Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

13 октября 2014 04.02

Бизнес в сотах

Число игроков на омском рынке салонов сотовой связи достигло своего предела. В дальнейшем развитие этого сегмента бизнеса будет связано с переориентацией салонов на другие виды деятельности — сервис и консультации.

Рынок салонов связи в Омской области насытился почти полностью, считают эксперты. На сегодняшний день все ключевые игроки развили свои сети почти на 100%.

«В целом рынок стабилен уже не первый год, и революций не предвидится. Крупные операторы обеспечили необходимый объем собственной розницы, и далее стоит задача работать над сервисной составляющей», — говорит Денис Маликов, коммерческий директор Сибирского филиала компании «МегаФон».

Рынок без монобрендов

В Омске, по данным справочника «2ГИС», насчитывается более 120 салонов сотовой связи. По оценке аналитика ИК «ФИНАМ» Анны Мишутиной, емкость этого рынка составляет 3,2-3,5 млрд рублей в год. Рентабельность наиболее раскрученных салонов — примерно 25%. Если же салон работает под менее известным брендом, то она намного ниже.

Условно салоны сотовой связи можно поделить на две группы: салоны под брендами сотовых операторов, совмещающие в себе магазин и центр поддержки клиентов, и салоны-ритейлеры. Незначительную долю рынка занимают монобрендовые салоны. Сейчас в городе работают два фирменных салона Samsung и один магазин Apple re:Store.

В первой категории лидером рынка по числу точек является «Евросеть», имеющая в Омске 42 объекта. Среди салонов сотовых операторов лидируют «Билайн» (52 точки) и «Теле2» с 35 «супермаркетами связи» — так их позиционируют в компании.

Основная масса участников рынка — федеральные сети, чаще всего развивающиеся в Омске по договорам франшизы.

Среди местных игроков достаточно сильные позиции имеет сеть «iZЮМ» (23 салона в городе и 21 в области, а также 4 магазина в Новосибирске). По числу точек местный игрок обгоняет даже федеральную сеть «Связной» (19 салонов).

По данным системы «Картотека.ру», выручка ООО «Интерантенна» (в которую входит и сеть «iZЮМ») за 2013 год составила 503,7 млн рублей. Еще одна омская сеть «СОТиК» состоит из 13 салонов. Ее развивает индивидуальный предприниматель Андрей Казуто.

Операторы платят меньше

В данном виде бизнеса прибыль поступает из нескольких источников — продажа аксессуаров, телефонов, пополнение счетов и подключение новых абонентов. В начале 2000-х основной доход приносили комиссионные от сотовых операторов за подключение абонентов. Их размер зависел от тарифного плана. Позже рынок оказался поделен между основными операторами, и эти выплаты стали стремительно сокращаться. После этого ставка была сделана на продажу техники.

Рынок сотовых телефонов считается одним из наиболее перспективных — устройства быстрее прочих выходят из строя и требуют замены. По статистике в России этот период составляет 2-3 года.

Против одного

Главной отличительной чертой омского рынка эксперты называют самую высокую в России лояльность к оператору «Теле2». Все прочие игроки вынуждены выстраивать свою работу, основываясь на этой особенности.

По словам старшего PR-специалиста «Теле2» в Омске Виктора Василькина, компания конкурирует не только с салонами мобильных операторов, но и с сетевыми ритейлерами.

«Они не занимают принципиально другую нишу. В данном сегменте интересы салонов связи и салонов-ритейлеров в ряде случаев могут пересекаться», — отмечает он.

Основную ставку в «Теле2» делают все же на абонентское обслуживание, а не на продажу техники.

«Замена СИМ-карты, подключение дополнительных услуг, выбор тарифов и многие другие вопросы — это то, с чем приходится сталкиваться каждому пользователю сотовой связи. Именно поэтому нам важно, чтобы во всех районах города абонентам была предоставлена точка, где они смогут получить техническую поддержку», — говорит Василькин.

В «МегаФоне» отмечают, что продажа оборудования и работа с абонентами занимают примерно равные доли.

Салоны vs гипермаркеты

С крупными торговыми сетями салоны связи конкурируют лишь отчасти. По словам экспертов, на рынке продажи услуг конкуренции между ними нет. Связанно это с тем, что крупные сетевые магазины не имеют возможности персонально работать с клиентами и обеспечивать обслуживание связи.

А вот в сфере гаджетов конкуренция, безусловно, существует. В борьбе за клиента салоны вынуждены постоянно устраивать акции с участием поставщиков техники и сотовых операторов.

Рынок больше европейского

Российские салоны сотовой связи развиваются намного динамичнее, нежели европейские, отмечают эксперты. Это один из немногих розничных рынков, который не только не отстает от Запада, но и обгоняет его. Число российских салонов в десятки раз выше, чем в Европе.

«В период бурного роста рынка услуг и товаров это оправдано», — говорит Денис Маликов.

По его мнению, в ближайшее время салоны будут постепенно уходить от концепции тотальных продаж СИМ-карт и телефонов. А на первое место выйдут сервисные операции и помощь клиентам в наборе услуг оператора.

«Физическая точка салона связи будет естественным продолжением интернет-магазина, обеспечивающим продажу ранее заказанного устройства и его настройку», — продолжает он.

Франшиза за миллион

Большая часть салонов сотовой связи развивается в регионах по франшизе. Порог входа в такой бизнес составляет около 1 млн рублей.

Франшиза крупнейшего игрока — «Евросети» — обойдется предпринимателю в $20 тыс. Компания «МТС» (развивающая по франшизе почти половину своих фирменных салонов) предполагает, что вложить придется до 1,2 млн рублей (в зависимости от площади помещения). Чтобы открыть салон связи под брендом «Связного» придется заплатить $25-35 тыс. за одну точку. У «Теле2» паушальный взнос (включая стоимость самой франшизы) составляет от 500 тыс. до 1,5 млн рублей.

Большинство компаний в условиях оформления франшизы указывают, что инвестиции окупятся в течение года или двух лет.

Рынок переделят

Несмотря на относительную стабильность рынка, в ближайшее время на нем все-таки может произойти весьма значительное перераспределение сил. Уже полтора года компания ОАО «АФК «Система» Михаила Шамолина (дочерняя структура МТС) ведет переговоры с ГК «Связной» о покупке части бизнеса.

В начале сентября нынешнего года Федеральная антимонопольная служба сообщила, что продлила срок рассмотрения ходатайства МТС о покупке ГК «Связной». В июле многие федеральные СМИ со ссылкой на источники сообщали, что МТС намеревается купить 49% «Связного». Если сделка все-таки состоится, МТС удастся значительно нарастить свою розничную сеть.

Справка

Прежний владелец компании «Евросеть» Евгений Чичваркин рассказывал, что одна из особенностей мобильного ритейла — минимальные инвестиции в недвижимость. Практически все сетевые компании работают исключительно на арендованных площадях. У самой «Евросети» на их долю приходится 99,9% магазинов. Идеальный вариант для старта — обосноваться в небольшом торговом центре, принадлежащем знакомым, друзьям или родственникам. Многие одиночные салоны в Москве успешны именно благодаря такой аренде у лояльных арендодателей.

Олеся Мельник 

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №38 (042) 7 октября

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий