Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

30 октября 2017 10.25

Андрей Попов, IT-директор банка: «Блокчейн поможет обычным людям стать продвинутыми инвесторами»

Получить приглашение на собеседование в банке от робота? Оформить кредит не выходя из дома? Стать клиентом банка по голосовому отпечатку? Как минимум на один вопрос можно ответить утвердительно уже сейчас. Об этих и других тенденциях банка будущего «ДО» поговорил с членом правления, руководителем дирекции информационных технологий Райффайзенбанка.

Александр Румянцев

Андрей Попов рассказал, что в Омске уже почти три года работает технологический центр, который специализируется на поддержке и сопровождении клиентов и сотрудников банка по всей стране, а также на разработке и внедрении новых приложений и программного обеспечения.

Андрей, почему технологический центр открыт именно в Омске?

— Почему бы и нет? Омск очень хорош по целому стечению обстоятельств. Во-первых, это город, в котором достаточно много технических вузов и хорошая техническая компетенция, в силу того что здесь есть точное машиностроение, исследовательские институты, наукоемкий потенциал. Во-вторых, мы начинали с центра разработки и внедрения и в Омске у нас был партнер по этому проекту, который помог нам запуститься.

В нашем технологическом центре работает больше 300 человек, их средний возраст составляет 25-27 лет. Мы считаем, что вне МКАДа есть большое количество умных, энергичных и заинтересованных людей, которые могут приносить пользу и реализовать себя там, где они выросли, учились. Это очень важно для того, чтобы города жили и развивались не только за счет оборонных и нефтеперерабатывающих предприятий.

Эти ребята имеют реальную возможность влиять на то, какие решения, как, с каким качеством будут предоставляться миллионам клиентов по всей стране. И я вижу, с какой радостью они за нее хватаются, как у них горят глаза.

И какие банковские продукты созданы омичами?

— Все или почти все. Например, интернет-банк как для физических, так и для юридических лиц. В Омске подобралась очень хорошая команда по тестированию интернет-сервисов, команда, которая разрабатывает кредитные конвейеры — систему, которая помогает в организации бизнес-процесса в банке по выдаче разных типов кредитов.

Сбудется ли когда-нибудь моя мечта не ходить в банк вообще, но при этом быть его клиентом?

— К сожалению, мы находимся в зависимости от существующего законодательства. Не все юридически значимые действия можно совершить удаленно, но мы стараемся. Уже сейчас не приходя в банк вы можете проводить платежи, а до конца года мы планируем с минимальным физическим вовлечением клиента предоставлять и кредиты тоже. Я имею в виду то, что присутствие клиента в отделении будет не обязательно, если у него есть предодобренная сумма. За подписью на документах к нему приедет курьер.

Мы активно участвуем в рабочей группе по удаленной идентификации клиентов вместе с Банком России, министерством связи, Ростелекомом и рядом других игроков на рынке. Это назрело давно. Невозможно говорить о цифровизации сервисов, если без физического вовлечения клиента невозможно их предоставить. Сейчас идет подготовка к пилотированию биометрической идентификации клиента, к созданию юридической базы. Мы надеемся, что в следующем году начнем без визита человека в отделение открывать ему счета и давать возможность использовать сервисы банка.

Как это будет работать?

— Предполагается, что банки, которые являются основными участниками рабочей группы, будут иметь оборудованные офисы со специальными комплектами для снятия голосового отпечатка человека, его лицевой биометрии. Затем эти сведения будут поступать в единую базу, доступ к которой могут иметь и другие игроки рынка. Дальше, например, через мобильное приложение человек сможет себя подтвердить и получить полный набор сервисов.

Для предотвращения мошенничества пока мы человека физически не идентифицировали еще раз — не увидели его паспорт, он будет ограничен в сумме кредита и операций по счету. Для кредита она составляет 700 тыс. рублей. Сумма и для Москвы достаточно комфортная, и для регионов, где зарплата на порядок ниже, а то и на два.

Кстати про мошенников. Какие ловушки для них расставлены в банке?

— Обо всех ловушках говорить, конечно, не буду. Но есть очень много решений, которые базируются на анализе больших данных, обучающихся моделей поведения того или иного клиента — того, как, где, в каком объеме, с использованием каких документов он совершает операции.

Самый распространенный вид мошенничества?

— Среди малых и микропредприятий существует достаточно много фирм, которые созданы только для того, чтобы отмывать и обналичивать деньги. По нашим оценкам, от 30 до 40% фирм, которые приходят в банки, по прошествии какого-то времени оказываются такого рода предприятиями. Случаев кредитного мошенничества у нас не так много, в силу того, что банк не работает с POS-кредитованием, а с более целевыми продуктами не так часто, но бывают попытки использования фальсифицированных документов.

