Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

07 декабря 2017 12.59

Клуб читающих бизнесменов: Если бы родители Сергея Брина не переехали из России в США, был бы «Гугл»?

В Клубе читающих бизнесменов поговорили о том, зависит ли успех человека от места и времени рождения, семьи и национальных особенностей.

Омские предприниматели поспорили о книге Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры», поговорив о «Битлз», корейских пилотах и моделях воспитания детей.

Книга канадского журналиста и поп-социолога так взволновала бизнес-читателей, что ее обсуждали около двух часов. Малкольм Гладуэлл собрал истории успешных личностей и попытался нащупать корень их триумфа. Владелица «Азбуки бизнеса» Наталья Новгородцева, представляя книгу на встрече, привела наиболее яркие примеры.

Многие заявляют, что сделали себя сами. Но автор сделал вывод, что все гении — продукты определенного времени, места и своего окружения. На успех, по его мнению, влияет даже место и время рождения. Он выяснил, что 14 из 75 миллиардеров — это американцы, рожденные в 30-е годы 20 столетия. Им повезло оказаться в той стране и в то благоприятное время, когда делались крупные капиталы.

Влияют и культурные особенности страны. Шокирует реальный случай из работы южнокорейской авиакомпании: второй пилот, видя поломку, которая вела к катастрофе, не решался даже намекнуть об этом первому пилоту. Дело в том, что в этой стране сильна субординация: второй пилот чуть ли не чай подносил первому, мог получить оплеуху за провинность. Восточная ментальность перевешивала ценность жизни сотен пассажиров и своей собственной жизни.

«Корейские авиалинии пришли к успеху только тогда, когда приняли во внимание эту культурную особенность и стали учить общаться пилотов нормально», — отметила спикер.

Завершая презентацию, Наталья Новгородцева перевела гипотезу Гладуэлла в метафору: «По большому счету, мы все деревья. Семя одного человека попало в плодородную почву, было много солнечного света, регулярные дожди и хороший климат. Ему не попались ни зайцы, которые бы ободрали кору, ни дровосеки, которые бы срубили деревце. Ему повезло, он стал исполином. Чего и вам желаю».

Не «Гугл», так «Яндекс»

У Игоря Журикова, директора ЦПС «Лексфорт», книга оставила двойственные ощущения: «Книга, на мой взгляд, о том, что экспертность не достигается без своего Гамбурга. И с этим я согласен».

Он пояснил, что выражение «пройти свой Гамбург», которое часто используют коучи, отсылает к «Битлз». Оказывается, легендарная четверка, прежде чем загреметь на мировой сцене, оттрубила по контракту несколько лет в Гамбурге, играя по кабакам по восемь часов в день без выходных. Репертуар был соответствующий — кабацкий. Но этот опыт, на взгляд бизнесмена, помог отточить мастерство.

Но Журикову не понравилось то, что автор сводит теорию успеха к банальному «повезло — не повезло» — с родителями, временем рождения, правильной национальностью, городом, страной и так далее.

«А если бы родители Сергея Брина не переехали из России в США, был бы «Гугл»? — обратилась к аудитории Евгения Климанова.

«Был бы Яндекс», — отреагировали в зале.

Но основательница агентства «Делфи» привела в пользу теории Гладуэлла личный пример:

«Мы организовали компанию в 2000 году — в нужное время и в нужном месте. В Омске в это время практически не было конкурентов, и мы сразу заняли нишу. А у тех, кто открыл компанию на два-пять лет позже, уже получалось не так хорошо. Да, у нас не было шансов сделать капиталы в 90-е на быстрой приватизации: мы в принципе не попали бы в эту волну, нам было по 15 лет. Но у нас свое время».

Евгения Климанова процитировала ритейлера Виктора Шкуренко, который в одном из интервью вспоминал разговор с олигархами из 90-х. Те советовали им, молодым тогда предпринимателям: занимайтесь торговлей, мы точно туда не полезем. А Шкуренко, в свою очередь, сейчас говорит молодежи: я в интернет уже не полезу — смело делайте бизнес в этой сфере. «Получается, у каждого поколения — свое время», — подытожила Климанова.

Случайности не случайны

Прозвучали мнения, что к успеху может привести и цепь случайностей. Случайные знакомства, неожиданные пересечения — и тебе предлагают возглавить филиал крупной корпорации, только потому ты единственный человек, которого представители фирмы знали в Омске.

«В своих исследованиях мы увидели, что наиболее креативным мышлением обладают люди, которые вращаются в различных клубах и сообществах и у которых большое количество знакомых,  — поделилась Евгения Климанова. — Потому что чем больше у нас окружение и чем качественнее оно, тем больше шансов найти новую идею для бизнеса, попасть в новые потоки, наладить связи».

«Нужно пахать и быть готовым к возможностям. Мой вывод из этой книги», — заявил Игорь Журиков.

А для Андрея Яценко («Империум», управляющий партнер), напротив, отсутствие благоприятных условий было сильным стимулом на пути к успеху: «Я благодарен тем людям, которые мне не давали в долг, потому что мне приходилось самому выкручиваться. И спасибо тем людям, которые мне не помогали, а заставили самого выполнить дело. Самое худшее, что мы можем сделать для своих детей — это купить им квартиру и машину. Все — им больше не к чему стремиться».

От успеха в коммерции бизнесмены то и дело переходили к воспитанию детей. Оказалось, что многих эта тема интересовала гораздо больше. Если мы добивались всего сами, то пусть и наследники тоже идут тем же путем? Или создать «шоколадные» условия, раз есть такие возможности? Вкладывать больше знаний или учить адаптироваться и искать решения, а формулы найдутся в «Гугле»?

Завершил «детский» спор Кирилл Хариби, который сам причислил себя к баловням судьбы.

«Ну это не совсем так, меня особо с детства не баловали, — оговорился он. — Хотя машину мне родители отдали в свое время. У каждого своя правда. И для своей маленькой дочки я не буду специально создавать условия на грани выживания. Я буду ей давать все необходимое, но я просто буду с ней разговаривать, объяснять ей».

Самое актуальное в рубрике: Клуб читающих бизнесменов

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий