Деловой Омск

Деловой Омск

01 сентября 2017 07.00Статьи

Аэропорты и города: почему так дорого летать из Омска?

Аэропорт — ключевая составляющая деловой инфраструктуры региона. Понятная и лояльная по отношению к потребителю система ценообразования в сфере авиаперевозок положительно сказалась бы на мобильности, в том числе и предпринимательской. Однако действующие расценки на рейсы из Омска вредят деловой активности региона. Дороговизна билетов заставляет часть омичей отправляться в столицу из аэропортов соседних регионов.

Аэропорты и города: почему так дорого летать из Омска?

Фото: cdn.airlines-inform.ru

Уже не первый год аэропорты Тюмени, Екатеринбурга и Новосибирска перетягивают на себя пассажирский трафик, который при ином ценовом раскладе мог бы достаться Омску. Стоимость билетов с вылетом из этих городов в Москву порой в 2,5 раза ниже, чем из нашего аэропорта.

Птицы высокого полета

В этом году депутаты омского Заксобрания неоднократно поднимали тему высокой стоимости авиабилетов. В июне на выездном заседании комитета по собственности парламентарии пытались найти ответ на вопрос, почему из тюменского Рощино можно улететь в столицу по цене в 1,5-2 раза ниже, чем из Омска.

Депутат Сергей Калинин тогда заявил, что видит несуразицу с ценами в том, что ключевые представители рынка авиаперевозок «заигрались». «Причина — в конкурентной борьбе перевозчиков, а не в том, что кто-то омичей обманывает, — высказался он. — Основные конкуренты — это «Сибирь» и «Аэрофлот», они просто играют ценами».

В итоге парламентарии обратились в обе авиа-компании с просьбой разъяснить их политику ценообразования. Однако, как рассказал «ДО» председатель комитета Заксобрания по собственности Степан Бонковский, даже спустя два месяца после этого региональный парламент не получил ответа от перевозчиков.

Кстати, обращение «ДО» в пресс-службы «Аэрофлота» и S7 (авиакомпания «Сибирь») по этим вопросам завершилось аналогичным результатом. Мы отправляли официальные запросы в компании по два раза с перерывом в месяц, но ответных писем не получили. В телефонном разговоре представитель пресс-службы «Аэрофлота» пояснила, что руководитель отвечает на запросы выборочно, самостоятельно определяя, стоит или нет что-то комментировать журналистам. Бесконечные звонки в пресс-службу S7 и вовсе остались без ответа — трубку в департаменте PR никто не брал.

Причины молчания авиакомпаний, которые никак не отреагировали на депутатское обращение, Степан Бонковский объяснить не смог. Он намерен актуализировать вопрос в сентябре, сразу после выхода Заксобрания с каникул.

«Как я понимаю, тарифная политика в большей степени зависит от воли руководителей авиакомпаний и коммуникационных возможностей региональных властей. С перевозчиками нужно разговаривать и договариваться, — высказал свое мнение Бонковский. — Поэтому мы рассчитываем, что губернатор присоединится к нам в решении этого вопроса».

Гендиректор омского аэропорта Сергей Зезюля, до этого публично не комментировавший ценовую политику перевозчиков, летающих из нашего города, подготовил для «ДО» лаконичный комментарий. Он выделил два ключевых фактора, объясняющих дороговизну авиабилетов из Омска в Москву.

«Первое — отсутствие в аэропорту Омска базовой авиакомпании. В аэропорту Тюмени при этом имеется базовая авиакомпания «ЮтЭйр», в Новосибирске — S7, в Екатеринбурге — «Уральские авиалинии». Второе — ценовая политика авиакомпаний, осуществляющих полеты в и из аэропорта Омск-Центральный», — сообщил Зезюля.

Небесная политика

Представители авиакомпаний поясняют, что тарифы на билеты формируются исходя из затрат на одно пассажирское кресло с учетом предельного уровня рентабельности.

«Стоимость авиабилета формируют такие составляющие, как цена топлива, зарплаты сотрудников, затраты на лизинг, курсы валют (часто авиакомпании платят за использование бортов в долларах и евро), загруженность конкретного аэропорта, оплата работы глобальных систем бронирования и т. д., — рассказал «ДО» коммерческий директор компании «Связной Трэвел» Андрей Осинцев. — Цена также зависит от расстояния, сборов аэропорта и конкурентной среды. Причем последний фактор я бы назвал решающим на внутренних рейсах. Например, стоимость перелета из Омска в Москву (1 сентября туда, 3 сентября обратно. — Данные «Связной Трэвел») составляет около 37 тыс. рублей. Перелет на аналогичные даты из Омска в Улан-Удэ стоит более 50 тыс. рублей. При этом лететь придется с пересадкой. Расстояние из Омска до этих городов примерно одинаковое, однако востребованность направлений (загрузка бортов) разная».

Представитель международного туристического метапоиска Momondo в России Ирина Рябовол подтвердила «ДО» мысль коллеги: «Авиаперевозчики не могут работать себе в убыток, поэтому стоимость билетов на низкозаполняемые рейсы, как правило, выше, чем на популярные направления».

Также она добавила, что помимо валютного курса на стоимость билетов в первую очередь влияют экономическая ситуация и политическая обстановка. «Значение имеет и аэропорт прилета-вылета, — рассказала Рябовол. — Обслуживание в крупных международных аэропортах обходится дороже, поэтому бюджетные компании выбирают аэропорты поменьше. Однако для рядового потребителя это не всегда оборачивается экономией: порой расходы на трансфер нивелируют низкую цену билета».

А сборы здесь тихие

По оценке специалистов, второй наиболее затратной статьей расходов авиакомпании (после топлива) являются аэропортовые сборы — платежи, взимаемые с перевозчика за оказание услуг по приему, обслуживанию и вылету самолета. Стоимость билета напрямую зависит от расценок аэропорта на эти услуги. Как пояснил «ДО» гендиректор омского аэропорта Сергей Зезюля, «в структуре всех расходов авиакомпаний расходы по этой статье могут достигать 17%».

Анализируя причины высокой стоимости билетов, депутаты Заксобрания обращали внимание на то, что прайс на услуги омского аэропорта для авиаперевозчиков «не значительно выше» тарифов соседних городов. «Аэропорты практически зеркальные, а многие омичи едут в Тюмень, чтобы улететь в Москву», — недоумевал по этому поводу Степан Бонковский.

То есть было бы нелогично объяснять дороговизну рейсов ценовой политикой Омск-Центральный.

«ДО» самостоятельно проанализировал тарифы на основные услуги аэропортов Омска, Тюмени, Екатеринбурга, Новосибирска и пришел к выводу, что цены нашего аэропорта для перевозчиков действительно «не выбиваются» из общего фона. Более того, стоимость отдельных услуг омского аэропорта оказалась ниже тарифов других городов.

Так, например, соседи выставили более высокие расценки на обработку груза, обслуживание пассажиров и их доставку к воздушному судну. В Омске оказалась и самая низкая стоимость подачи трапа — 3380 рублей. Кстати, наш аэропорт — единственный из четырех, где не предусмотрен телетрап.

В то же время омский аэропорт выставил более высокий тариф, чем Кольцово и Толмачево, на сбор за взлет-посадку: 545 рублей за тонну самолета против их 424 и 310 соответственно. Обошел наш аэропорт соседей и по расценкам за обеспечение авиационной безопасности. В Омске авиаперевозчикам придется заплатить по этому сбору 484 рубля за тонну лайнера, притом что, например, в Кольцово эта услуга обойдется почти в два раза дешевле (подробный сравнительный анализ тарифов см. в инфографике).

Комментарий

«В омском аэропорту тарифы одни из самых высоких в стране. Это связано с тем, что численность работников организации абсолютно не соответствует пассажиропотоку. Омск имеет самую низкую транспортную подвижность населения в стране прежде всего потому, что к нам дорого летать. В конечном счете это отражается на цене билета. Единственный способ приведения предприятия в нормальное состояние — повышение операционной эффективности. И здесь хотелось бы донести главную мысль — происходящие изменения необратимы. Причем они не связаны конкретно с моей личностью. Сейчас омский аэропорт — один из немногих, который все еще принадлежит государству. Если придет частный собственник (никогда нельзя исключать и такой вариант), он ни в чем не будет убеждать, а проведет оптимизацию очень технологично и быстро». (Виктор Титарев, гендиректор омского аэропорта в 2013-2015 годах, февраль 2015 года.)

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 34 (188) от 29 августа 2017 года

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

Инна
Самолеты из Омска в Москву пустыми-то не летают, практически всегда полностью заполнены
02 сентября, 17:03 | Ответить
Игорь Федоров
А точно весь материал выложен? А то как-то оборвалось и...
01 сентября, 10:24 | Ответить
Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Третий день в Омске идут съемки документального сериала об Октябрьской революции. «Класс» побывал на площадке и пообщался с шеф-редактором.

История любви на фоне омского неба

История любви на фоне омского неба

Гости проекта «За подарками» провели романтический вечер в омском планетарии.

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Зрителям представили консервативную «Провинциалку».

Календарь

Преображение: три Look

Преображение: три Look'a для Марины Хариби

Осенние, глубокие, стильные образы от «Итальянского стиля» и Ирины Бумагиной.

Что, где и когда  послушать в Омске меломанам

Что, где и когда послушать в Омске меломанам

Рассказываем о будущих концертах и выступлениях.

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Коротко о девяти реальных и одном мосте-призраке.

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезонаФото

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезона

Лицейский театр открыл 24-й сезон лаундж-проектом «Раскроем зонт — откроем сезон».

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

13 сентября в «Арлекине» омскому зрителю представили спектакль по пьесе современного драматурга из Красноярска Александра Хромова.

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Потому что столбы посреди дороги и снег, который кочует с дорог на тротуары и обратно, — это не работа спустя рукава, это нововведения.

Преображение: как Марина Хариби и Андрей Маслов попали в руки секс-символа 50-х

Преображение: как Марина Хариби и Андрей Маслов попали в руки секс-символа 50-х

О красе ногтей, ветре в волосах, мужских руках и омской Монро.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов сменили имидж

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов сменили имидж

Как красили Маслова, в чем новая фишка Хариби и где в Омске дом, в котором меняют имидж.

Григорий Вевер, музыкант: «Хочу продолжить аранжировать рок для симфонических оркестров. Так хиты звучат богаче и глубже»

Григорий Вевер, музыкант: «Хочу продолжить аранжировать рок для симфонических оркестров. Так хиты звучат богаче и глубже»

О профессиональном уровне оркестров в России, гастролях по миру, и о нелегкой жизни музыкантов — в нашем интервью с человеком, который успевает все.

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.