Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

21 октября 2014 06.09

Свидетель

Череда публикаций об аресте гендиректора НП «СРО «Первая гильдия строителей» Станислава Мацелевича и обысках в его компании, равно как и последовавшие опровержения, побудили «Деловой Омск» разобраться, почему имя известного бизнесмена оказалось в центре обнального скандала.

7 и 8 октября в омских СМИ прошли две сенсационные новости. Первая, опубликованная РИА «ОмскПресс», сообщала о задержании Станислава Мацелевича в связи с «подозрениями в незаконной обналичке». Вторая, на сайте информагентства «Омск Здесь», рассказывала о визите сотрудников Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК) МВД России по Омской области.

Первую новость Станислав Мацелевич без труда опроверг, ответив на звонок стационарного телефона в своем офисе, когда туда позвонил корреспондент «ДО». По поводу сотрудников полиции, оккупировавших весь этаж ТЦ «Миллениум», где расположен офис Первой гильдии строителей, предприниматель заявил, что он «помогает УВД в раскрытии преступления», а визит правоохранителей объяснил «осмотром места происшествия».

Как предположил один из источников «ДО», проверка может быть связана с партнером Станислава Мацелевича — владельцем ритейлерской сети «Низкоцен» Виктором Шкуренко, который помимо прочего является соучредителем ООО «Единый строительный банк» (20% долей), аффилированного с Мацелевичем (20% долей принадлежат Татьяне Мацелевич).

По сообщению начальника УЭБиПК МВД России по Омской области Алексея Похиленко, оперативные мероприятия в «Миллениуме» вызваны проверкой в порядке статей 144 и 145 УПК РФ по факту незаконной банковской деятельности в отношении неустановленных лиц.

А следом еженедельник «Коммерческие вести» сообщил, что в офисе Виктора Шкуренко также прошла выемка документов и в ближайшее время в его отношении возбудят уголовное дело по обналичиванию средств.

Как же так вышло, что два публичных предпринимателя — ритейлер и строитель — оказались втянуты в историю в подобном контексте?

Уязвимые места

По оценкам экспертов, благодаря постоянному наличию кэша на руках аграрный и строительный секторы российского бизнеса чаще всего испытывают потребность в использовании обнальных схем. Скажем, для сокращения сроков строительства компании порой приобретают материалы или услуги в темную за наличные деньги и только потом ищут организацию, способную предоставить фиктивную счет-фактуру. В предпринимательской практике таких примеров немало. В результате объект сдан в срок, а строитель имеет чистую совесть и уголовное дело. Впрочем, есть не меньше примеров злоупотребления номинальными организациями для уменьшения налоговой нагрузки. Так или иначе, спрос рождает предложение.

В такой ситуации обладатели свободного кэша приобретают особую значимость, будь это крупный держатель супермаркетов или продавец табака, какой-нибудь гипотетический ИП Иванов-Петров-Мельников. От розничной торговли у них на руках остается большое количество наличных денег, которые надо либо инкассировать, что влечет за собой определенные издержки, либо продавать обналичникам, которые еще и вывезут их сами.

Казалось бы, аграрий/строитель и ритейлер могут самостоятельно найти друг друга, однако рынок рождает прослойку — посредника.

Все очень «Просто»

В 2003 году Станислав Мацелевич регистрирует ООО «Юридическая фирма «Просто». Источники «ДО» считают, что в это время предприниматель мог заниматься продажей фиктивных организаций. Тем более, что подобная схема выглядит предельно просто. Клиентами могли выступать фирмы, заинтересованные в обналичивании денежных средств либо в завышении расходной части (что влечет уменьшение подоходного налога), или в получении налогового вычета. Для этого они могли заказывать у ООО «Просто» подконтрольные фирмы с номинальными директорами, а также лицензиями на строительство или определенные виды деятельности. Компания «Просто» могла удовлетворить заказ подобных клиентов.

Так, согласно документам, которые имеются в распоряжении «ДО», учредитель ООО «Капитал» Роман Офицеров в 2008 году на допросе в Управлении по налоговым преступлениям (УНП, позже УБЭП, ныне УЭБиПК) рассказал, что еще в 2004 году познакомился со Станиславом Мацелевичем, который предложил оформить на него 19 организаций. За каждую он, якобы, платил от 1000 до 5000 рублей.

Стоит ли говорить, что Офицеров, вечный разнорабочий и по совместительству массовый регистратор юридических лиц, не единственный, кто мог действовать в интересах своего нанимателя? К примеру, другой «предприниматель» Владимир Русенко также рассказывал следователю трогательную историю о том, как «Мацелевич С. В. воспользовался моим незнанием законов» и зарегистрировал на его имя несколько юрлиц, в том числе ООО «Родос» и ООО «ТехноСтройКомплект». Впоследствии Русенко оказывал аналогичные услуги еще нескольким юридическим фирмам и сейчас является учредителем 44 организаций с ограниченной ответственностью.

Клиентами Мацелевича могли выступать не только строительные и аграрные организации. В этом бизнесе он преуспел настолько, что к нему обращались даже коллеги по цеху. Так, в материалах знаменитого уголовного дела омского обналичника, директора ООО «Экономико-правовой центр» Андрея Пушко говорится, что фирмы для обнальных операций он заказывал у нашего героя.

Как сообщала газета «Коммерческие вести», Пушко приобретал у Мацелевича уже готовые фирмы с директором и расчетным счетом в банке. Так, например, были приобретены ООО «ТЗК «Северный завоз» и ОАО «Уральский завод сельскохозяйственного машиностроения». При регистрации некоторых фирм он сам становился учредителем и директором: ООО «Ортус», ООО «Деловые люди», ООО «Эконикс», ООО «Группа предприятий «Деловые люди», ООО «Спецторг», ООО «Континент-БТ», ЗАО «Метапласт».

