Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

07 октября 2014 08.58

Александр Малькевич: «Я не тот человек, которого можно сломать через колено»

В одном из интервью гендиректор «12 канала» Александр Малькевич признался, что любит играть в шахматы. Редактор «Делового Омска» пригласил нового омского медиаменеджера «раскатать» партейку, а заодно поговорить о тактике и стратегии развития государственного канала.

Расстановка фигур

Александр, как вы попали на «омский турнир»? Почему именно вас пригласили на эту работу и какие задачи были поставлены?

— Пусть это не прозвучит нескромно, но так вышло, что я являюсь одним из немногих медиаменеджеров, которые имеют большой опыт работы на региональном телевидении в различных субъектах Федерации с разным менталитетом. А поскольку я человек публичный и не делаю никакого секрета из того, чем занимаюсь и каких результатов добиваюсь, то не вижу ничего сверхъестественного в том, что представители Омской области вышли на меня. Я же не теневой советник или политтехнолог, чьи имена известны лишь в узких кругах и передаются из рук в руки.

Естественно, были предварительные встречи и с руководителем аппарата губернатора Владимиром Компанейщиковым, и с главой региона Виктором Назаровым. Учредителям «12 канала» стало очевидно, что он находится, мягко говоря, не в лучшей форме. Поэтому была поставлена задача — творчески взбодрить коллектив. Однако когда я начал работать, оказалось, что здесь по всем направлениям не то что конь не валялся, но даже еще не заходил. Несколько лет до этого на канале как бы ничего не происходило

Это с 2012 года?

— Вот местные журналисты постоянно задают мне такой провокационный вопрос, чтобы прицепить побольше ответственных к этому процессу и окончательно перессорить меня со всеми в регионе. Я отвечу так. Объективно такая печальная ситуация могла сложиться и при предыдущем губернаторе. Он ведь долго уходил со своего поста. А в России-матушке как принято? Если менеджмент узнает, что биг босс уходит через год, все, выражаясь народным языком, просто забивают на работу. И начинают «маневрировать» в поисках «лучшей доли»; тут ведь как: главное — себя спасти, а что будет с каналом — дело десятое.

Ходит байка, что когда у Назарова спросили, смотрит ли он «12 канал», он ответил: «Я его читаю в распечатках»...

— Я слышал такую байку. Это одна из проблем, с которой мне пришлось столкнуться. Ведь что такое «12 канал»? Это омское областное телевидение с самой большой территорией охвата, со славными традициями и хорошим коллективом, которому давно не ставили серьезных задач. Все текло своим привычным чередом.

Но если ты ведешь машину и выпускаешь руль, то она какое-то время, конечно, будет ехать, но потом начнет вилять. До тех пор, пока не съедет в кювет. И это еще хорошо, если не полетит в пропасть с горной дороги…

Вывод, что канал просел, вы сделали на основании чего? Познакомились с видеоматериалами полежаевского периода?

— Об этом говорит целый набор компонентов: техническое оснащение, состояние передатчиков, позиционирование канала... Иначе не родилась бы такая байка про губернатора.

Дебют

К вам уже приклеили ярлык — стартапер. В определенном контексте, на мой взгляд, это довольно обидное обзывательство. Условно говоря, человек разыграл дебют и передал партию другому — мол, играй, дорогой. Не каждый вникнет, какой план проводился, зачем жертвовалась пешка...

— Я не усматриваю негативного оттенка в этом слове. На «12 канале» я реализую творческий стартап, чтобы «больной начал дышать». Я вижу, что сейчас у многих в коллективе загорелись глаза. Это значит, что «больной» поднимается. Возможно, пытается встать. А вскоре он должен бегать и прыгать.

А как обстоят дела у ваших прямых конкурентов? Наверняка вы готовились к «партии», изучали материалы...

— Строить с нуля всегда проще, чем перестраивать существующее. Как стартапер по последнему месту работы, если я строю, то строю во всех смыслах. Спроектировал здание, помещения — здесь ньюс-рум, здесь металлопластиковые перегородки... Заказываю нужную мебель, технику, пусть недорогую, но современную.

В итоге получается компактное, но мобильное СМИ. Все это я делал ровно год назад — и вошел с проектом медиахолдинга в Книгу рекордов России.

У наших конкурентов как раз такая ситуация «настоящего стартапа», строительства с нуля. Это их преимущество. Они создавали СМИ под свое видение и могли покупать все самое новое.

Чувствуете себя догоняющей стороной?

— По ряду позиций — по техническим и финансовым параметрам — мы уступаем. У нас нет доброго дяди, который может бесконтрольно нас субсидировать.

Губернатор не такой добрый дядя?

— Мы — госструктура, живущая в правовом поле и в полнейшей прозрачности. Условно говоря, даже канцелярские товары приобретаем в режиме запроса котировок. Если бы у меня была половина возможностей наших конкурентов, я бы построил медиаисторию в разы более интересную и крутую.

Хвалиться, что у тебя много денег, — это непрофессионально. Это напоминает ситуацию, когда бестолковый ребенок богатого дяди трясет шестым айфоном и считает, что он умнее всех в классе. А мне бы хотелось более понятного состязания. Если говорить языком спорта: стартовать в равных условиях. А не так, что один — в новеньких кроссовках, а у другого (как у нас) — гири на ногах.

Крамник или Карлсен?

Ваш стиль игры рискованный, провокационный? Или же другая тактика — окопался и держишь оборону, изматывая соперника?

— Омичам повезло. Я убежден, что область входит в пятерку регионов, где так развиты медиа и свобода слова. Для потребителя это плюс — пусть расцветают 100 цветов. Для участников рынка минус — высокая конкуренция. Поэтому эволюционное движение здесь неэффективно. Пока ты будешь рыть окопы и укреплять бруствер, все остальные уйдут в атаку.

Мой стиль — агрессивный, в хорошем смысле. Мы будем запускать большое количество провокационных проектов. Разумеется, в творческом смысле.

Жертва фигуры

Сокращение филиалов «12 канала» — это жертва фигур за инициативу? А вдруг она окажется некорректной? Есть пример «Омской правды», когда попытки оптимизировать работу коллектива вылились в бунт...

— Возьмем опять же классический стартап. В одной руке у тебя бюджет, в другой — чистый лист. Ты берешь 50 человек, потому что можешь взять только 50, и ставишь перед ними задачи. Другая ситуация, когда ты приходишь в сложившуюся систему. Тебе надо 50 человек, а у тебя, условно, 500. И что делать?

Вроде бы ответ очевиден... Но! Это государственная структура, есть КзоТ, законы РФ. Ты не можешь взять и уволить условного Васю, который не решает твоих задач, потому что завтра он придет к тебе с какой нибудь статьей 19 Трудового кодекса.

Мы же не бизнес-структура. Там люди живут, скажем, на 100 рублей и знают, что это их лимит. Если ты не укладываешься в лимит, никто с тобой церемониться не будет. А мы госСМИ и обязаны действовать с оглядкой. Хотя у нас, условно, те же 100 рублей, и мы обязаны на них жить. Если кто-то считает, что должно быть иначе, пусть увеличивает количество дополнительных сухпайков в обозе.

Вилка

Я не хочу мучить вас вопросом, а под выборы ли вас сюда пригласили или нет, поскольку и так ясно, что государственный канал должен решать государственные задачи, в сферу которых входят и выборы. Но в Омске не спросить об этом нельзя. Это — как разговор о погоде...

— В Омске, как я уже сказал, довольно много СМИ, и всем надо о чем-то писать. Выборы — хорошая тема. Каким-то СМИ выгодно, чтобы выборы наступили — они рассчитывают заработать денег. Хотя, на мой взгляд, сейчас на этом особо не заработаешь.

Что же касается меня, то я никаких впереди стоящих выборов не вижу. Моя задача создать эффективный канал коммуникации региональной власти. До недавнего времени «12 канал» таковым не являлся. Труба была, но газ животворящий не шел.

В одном регионе я видел пример хорошего качественного госСМИ, аналога нашей «Омской правды». Туда перетянули профессионалов из «Коммерсанта», дали свободу действий, и через некоторое времягазета вышла в лидеры по цитируемости и количеству эксклюзивов. Но настали выборы, пришел человек и переломал всю информационную политику через колено, забив газету тупой пропагандой. Не опасаетесь такого сценария?

— Нет. Я не ощущаю себя человеком, которого можно через колено принудить делать то, что я не считаю целесообразным. Я работал на телевидении в регионе, где проходили выборы губернатора, уже после возвращения их в 2012 году. Никакого пропагандистского шабаша мы там не устраивали, а губернатор, тем не менее, вынес всех в одну калитку. И все было сделано красиво, а не топорно.

Форточка

У вас есть запасной путь к отступлению — форточка на случай, если что-то пойдет не так?

— В форточку я не пролезу, к сожалению (смеется). Возможно, для многих омичей это прозвучит вызывающе, но я повесил в своем кабинете портрет Александра Васильевича Колчака. Хотелось бы для начала побить рекорд его пребывания на Омской земле. Это чуть больше года. Для начала (улыбается).

Если чувствуете, что партия проиграна, легко сдаетесь?

— Ну, раз уж меня и так считают здесь не очень хорошим человеком, а я еще и о колчаковщине сказал, то сделаю еще одно признание: в детстве я не любил русскую литературу. Зато запоем прочитал всего Джека Лондона. У него есть цикл новелл о Смоке Беллью, и в одной из них его герой говорит замечательную фразу: «Человек не побежден, пока его не победили».

Биография

Александр Малькевич родился в 1975 году в Ленинграде. Имеет два высших образования — юридическое и в области государственного и муниципального управления.

Создатель телеканала «Архыз 24» — круглосуточного спутникового телевидения Карачаево-Черкесии. Член правления Национальной ассоциации телерадиовещателей России.

Кандидат политических наук. Доцент.

Партия

«Малькевич — Жоглик» 0-1. Соперники разыграли Сицилианскую защиту (вариант Россолимо). Малькевич испортил пешечную структуру черных и начал борьбу за центр, однако некорректная жертва фигуры на 12-м ходу надломила инициативу питерского игрока. Зевнув вилку, а затем потеряв ключевую атакующую фигуру, белые оказались в трудном положении. С лишним ферзем Жоглик оказался особенно силен и реализовал преимущество. Однако Малькевич не сдавался, продолжая борьбу, вплоть до финального 29-го хода.

Станислав Жоглик

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №38 (042) 7 октября

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий