Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

23 октября 2014 06.15

Экзамен для совести

Корреспондент «Вашего ОРЕОЛА» побывал в гостях у беженцев с Украины и попытался найти ответ на вопрос, что мешает им найти свое место под солнцем.

Визит в студенческое общежитие Омского механико-технологического техникума - один из нескольких десятков пунктов временного размещения украинских беженцев - состоялся после телефонного звонка. Звонила женщина-волонтер, одна из тех, кто протянул этим людям руку помощи. «Почему-то многие думают, что беженцы с Украины живут, как сыр в масле катаются, получают какие-то баснословные пособия, - говорила она. - На самом деле у них нет даже самого необходимого. Все что они получают - это мизерный продуктовый набор. Да и то, даже продукты у беженцев первое время умудрялись воровать. Без помощи волонтеров им просто не выжить! Приезжайте, омичи должны об этом узнать!».

…Общежитие техникума, что на окраине Старого Кировска, встречает меня запахом сырости и приветливыми улыбками сотрудников. «Вы к беженцам? Работу, наверное, приехали им предлагать? Бесполезно это! Не хотят они работать! - бомбардируют меня информацией собравшиеся у вахты работники общаги. - Все рассчитывают на зарплаты не меньше 25-30 тысяч и не понимают, как мы тут работаем всего за пять».

С украинцами работники общаги на эту тему не разговаривают - не хотят провоцировать конфликты. Неудобные вопросы беженцам задаю я. Восемнадцать человек живут здесь с августа: шестеро детей и 12 взрослых. За это время на работу вышел только один: 27-летний Владимир Козырев устроился на стройку. Его гражданская жена Аня со дня на день должна родить, а у них нет ни пеленок-распашонок, ни теплых вещей, ни самых необходимых лекарств.

- Это неправда, что мы не хотим работать или гонимся за длинным рублем, - говорит Анина мама, Юлия Лагунова, приятная светловолосая женщина средних лет. - На Украине я всю жизнь проработала поваром-кондитером, и в городке Селидово Донецкой области зарплата у меня была гораздо ниже, чем предлагают здесь. Из Омска есть возможность ездить на вахту в Сургут. Но все упирается в волокиту - УФМС тянет с оформлением разрешения на временное проживание в стране, а не получив этот документ, уехать я не могу.

По этой же причине не трудоустраиваются и многие другие переселенцы, хотя по закону тем, кто имеет статус беженца или удостоверение о предоставлении временного убежища на территории РФ, не требуется для трудоустройства ни разрешения на работу, ни разрешения на временное проживание в стране. Чиновники УФМС и минтруда плохо объяснили беженцам их права, или дело в другом?

- Конечно, мне немного страшно начинать полностью самостоятельную жизнь, - признается беженка Ирина. - Сейчас я прохожу обучение в колл-центре одной косметической фирмы и, наверное, останусь там работать. Из общежития тогда придется съехать - ведь по закону мы можем жить здесь три месяца, а дальше срок могут и не продлить. Хватит ли мне моей зарплаты, чтобы оплачивать съемное жилье и как-то жить?

Муж Ирины остался там, в ополчении непризнанной Донецкой Народной Республики, и на новом месте ей придется обустраиваться самой, рассчитывая только на себя. Из дома она уехала практически в чем была, успев забрать лишь самое дорогое - восьмилетнего сына. Похожие истории у всех украинцев, которые здесь живут. Все, чем может помочь им наше государство, это на время предоставить кров и бесплатное питание. Комнаты в общежитии у них такие же, как у всех - тесные клетушки в стандартные 14 метров. Общий туалет с несколькими унитазами без кабинок. Продукты украинцам выдают из расчета 250 рублей в день на человека. Этим весьма скромным пайком Юлия Лагунова делится с беременной дочкой Аней и зятем, потому как им не положено даже этого. Бежав с Украины, пара остановилась в Смоленске, и местное УФМС не предупредило беженцев о том, что, перед тем как отправится в Омск, они должны были отправить запрос в местное отделение Федеральной миграционной службы. В итоге к приему «неучтенных ртов» в Омске оказались не готовы, и сейчас беременную 19-летнюю женщину и ее мужа пинают от ведомства к ведомству - от УФМС по Омской области до регионального минтруда и обратно.

Первое время беженцам привозили уже готовые завтраки-обеды, но после того, как все поголовно отравились стряпней кафе, занимающегося поставками, готовить стали сами. Сейчас продукты беженцам завозят из магазина и сразу на десять дней. Стандартный набор: курица, крупы, овощи.

- Когда мы здесь обос-новались, - рассказывает Юлия, - ни у кого не было ни тарелок, ни кастрюль. Всю кухонную утварь подарили дети-сироты - студенты техникума, которые живут с нами в общежитии. А потом они нам и телевизор старый отдали, мы его поставили на кухне, чтобы все смотрели.

Перед сиротами, которые сами начинали здесь взрослую жизнь с чистого листа, без поддержки близких и маминых плюшек в дорогу, вопрос о том, стоит ли помогать украинским беженцам, видимо, даже не стоял. Остальные должны решить его сами. Каждый сам за себя. К примеру, одна омская девушка-волонтер написала в социальных сетях так: «Среди беженцев с Украины есть иждивенцы, их, к сожалению, немало. Но я все равно буду им помогать - ради тех, кому помогать действительно стоит, тех, кто хочет начать новую жизнь, а не сидеть у кого-то на шее».

Беженцы - это эдакий экзамен для совести. Экзамен и для них, и для нас.

Справка

В Омскую область с Украины прибыло 2166 человек, из них 588 детей, 159 пенсионеров и 39 инвалидов. По состоянию на 13 октября трудоустроен 801 гражданин Украины.

Основные профессии: кондуктор, охранник, машинист, экономист, тракторист, продавец, рабочий, уборщица.

По данным министерства труда и социального развития Омской области.

От редакции

Беженцам, которые живут в общежитии, необходимы теплые вещи, зимняя обувь, товары для новорожденных и детское питание - в одной из семей есть 10-месячный малыш, а 19-летнюю Анну Тележинскую в день выхода газеты положили в роддом. Также остро необходимы любые вещи 70-го размера для пожилой женщины-инвалида. Подробнее со списком вещей можно ознакомиться, позвонив по телефону в редакцию. Адрес общежития: ул. Суровцева, 7а. Общий пункт сбора материальной помощи для беженцев с Украины расположен по адресу: ул. Чкалова, 25.

Евгения Демина

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий