Елена Харламова: «Чем плох Омск? Наоборот, здесь легче и выгоднее открывать бизнес»
На встрече со студентами омская предпринимательница рассказала, как развивать бизнес без кредитов и затрат на рекламу.
Бренд «Просто Шапка» Елена Харламова создала пять лет назад, находясь в декретном отпуске. Из одной шапки, связанной вручную, вырос бизнес с отдельным производством, магазином и покупателями в разных городах и даже за рубежом.
О первых шагах
Началось с того, что связала мужу шапку. Простую серую шапку — ничего лишнего. Выложила фото в интернет, и меня тут же попросили связать такую же на заказ. Я, естественно, не собиралась серьезно этим заниматься. Вязание шапок для меня было просто хобби. Но я тогда была в декретном отпуске и подумала: «Почему бы и нет?»
Я раньше работала маркетологом, поэтому мне хочется любую идею облачить в бренд. Для меня это была игра, я подумала, что зимой я этим позанимаюсь и все. Сама придумала логотип, название сразу пришло. И разместила информацию во «ВКонтакте», что вяжу шапки на заказ. Через две-три недели я поняла, что уже одна не справляюсь. Распорядок был такой: ребенок спит днем — вяжу одну шапку, ребенок спит ночью — вяжу вторую шапку. А еще нужно было готовые шапки развести. Мне начала помогать мама, потом подруга.
К лету спрос стих, и я не планировала дальше заниматься шапками. Но тут мне написали ребята из проекта Boomstarter — это краундфандинговая платформа, где можно рассказать о своей идее и собрать деньги на ее реализацию. Я очень удивилась, что они сами обратились ко мне, провинциальной девочке, которая где-то в Омске вяжет шапки. Но решила попробовать.
У нас получилось: мы были первым проектом из Омска, который собрал всю заявленную сумму. Самое интересное, что нас поддерживали люди из других регионов, в основном Москва и Питер. Благодаря проекту Boomstarter, мы получили заказчиков в других городах и обеспечили себя заказами на следующий сезон. Мне пришлось взять помощницу.
А потом я сшила для сына обычную трикотажную шапку. Через неделю весь двор ходил в шапках, как у нас. И я поняла, что можно не останавливаться на вязанных шапках, а продолжать эту тему. С трикотажных шапок и возникла идея, что это может быть делом, которым я буду заниматься дальше и которым можно зарабатывать.
Потом мы сняли помещение под мастерскую. Сначала у меня был один сотрудник, потом два, три... Сейчас у нас розничный магазин, производство, штат сотрудников. Теперь у меня есть даже собственный маркетолог!
Я задумывала свое дело как игру в бренд. Сейчас эта игра выросла в бизнес и стала еще интересней.
О сложностях
Для меня самым сложным было впервые снять помещение под мастерскую. Если работаешь дома, все спокойно и понятно. А там неизвестность, надо платить аренду, это значит, что каждый месяц у тебя должна быть свободна определенная сумма. А когда нанимаешь сотрудников, на тебя ложится двойная ответственность, потому что ты платишь зарплату. Но надо через этот момент переступить. Мне кажется, бизнес начинается в тот момент, когда у тебя появляется первый сотрудник. Сейчас у меня в штате — 13 человек.
Еще для меня сложно все, что касается финансовых и налоговых вопросов. Просто потому что это не моя тема, я гуманитарий. У меня есть бухгалтер, который работает на аутсорсе.
О финансах
Пользовалась ли финансовой поддержкой? В проекте Boomstarter мы собрали деньги, но там была смешная сумма — 35 тыс. рублей. Да и большая часть из них ушла на налоги, комиссию, почтовые расходы.
Два года назад в конкурсе для предпринимателей «Ритм» я выиграла 150 тыс. рублей. Для меня тогда это были весомые деньги. На них я купила оборудование, которым мы до сих пор пользуемся.
Кредиты? Нет! Я бы никогда в жизни не взяла кредит. Пусть я развиваюсь потихоньку, но я всегда знаю, что у меня есть какая-то финансовая подушечка, чтобы рассчитаться с сотрудниками, заплатить налоги, аренду.
О продвижении
В наши дни есть уникальная возможность продавать все через интернет, ни рубля не вкладывая в рекламу.
Мы тоже не платили за продвижение. Но мы старались очень много фотографировать. Мой муж — профессиональный фотограф, поэтому все новые идеи сопровождались хорошими снимками. И это большой плюс, потому что интересная подача — двигатель любого бизнеса. А еще у нас секрет, что для фотосессий мы приглашаем своих друзей. А сейчас фотографируем и незнакомых людей, которым потом дарим шапки или сертификаты. В итоге они получают хорошие фотографии, размещают их у себя на страничке — круг знакомств расширяется. По методу сарафанного радио»информация о нас распространяется в другие города и даже другие страны.
Ярмарки — классная вещь для продвижения и выхода на свою аудиторию. Раньше я не воспринимала их всерьез, пока меня не пригласили на ярмарку в «Мегу». Мы были тогда довольно раскрученные в интернете, но людям интересно вживую все посмотреть, пощупать, померить. И таким образом мы расширили свою аудиторию.
О бизнесе в Омске
Не знаю, почему говорят, что Омск плох для молодых предпринимателей. Я считаю, что в Омске легко начинать бизнес. Здесь дешевая аренда и маленькие зарплаты, поэтому именно производство в Омске открывать выгоднее.
Наоборот, сейчас акцент на регионы. Мне в этом плане нравится Екатеринбург — они спокойно идут на Москву и конкурируют с федералами. У нас, омичей, есть комплекс неполноценности. Надо с этим бороться! Какая разница, где вести бизнес, мы живем в 2017 году, все можно решить в интернете!
Я думала про Москву. Но я не представляю логистику там. По Омску я объезжаю на машине до десяти точек в день. Как работать в таком режиме в Москве, я не представляю.
Условия для бизнеса есть. Посмотрите на мой опыт: я ни у кого денег на бизнес не брала, мне никто не помогал. У меня совершенно обычные родители. Поначалу они скептически относились к моей затее — что будешь всю жизнь шапками заниматься?! И вообще в семье слово предприниматель было чуть ли не ругательным. Но сейчас мои родители на пенсии и оба работают на меня. Папа, человек с инженерным складом ума, изобрел машину, которая мотает помпоны, и автоматизировал еще пару процессов. Мама помогает в бухгалтерии. А сестра живет в Москве и занимается продажами там.
Хотите заниматься предпринимательством? Надо всегда пробовать! И не обязательно вкладывать большие деньги или копить. Начинать бизнес можно с чего угодно.
Самое актуальное в рубрике: Малый бизнес
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 9954
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 6):
Заказывала шапку в Москве, эмоции не те, конечно. В Омске приходишь в магазин, тебе дают пакетик с душевной открыточкой, улыбаются, ты еще мелочи всякие выберешь. А в Мск нужно ухитриться забрать свою шапку в полиэтилене..