Деловой Омск

Деловой Омск

17 октября 2017 14.37Интервью

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»

Художник Сергей Сочивко пообщался с редактором «Нового Омска» и рассказал о картинах для Владимира Путина и Наины Ельциной, а также почему в Екатеринбурге его ценят больше, чем в Омске.

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»

Фото: Андрей Кутузов

Сергей Евгеньевич, давайте сразу вопрос в лоб — как бы вы охарактеризовали сегодня роль художника в обществе?

— Да уж… (Смеется.) Это как однажды сказала одна из чиновниц нашей мэрии: «А какая польза от этих художников?» В ответ, конечно, хотелось у нее спросить: «А какая польза от вас?» Отношение к нам, конечно, порой бывает подозрительным.

Вот несколько лет назад к нам в мастерские приходили женщины от власти, вице-мэр Касьянова, спикер Горсовета Горст... Нас в то время хотели обложить новой данью — повысить арендную плату для помещений Союза художников. И я их спросил: «А вы за последние годы хотя бы одну картинку купили у кого-то из нас? Нет? Так с чего мы будем платить такую аренду?» В общем, дурдом какой-то!

Я бы вообще поставил вопрос о материальной ответственности за принятые решения наших чиновников. Вот взять тот же случай с Анатолием Мовляном, была у него портретная школа, располагалась в помещении у «Флоры». Он там ребятишек учил, какие-то деньги платил в бюджет. Начали ему аренду задирать, он плюнул и уехал из Омска. И это помещение по сей день пустует. И никаких денег в бюджет вообще не приносит. Надо, значит, вычитать из зарплаты у того, кто принял такое решение.

А вообще какая-то поддержка от властей есть? Я знаю, что в Горсовете и мэрии висят картины омских художников, и выставки проходят...

— Да, но когда четыре года назад я предложил городской администрации купить у меня несколько полотен, они ничего не купили... Я понимаю, что есть проблемы с бюджетом, но ведь мы сейчас везде трубим о возрождении Омской крепости. А чем залы-то заполнять будем? Что будем показывать омичам и туристам? Я иногда сам себе удивляюсь, зачем я этим занимался полжизни, писал картины об Омске, его истории, судьбе. А как иначе? Мы здесь живем, неужели нам неинтересно, что здесь было сто лет назад? Как выглядел этот город?

Вот и написал письмо Двораковскому: давайте я продам городу три панорамы Омска, а в придачу к ним безвозмездно подарю еще шесть картин. Вот вам и наполнение зала! Три картинки купить — это 1,5 млн рублей. Неужели это бешеные деньги?

У нас некоторым московским специалистам — театральным иллюстраторам, которые нарисуют две бумажки, миллионные гонорары платят из бюджета… А у меня картины!

Что ответил Двораковский?

— Ответил, что он, конечно, за. И глава департамента культуры города Шалак меня поддержал. Но прошло время, власть поменялась, а мое предложение повисло в воздухе — панорамы так никто и не купил...

Вот ты патриот нашего города?

Еще какой.

(Достает холст.) Смотри, это панорама Омска, которую я написал в 2004 году. Тогда еще не было Успенского собора, а я его уже нарисовал.

Он выглядит один в один как в жизни.

— Заметил, да? Ведь я практически не ошибся с цветовой гаммой. Единственное, чего не учел, это раскраска купола. Сейчас-то каждый может написать этот храм: выглянул из окошка — и рисуй себе. А я его писал, когда еще и восстановление не началось. Я и Свято-Ильинский собор написал еще в 2006 году.

Сейчас этой идеей сам Леонид Полежаев загорелся, и я, кстати, дал разрешение на публикацию моих картин в посвященной собору книге. Полежаев, конечно, настроен решительно, хотя ресурсы у него уже не те.

А вы с ним общаетесь?

— Недавно встречались, разговаривали, но он уже не имеет той власти, что раньше. А в его бытность губернатором я не мог так просто попасть к нему на прием. Записывался, но меня дальше Артемова (Александра, в то время — глава аппарата губернатора. — «НО») не пускали. Помню, мы обсуждали мое предложение, чтобы регион купил у меня несколько картин, потому что их тогда постоянно брали, чтобы украсить зал приемов. А знаешь, сколько мороки с этим? Мне нужно отдать холсты, проследить, чтобы их правильно погрузили в транспорт, ничего не поломали, не отбили рамы, потом аккуратно вернуть обратно в мастерскую. Я и сказал: «Вы купите уж их навеки, не возите с места на место». Артемов при мне звонил Телевному (Владимиру, в тот период — министр культуры. — «НО»), но дальше разговоров дело не продвинулось. Сказали: «Денег нет»

Ладно, я буду ждать, когда они появятся... Раньше, когда был молодым дураком, считал, что нужен этому миру, было желание дарить свои картины просто так. Но оно пропало, когда услышал от властей фразу: «Что толку от этих художников?» А я искренне считаю, что от меня есть толк — мои работы любят люди.

В других городах вас знают?

— Иногда кажется, что в Екатеринбурге я более востребован, чем в Омске… И губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, и его предшественник Эдуард Россель видели мои работы. На открытии выставки, посвященной истории этого города, где были мои панорамы Екатеринбурга, Россель даже сказал: «Интересное кино получается — историю Екатеринбурга нам показывает художник из Омска. Это какой-то нонсенс». Вот так и получается: в родном городе люди меня любят, а власти равнодушны. Был бы помоложе, переехал бы в Екатеринбург. Но в сегодняшнем возрасте начинать все на новом месте, наверное, неразумно. Так что буду продолжать писать картины в Омске, а зарабатывать в Екатеринбурге, где меня так хорошо приняли.

А как вы вообще вышли на Екатеринбург?

— Три года назад у меня была выставка в Ханты-Мансийске. Там, видимо, кто-то обратил внимание Суворова (Валерия, владельца аукционного дома «Суворовъ» в Екатеринбурге. — «НО») на мои картины. Тот заглянул на мой сайт и тут же предложил варианты для сотрудничества. Он бывший министр, у него широкий круг общения, много знакомых среди состоятельных и известных людей, неравнодушных к живописи. В итоге в Екатеринбурге у меня сейчас работает постоянно действующая выставка. Это тут, в Сибири, ко мне привыкли. А на Урале нет художников такого масштаба. Там сплошные абстракционисты. Знаешь, что они рисуют? Да ничего… Женские трусы прибивают гвоздями к стене. Это у них считается искусством. А по мне так это последняя песня импотента.

А мне очень нравятся ваши работы «Война ягод» и «Война грибов», это какая-то рефлексия по поводу современных событий?

— Отчасти да, столько войн сейчас в мире происходит, ужас. Пусть лучше грибы воюют. Это такая шутливая история, а вообще я дядька серьезный. Мой диапазон не только грибы и ягоды. Сейчас вот буду делать на заказ работу для Наины Ельциной. Или вот, например, в Храме-на-Крови висит мое огромное полотно «Царский крестный ход в Екатеринбурге». Работу над холстом оплатил один местный предприниматель. Когда Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский, увидел эту работу, то сразу проникся ко мне уважением. С тех пор я каждый год езжу на рождественскую службу, которая ведется в храме Христа Спасителя. Там впервые и увидел Куйвашева, Росселя, Евгения Ройзмана.

А для Наины Иосифовны что вы делаете?

— Она попросила написать что-нибудь забавное про Бориса Николаевича. Я предложил провести аналогию с Гулливером в стране лилипутов. Он такой большой, слегка неуклюжий вокруг всей этой мелочи. Им идея понравилась. Буду ее реализовывать.

К слову, мои работы хранятся у глав трех государств. Долгие годы я сотрудничал с галереей русских художников в Париже, и Жак Ширак взял одну мою картину в свою коллекцию. Затем наши представители еврейской общины заказывали полотно, увезли его в Израиль в подарок уже покойному Шимону Пересу. А два года назад, после выставки в Екатеринбурге, мне предложили сделать что-нибудь на тему сложных отношений между фрау Меркель и господином Путиным. Я сказал, зачем изобретать велосипед? Надо обратиться к вечным сюжетам, и родилась идея работы в стиле «Едут-едут по Берлину наши казаки». И я сделал здоровый холст: Бранденбургские ворота, справа — полевая кухня как на фотографиях Берлина 45-го года, немцы выстроились в очередь за кашей. Последней стоит фрау Меркель в котелочке, смотрит исподлобья. Из ворот выезжает взвод казаков во главе с человеком, похожим на Путина. А в роли повара, раздающего кашу, — я. Эта картина сейчас висит где-то в резиденции президента.

Из представителей омской власти, бизнеса кто-нибудь покупает ваши картины?

— Строитель Борис Медведев раньше довольно часто у меня что-то брал. У предпринимателя Сергея Маевского много моих полотен и в офисе, и дома.

А среди депутатов Горсовета, которые как раз и решали, лишать вас безвозмездной аренды или нет, были поклонники вашего творчества?

— Я помню, на нашей стороне выступил депутат Иванов — хороший дядька с воооот такими усами. А Кокорин, например, был за то, чтобы увеличить арендную плату. Он моими картинами не интересовался. Знаю, что Кокорин любит Женю Тонких. У него в основном покупает холсты.

Как у вас выстраиваются отношения с другими представителями цеха художников?

— Нормально. Хотя я, конечно, человек прямолинейный, за словом в карман не полезу. Молодость у меня была бешеная, дурная — смешанные единоборства, рукопашный бой, «Динамо». Это сейчас я стал толстым и неповоротливым. А раньше подраться для меня было святым делом. Сейчас уже подуспокоился... Но дым иногда идет. (Смеется.)

Добавить комментарий
Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

28 октября на сцене Лицейского театра состоялась премьера спектакля «Канкун» по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана.

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»Видео

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»

О фолке, самодельных инструментах, плохих и хороших организаторах, а также гастролях по Европе — в нашем интервью.