Президент России назвал риски, связанные с использованием криптовалют, — отмывание денег, уход от налогов, финансирование терроризма. Согласны ли вы с ним и насколько обоснованы эти опасения?

— Хорошо, что за последние два года эта тема перешла в область обсуждаемой. Важно знать, каким образом эту технологию использовать, несмотря на то что существуют определенные риски и их надо нивелировать. Я считаю, что блокчейн, безотносительно его использования для создания альтернативных платежных средств, очень важная финансово-технологическая составляющая.

История с криптовалютой тоже очень понятна. Люди постоянно находятся в поисках более идеальной системы отождествления ценностей. Когда-то это были ракушки, потом золото, драгоценные камни, потом появилась банковская система, которая позволяет их конвертировать. Для государства важно понимать, как криптовалюту если не контролировать, потому что это все-таки децентрализованная система, то как минимум с ней правильно взаимодействовать. То, как мы в этом направлении движемся, правильно. Даже правильнее, чем в ряде зарубежных стран.

Может ли эта валюта когда-нибудь узаконена в России?

— Даже не знаю. Ее же рассматривают скорее не как валюту, а как некую материальную ценность, в силу того, что по формальным показателям она не совсем под понятие валюты подпадает.

В прошлом году вице-президент Сбербанка Андрей Шаров сказал, что через десять лет из-за развития технологии блокчейн банки могут исчезнуть. Но, по-моему, он не очень по этому поводу переживал. Как вы считаете, что будет с банками через 5-10 лет?

— Думаю, через пять лет банк почти не будет отличаться от того, что есть сейчас, потому что в нашей стране проникновение банковских услуг находится еще не на том уровне, как в той же Западной Европе. Банкам есть куда расти, объем наличного обращения все еще достаточно высокий. А вот через 10-20 лет наверняка все будет очень сильно, хотя не скачкообразно, а постепенно, меняться.

Мне кажется, что банк будущего — это история про какую-то незаметность, что ли. Как до недавнего времени работали банки по продаже тех или иных продуктов? В основном делались веерные рассылки с не очень высокой конверсией. Сейчас банки, которые активно используют большие данные, продвинутые средства анализа, машинное обучение, для того чтобы понимать, что и как делают клиенты, умеют подобные рассылки сужать до гораздо меньшего количества адресатов и формулировать предложения гораздо четче, персонализировать их. Тем самым коммуникация становится уже, конверсия и удовлетворенность клиента выше. Не стоит рассматривать это как спам. Эта ресегментация от «всем и авось кто-нибудь ответит» до чуть меньших групп, вплоть до одного человека, — одна из тенденций банка будущего. То, что тебе предлагается, должно быть тебе релевантно, нужно.

Что касается банковских продуктов — они могут видоизмениться или останутся уже привычные вклады и кредиты?

— Если взять тот же блокчейн, например, для вывода ценных бумаг, с цифровизацией операций, с возможностью полностью автоматизировать процесс, доступность таких инструментов сильно повышается. Соответственно, появляется возможность формировать свой инвестиционный портфель не только из банальных банковских вкладов, а из гораздо более выгодных инструментов, при этом не повышая его уровень риска.

На FINOPOLIS-2017 представитель Центрального Банка рассказывал о создании национальной платформы по регистрации финансовых транзакций как механизма понятного, прозрачного использования финансовых инструментов потенциальными клиентами. То, что сейчас доступно более продвинутым, денежным клиентам, может стать доступно гораздо большему слою населения.

Насколько реально заменить банковских работников роботами?

— Есть шанс, и довольно большой, что несмотря на все более высокий искусственный интеллект роботов потребность в реальном человеке все равно останется. Рутинные и автоматичные операции могут быть сделаны алгоритмичным помощником, это правда, и такие есть в наших операционных отделениях. Но мы видим, что, если говорить об элементах искусственного интеллекта, они больше нужны для того, чтобы помочь сотруднику лучше обслужить клиента, нежели заменить его. Все-таки в банковском деле все еще очень важно человеческое общение. И не только в банковском. В принципе в финансовой сфере.

Насколько в вашем банке развит искусственный интеллект?

— У нас есть хороший задел обучающихся моделей, которые помогают инкассаторам оптимальным способом загружать банкоматы. Есть целый набор таких моделей в розничной аналитике, который позволяет четко таргетировать предложения для клиентов. У нас есть робот Вера, который помогает находить новых сотрудников и разгрузить сотрудника отдела кадров. Она ищет резюме, делает звонки, тем, кому заинтересован, назначает встречу, и затем уже передает эстафету человеку.

И как люди на Веру реагируют?

— По-разному. Обычно нормально. Она сразу представляется, говорит, что робот, автоматизированный помощник.

Самое актуальное в рубрике: IT и Телеком

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

vcx
[Комментарий удален]