать бизнес на их площадях.

Лишь на третий год удалось отыскать место, подходящее по всем их требованиям. Ключевую роль играет расположение. «Хостел должен находиться в шаговой доступности от железнодорожного вокзала, — считает Константин Потапенко. — Те, кто прилетает самолетом, обычно хостелами не пользуются. Наши гости приезжают на поезде или автомобиле».

Хостел «Молоко» прописался в доме на улице Марченко. На 140 квадратах здесь разместились два шестиместных номера — мужской и женский, двухместные апартаменты, современная кухня с раритетным холодильником, ванная комната с душевой кабиной и огромный холл со стойкой.

Просторные площади были еще одним важным критерием для предпринимателей.

«Как обычно в России делают хостел? В тесной хрущевке понапихают максимум кроватей и обязательно от прежних хозяев оставят ковер и старый диван. И самое удивительное, что людей это устраивает. У нас есть возможность поставить еще пять двухуровневых кроватей в каждой комнате, но мы этого делать не будем», — рассказывает о принципах работы Стас Потапенко.

Голову оленя — своими руками

Помещение нашли зимой, к весне нужно было открыться, чтобы летом, в пиковый сезон, заработать в полную силу. Два месяца понадобилось на то, чтобы голые стены превратить в стильный интерьер.

Вложения составили 350 тысяч рублей. По словам начинающих отельеров, сумма могла быть намного больше, если бы нанимали строительную бригаду. Но Константин и Стас все делали своими руками — шпаклевали, красили, клали плитку, устанавливали сантехнику. Лишь кровати заказывали в столярной мастерской.

Омск является точкой притяжения для туристов, которые едут из Москвы и Петербурга поездом или на автомобиле и устают от долгой дороги.

Говорят, что старались создать лаконичный, «скандинавский» интерьер, где нет ничего лишнего. Зато есть оригинальные фишки, которые создают атмосферу и нравятся постояльцам: на стенах объемные головы оленя и медведя из бумаги, а в холле графические силуэты знаковых зданий Омска. Особый восторг гостей вызывает холодильник «Мир» 1962 года выпуска. Братья отмыли его, перебрали и починили.

По дороге в кругосветку

Хостел заработал 1 апреля, а уже через неделю здесь встречали первого гостя. Спустя четыре месяца владельцы могут уже описать портрет своих постояльцев: в основном это путешественники из разных стран, отправляющиеся через Омск на Байкал или Алтай.

«Омск в этом плане идеальный город, он становится точкой притяжения для туристов, которые едут из Москвы и Петербурга поездом или на автомобиле и устают от долгой дороги», — рассказывает Константин.

Облюбовали «Молоко» и туристы, отправляющиеся в кругосветку. Географию иностранных постояльцев можно изучить на висящей в холле доске объявлений — здесь отзывы на китайском, французском, корейском, испанском, английском. С заморскими гостями общение идет на английском. Лишь однажды в хостеле останавливался китаец, не знавший ни одного английского слова, — он ехал на мотоцикле из Китая в Лондон. Но это не помешало им найти общий язык.

С окончанием летнего сезона турпотоки сокращаются, меняется аудитория. Осенью и зимой чаще приезжают учащиеся, командировочные, спортсмены на соревнования.

Предприниматели говорят, что отсеять нежелательную аудиторию позволяют несколько принципов: номер не сдается на несколько часов и жить дольше двух недель в хостеле нельзя (иначе гости устанавливают свои правила).

Секрет на миллион

Заполняемость хостела пока невысока — всего 30%. Для привлечения клиентов Потапенко заключили договоры с популярными системами бронирования, которые и приносят им основной поток посетителей.

«Мы думали, что лишь откроемся, и к нам сразу хлынет поток клиентов. Но этого почему-то не случилось, — смеется Константин. — Оказалось, что большинству людей не важны условия, чистота, интерьер. Они смотрят только на низкую цену».

Тогда братья серьезно пересмотрели планы развития. За профессиональными секретами обратились к коллегам из других городов, и те помогли разобраться в тонкостях бизнеса. Теперь хостелы сотрудничают, рекомендуют друг друга, «обмениваются» туристами.

«Мы дали себе полгода на раскрутку, — раскрывают планы продвижения предприниматели. — Сейчас мы работаем на репутацию. Если на сайтах бронирования у гостиницы высокий статус, то люди сами в нее поедут, отзывы — это лучшая реклама».

Повысить узнаваемость бренда стараются, проводя различные ивенты. Третий месяц подряд организовывают встречи с путешественниками, интересными людьми, пообщаться с которыми собираются по 12-15 человек.

Подружиться с соседями

Проживание в общей комнате в «Молоке» стоит 500 рублей за сутки, номер на двоих — 1500 рублей. Собственники бизнеса признают, что это самые высокие цены в Омске в их сегменте (средняя цена по городу 400-450 рублей). Впрочем, они подчеркивают, что стоимость — еще один маркер их целевой аудитории.

«Иностранцы на цену не обращают внимания — для них важнее отзывы. А что касается наших соотечественников: если человек не хочет доплатить за комфортные условия 50-100 рублей, то это не наш клиент».

Особый вопрос в этом бизнесе — налаживание отношений с соседями. Не все жители многоквартирного дома, где располагаются обычно хостелы, довольны таким соседством. По мнению Константина, непонимание возникает из-за неправильного представления у большинства россиян о такой форме гостиничной индустрии.

«У многих слово «хостел» ассоциируется с ночлежкой, чуть ли не бомжатником. Чтобы успокоить жителей, мы звали их к нам, чтобы они своими глазами увидели, как у нас все устроено, какие люди у нас останавливаются. Даже участковый и жилищная комиссия признали, что у нас все в порядке».

Санитарные нормы и стандарты для хостелов пока носят лишь рекомендательный характер. Лицензирования эта деятельность не требует. Но бизнесмены утверждают, что стремятся полностью соответствовать всем общепринятым нормам в работе. Например, исходя из числа проживающих, в хостеле оборудованы два отдельных санузла.

С надеждой на чемпионат мира

Владельцы хостела «Молоко» через два месяца после открытия начали отбивать текущие расходы и даже выходить в небольшой плюс. Поток клиентов, по их словам, растет с каждым месяцем.

«Окупаемость в этом бизнесе достигает 1,5-2 лет, — говорят предприниматели. — При заполняемости хотя бы в 50% мы смогли бы окупить стартовые затраты за три месяца».

Надежды на приток клиентов в 2018 году Потапенко связывают с чемпионатом мира по футболу. Иностранные болельщики, приехав в Россию, возможно, захотят отправиться в путешествие, а все дороги на Байкал или Алтай идут через Омск.

Пока братья справляются с бизнесом вдвоем.

«Мы продолжаем заниматься хостелом сами, чтобы не утратить индивидуальности и подхода к делу, — объясняет Стас. — Поначалу это было из экономии, а сейчас понимаем, что лучше нас этого никто не сделает, поскольку у нас жесткие требования к порядку. К тому же как хозяева мы стараемся поддерживать в хостеле атмосферу сродни каучсерфингу (популярный гостевой сервис, суть которого в том, что путешественники останавливаются не в гостиницах, а у местных жителей, и сами принимают туристов у себя дома. — Прим. авт.). У нас нет никакого официоза, мы принимаем постояльцев как своих гостей. Вместе готовим, завтракаем, гуляем по городу, общаемся, веселимся. Нам самим нравится такая движуха».

Почему «Молоко»?

Название у нас родилось даже раньше, чем мы нашли помещение под хостел. Нам понравился этот образ — белый цвет, чистота. Важно, что и кириллицей, и латиницей «МОЛОКО» пишется почти одинаково. Иностранцам его легко произнести и написать. Хотя они не понимают значение слова, они его просто запоминают. Правда, один раз возник казус: мы не могли связаться с французами, они сами нашли нас по адресу и зашли в продуктовый магазин в том же доме узнать, как пройти в хостел. Спрашивают у продавцов: «Где «Молоко»?» Те подают им пакет: вот, мол, молоко. И никак друг друга не могли понять. Продавцы недоумевали, почему французы просят молоко, а сами отказываются, а туристы не могли взять в толк, зачем им в магазине суют еду, когда они спрашивают о хостеле. Уже потом мы объяснили им, что такое «молоко».

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 33 (187) от 22 августа 2017 года

Самое актуальное в рубрике: Малый бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 3):

Лариса
Парни просто молодцы. Даже горничных не держат. Как я поняла, наверно и стирают сменное постельное сами.
11 ноября, 13:59 | Ответить
Костя
Убираемся сами. На начальном этапе вникаем во все дела самостоятельно. Не так все плохо, на Иртыш не ходим стирать. Есть машина ))
13 ноября, 22:14 | Ответить
Надежда
К сожалению, наше замечательное правительство считает, что хостелов в жилых домах быть не должно...Закон уже прошел первое чтение в не менее замечательной думе.
10 сентября, 10:55 | Ответить