Вадим Морозов: «Вера в миф о бюджетных деньгах АРП — это бессилие»
Председатель правления Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Вадим Морозов рассказал «ДО» о том, что эстрадный принцип «через постель» в бизнесе не работает. А также признался, что не планирует соревноваться в «заплыве» с мастером бассейного селфи губернатором Виктором Назаровым.
Вадим Владимирович, с каким чувством предпринимательское сообщество смотрит в будущее? Строитель Владимир Лайнвебер недавно был в гостях у «ДО» и признался, что настроение пессимистичное. У ресторатора Михаила Курцаева мы спрашивали о перспективах развития его бизнеса в городе, и он ответил: какие, мол, перспективы, у меня дети все переехали из Омска.
— Безусловно, зарабатывать в Омске сегодня сложнее, и заработок становится меньше. Но разве это повод для паники? Все — гипс снимают, клиент уезжает!.. Я сторонник другого подхода — предлагать решения, менять систему и публично критиковать, если это необходимо... Тот же Михаил, я его неплохо знаю, так и делает.
Хотя у нас даже в региональном правительстве встречаются люди, которые считают: если ты критикуешь — значит, враг области. Я же уверен, что враг — тот, кто молчит или заявляет, что все у нас хорошо. Мало того, что он ничего не предлагает, так еще и пытается скрыть правду. Необходимо обсуждать, отстаивать свою позицию.
Вспомните, как жарко мы полемизировали с экс-министром экономики региона Сергеем Высоцким по поводу должности омбудсмена. К нам не прислушались. И что в итоге? Случилось то, о чем мы предупреждали: есть человек, есть кабинет, есть бюджет на содержание... Но какой эффект от всего этого? Что-то решено? Предложено? Нет. К концу года мы получим негатив.
Вы получите отчет на 40 страницах...
— Зачем предпринимателям отчет? Они ждут другого — реальной поддержки. Нужна конкретная работа. Ответственность за нее, кстати, должна нести и общественная организация, которая выдвигала кандидатуру омбудсмена.
Вы сказали, что омский бизнес стал зарабатывать меньше, еще и с большим трудом. Сколько лет длится эта динамика?
— За последние пару лет ситуация сильно усугубилась. Произошел резкий обвал. А заниматься бизнесом в Омске всегда было сложнее, чем в соседних регионах.
У меня офисы работают от Калининграда до Владивостока, и везде свои сложности, своя ментальность. Но возьмем тот же Красноярск. Когда я начинал бизнес, это был город с населением около 800 тысяч человек. Теперь это уверенный миллионник с развитой инфраструктурой для предпринимательства.
Яркий показатель — ресторанная сфера. Уровень сервиса и цен в Красноярске — московский, но есть потребитель таких услуг. Значит, в городе сложилась деловая прослойка.
Вы считаете, что это какое-то проклятие Омской области?
— Отчасти это связано с общероссийской тенденцией: нагрузка на бизнес в целом увеличивается. Некоторое время назад была положительная тенденция — предприниматели отказывались от серых зарплат. Все говорили: еще лет 10-15 не трогайте налоговую систему — и вы получите класс ответственных налогоплательщиков. Но жизнь пошла по другому пути. Если ты зарабатываешь рубль, а с тебя хотят содрать рубль 20, ты поневоле уходишь в тень, сколько тебя ни пугай тюрьмой.
В бизнесе должна быть постоянная «морковка». Какой смысл работать без выходных и отдыха и по итогам года получать нулевую прибыль?
Когда тебе 20 лет, ты на азарте можешь помучиться. Но если тебе, как Курцаеву, ближе к пятидесяти — легче положить деньги на счет и жить на проценты, ничего не делая, не производя, не создавая рабочих мест...
А что касается проклятия Омской области — нет никакого проклятия, но есть специфические особенности. Здесь очень тяжело двигать инновации. Взять хотя бы тему, которую мы активно предлагаем министерству экономики — систему субконтрактов для малого бизнеса. Она успешно работает в соседних регионах, в том же Новосибирске. Но профильные чиновники почему-то были уверены, что нам она не подходит.
Опасаются, что вы лоббируете какие-то свои интересы?
— Сталкиваюсь и с таким отношением. Это, кстати, наша омская особенность — жить с оглядкой на клановость. Остался у нас такой пережиток: полежаевские, назаровские... Это мне напоминает детские игры: пацаны с Нефтов, пацаны с Амура...
Я предлагаю эффективный инструмент для решения проблем.
А люди переживают, что от этого выиграет условный Иванов, Петров, Морозов, вместо того чтобы просчитать выгоду от этой идеи для региона.
Вы сказали о клановости. Сейчас говорят, что складывается морозовский клан: Бонковский, Макаров, Федюнин... У вас есть какие-то амбиции, выходящие за рамки вашего нынешнего положения?
— У меня принцип простой: если можешь — иди дальше. Я никогда не был папенькиным сынком, которого по блату назначили на теплое место. Никогда не занимал позиции, с которой бы не справлялся. Соответственно все мои дальнейшие амбиции вписываются в этот сценарий. Если есть поддержка, если чувствую свои силы — буду плыть дальше.
Но я себя оцениваю адекватно.
С мастером спорта по плаванию соревноваться не буду.
Это вы так метафорично дали сигнал известному омичу, который недавно засветил свои успехи в плавании в Instagram?
— (Смеется) Можно и так сказать. Что же касается «клана Морозова», то мне не нравится это определение. Я бы назвал нас единомышленниками. Это нормально, когда люди объединяются по интересам.
Вы довольно стремительно ворвались в публичный пул омских бизнесменов и политиков. Как вам это удалось?
— Я ворвался, потому что был заметен. Принцип «через постель», который работает на эстраде, — это не про меня. Я показал, что могу быть харизматичным, авторитетным лидером для Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства. Иначе эта организация не отметила бы свое четырехлетие.
Насколько сегодня ассоциация зависит от власти?
— Она самодостаточна. Финансируется мной и членами правления.
Хотите сказать, в областном бюджете нет программ, куда закладываются средства, которые хотя бы косвенно идут на поддержку АРП?
— Никаких субсидий на содержание АРП не получает. Все мероприятия мы проводим на собственные средства и за счет участия в федеральных и региональных грантах на проведение конкретных мероприятий под отчет. В наших рядах есть резиденты «Сколково» потому, что мы их продвигаем, а не благодаря каким-то бюджетным деньгам.
Это одна из легенд, которые сложились в эпоху Павла Кручинского, когда он руководил областным Союзом предпринимателей. Миф о бюджетных миллиардах — не более чем попытка оправдать собственное бессилие.
Вы считаетесь областным идеологом ограничения времени торговли алкоголем. Это как-то не стыкуется с вашей работой по поддержке малого и среднего бизнеса...
— Я всегда говорю коллегам: «Давайте разделять нашу предпринимательскую деятельность и депутатскую». Мы должны отстаивать интересы наших избирателей, даже если они порой противоречат нашим бизнес-интересам. Мы же наркотики не продаем, хотя это тоже хороший бизнес.
А рост алкоголизации населения — это первый вопрос к депутату на любых встречах с гражданами.
Народ ведь спивается потому, что киоски с зельем на каждом углу стоят. А не будет возможности приобрести — человек, глядишь, лишний раз и не выпьет. А не выпьет — не устроит скандал, не будет хулиганить.
Предприниматели говорят — если человек хочет выпить, все равно найдет. Но не в официальном магазине, который платит налоги, а у бабушки в соседнем подъезде, которая гонит непонятную сивуху...
— С момента запрета снижение потребления составило примерно 30%. Стало меньше преступлений в пьяном виде, снизилось число больных, поступающих пьяными в наркодиспансер, упала смертность от алкоголя. Это статистика.
Я по себе знаю — если и удается с друзьями вечером выпить пива, то мы сроду не побежим в ночь «догоняться». Это ерунда полная! Бегают только единицы.
Другой вопрос — почему до сих пор существует незаконная торговля алкоголем? Его нужно задавать правоохранительным органам. Сколько у нас уголовных дел по фактам незаконной продажи? Некоторые точки по 10 раз закрывают! А потом все начинают коситься в сторону людей в погонах...
Эти вопросы нужно выносить на суд общественности. Коррупция должна пресекаться на корню.
А если посмотреть на ситуацию в глобальном масштабе. Все помнят времена, когда нелегальный казахстанский алкоголь активно пошел в обиход. Все знали, где можно его приобрести. В итоге российский рынок скукожился, а соседский расцвел.
— В руках власти есть все рычаги для администрирования этой проблемы. У нас есть Таможенный союз, и нужно придумать, как эффективно бороться с подобным явлением.
За примерами далеко ходить не надо — вспомните, как решался вопрос с автомобильными тонировками. Раньше на парковке у Заксобрания, у правительства все машины стояли с глухой тонировкой. Сейчас вы такого не найдете. Вырос и надзорный, и общественный контроль. Каким бы удостоверением ты ни махал — не поможет.
Я сам всю жизнь ездил с тонировкой. Но когда появилась реальная угроза посидеть за это 15 суток, естественно, растонировал автомобиль.
А как же гражданские права? Вот политконсультант Вадим Дрягин говорит, что государство не может решать за гражданина, когда ему пить...
— Ну, государство не может и решать за человека, когда ему, скажем, плеваться. Но не плюется же Вадим Дрягин в кабинете у губернатора.
Никто никому не запрещает приобрести заранее ящик водки, закрыться дома и выпить его, если здоровье позволяет. Но никто не хочет, возвращаясь домой, видеть пьяные рожи на лавочке. Хочешь праздника — делай его дома или в ресторане.
Ресторанный бизнес, кстати, только выиграл от этих ограничений.
А свой бизнес вы как начинали?
— Всю жизнь я готовился служить Родине, был офицером, но в 1991 году, когда страна развалилась, оказался в непростом положении. Отношение к военным было кошмарным — ни поддержки, ни зарплаты. Пришлось крутиться, искать.
Начал заниматься продажами. Долгое время я выстраивал профессиональную карьеру как продажник и маркетолог. Входил в десятку лучших в этой сфере в Омске.
Я уже имел свой небольшой бизнес, когда устроился заместителем по маркетингу и сбыту в компанию «Оша» к Александру Веретено. Тогда передо мной стоял выбор — развивать свое маленькое дело или применить знания на крупнейших объектах. Я выбрал второе. А когда почувствовал вкус масштабного дела, стал масштабировать свой бизнес.
Сейчас у вас какой якорный бизнес?
— Якорных нет. Я считаю, не стоит складывать все яйца в одну корзину. Люблю заниматься тем, что сложно, что только выходит на рынок.
Говорят, у вас есть чуйка в бизнесе. Скажем, вы создали коллекторское агентство накануне кризиса 2008 года и неплохо на этом заработали...
— Кризис — это всегда время возможностей. У меня такой характер с юношества: когда опасность, стрельба, суматоха — я не паникую. Я вижу цель, быстро соображаю.
Интуиция — это эффективныйинструмент. Со своей интуицией я никогда не спорю.
Вы рисковый человек?
— Я люблю плавать в шторм — ты быстро устаешь, но это огромный драйв. Выбрался на берег, перевел дух — и снова в воду. Когда огромная волна накрывает, стараюсь прислушиваться к внутренним ощущениям: нет отчаяния, есть желание справиться с этой стихией. В свое время я много занимался плаванием.
Поэтому — конечно, это риск, но риск не глупый, а оправданный. Если ты где-то рискуешь, значит, ты должен быть профессионалом.
Досье
Вадим Морозов родился в 1968 году в Омске.
В 1989 году окончил Томское высшее военное командное училище связи (специальность — инженер по эксплуатации средств электросвязи).
В 1992 году завершил курс обучения в Международной академии менедж-мента.
В 1996 окончил ОмГУ (специальность — «Экономист-менеджер»).
До 1991 года служил в вооруженных силах на офицерских должностях.
С 1995 года — гендиректор ряда коммерческих структур, возглавлял региональное представительство MTB Group (Канада).
В 1999 году работал в АТПП «Группа «Оша», затем — управляющим Омской дирекцией ОАО КБ «Сибакадембанк».
В 2003 году — директор ООО «Сибирское кредитное агентство».
В 2004 году создал холдинг консалтинговых предприятий ЗАО «Инновационная Бизнес Группа».
В 2010 году возглавил Ассоциацию развития малого и среднего предпринимательства.
В 2011 году избран депутатом Законодательного собрания Омской области по избирательному округу № 17 (Колосовский, Любинский, Марьяновский и Саргатский районы).
Станислав Жоглик
Фото: Вадим Харламов
Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №39 (043) 14 октября
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 3617
Самое читаемое