Один из собеседников «ДО» рассказал, что на период 2009-2010 годов Мацелевич мог зарегистрировать порядка 160 организаций.

Обналичка через агентов

Постепенно к поставленной на поток работе, вероятно, могли быть привлечены посредники, которые исключили бы личное присутствие в этой схеме Станислава Викторовича. Сегодня это целая паутина — организованная сеть обнальных контор.

Функцию руководителя может выполнять некий юрист Евгений Лузинский. Напрямую он со Станиславом Мацелевичем не связан, однако есть основания предположить, что юрист действует в их общих интересах. Господин Лузинский является учредителем 9 организаций, одна из которых — ООО «Центр поддержки строительного комплекса Первой гильдии строителей».

Согласно документам, которые имеются в распоряжении «ДО» по меньшей мере четыре человека, являясь свидетелями по разным уголовным делам, в разное время утверждали, что не имеют отношения к финансово-хозяйственной деятельности компаний, учредителями которых являются. Это директор ООО «Стройсервис» Накия Исаева, директор ООО «Ютта» Вадим Гавриляк, директора ООО «Строительная компания «Вира» и ООО «Строительная фирма «Кайман» Евгений Корсуков и Николай Кузнецов. Все они не единожды давали показания в налоговых органах и УЭБиПК о том, что регистрировали свои ООО по просьбе Евгения Лузинского за вознаграждение. Более того, эти слова подтверждал и сам Евгений Лузинский, поясняя в налоговой службе, что указанные организации создавались исключительно под обналичку.

Интересно, что номинальные владельцы обнальных фирм Евгений Корсуков и Николай Кузнецов являются также соучредителями НП «СРО «Первая гильдия строителей».

Свидетели

За последние несколько лет подход налоговиков к выявлению обнальных организаций изменился в корне. Если раньше целью инспекторов было обнаружение номинальных директоров и борьба фактически велась с ними, то сегодня налоговики ищут выгодополучателей. Дело в том, что в большинстве случаев фирмы регистрируются на социально неблагополучных персон, скажем, бомжей. При выявлении нарушения с этих граждан государство не может взыскать убытки. Другое дело бенефициар — например, строитель, получивший незаконный налоговый вычет.

В таком случае налоговая инспекция в рамках проверки выявляет обнальную схему и передает материалы правоохранителям, задача которых в суде доказать преступный умысел предпринимателя. Здесь-то обналичник и приобретает важнейшее для госорганов значение. По сути, он становится ключевым свидетелем, который может подтвердить факт передачи кэша обвиняемому, фиктивность счет-фактур и так далее.

Один из источников, с которым в рамках расследования пообщался «ДО», бывший сотрудник УФНС, рассказал, как выстроена эта работа. По его словам, встречая в рамках проверки фирму-однодневку, инспектор обращается напрямую к обналичникам. В Омске это несколько крупных фигур, их имена в предпринимательском сообществе общеизвестны. Они, в свою очередь, после некоторых раздумий (30 минут) дают ответ, готовы ли сотрудничать с инспекцией, или отказываются от дачи показаний на основании статьи 51 Конституции РФ.

По предположению источника «ДО», в эти 30 минут обналичник якобы интересуется непосредственно у фигуранта уголовного дела, сколько, по его мнению, стоит молчание бизнес-партнера. Эту версию подтверждают и некоторые предприниматели, поясняя, что цена может доходить до 1,5 млн рублей.

Новая веха

Значимое событие, когда обнальная гусеница стала превращаться в прекрасную строительно-банкирскую бабочку, произошло на излете 2008 года. В декабре этого года Станислав Мацелевич зарегистрировал некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация «Первая гильдия строителей».

Изменение законодательства в 2007-2008 годах регламентировало новый порядок работы большинства строительных организаций России. С 1 января 2010 года выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно производиться только компаниями, имеющими свидетельства о допуске к таким видам работ, которые выдавали СРО. Все имевшиеся до этого лицензии на стройку с 2010 года свою силу прекращали.

Официально членство в организации стоит 300 тыс. рублей. Согласно данным официального сайта СРО, там числятся порядка 3 тыс. строительных организаций. Поскольку в их числе упомянутые выше ООО «Ютта», ООО «СК «Вира», ООО «Стройсервис» и ООО «СФ «Кайман», определить число реальных компаний (без мертвых душ) весьма проблематично.

Вот один из показательных примеров работы СРО. ООО «СК «Трэйс-Регион» — организация, по словам Станислава Мацелевича, имеющая членство в «Первой гильдии строителей», выигрывает госконтракт на строительство в Омске велотрека. Ее конкурентом на аукционе выступала ИПК «Жилстрой». Однако впоследствии Мацелевич заявил, что все общестроительные работы на объекте ведет все-таки «Жилстрой», а «Трэйс-Регион» выполняет только финансовые и организационные функции.

Что стало причиной данной рокировки, и какую выгоду от этого получила СРО — вопрос риторический, учитывая, что ООО «СК «Трэйс-Регион» настолько «серьезная» компания, что зарегистрирована в жилом доме Новосибирска.

Ва-банк

В 2012 году бизнесмен совершает новый рывок — приобретает московский Феникс Капитал Банк, который в 2013 году открывается в Омске под вывеской «Единый Строительный Банк». Для работы в банке собирается квалифицированная команда, а должность управляющего занимает Олег Токарев — сын экс-руководителя Главного управления Центробанка по Омской области Алдоны Токаревой. Основным направлением деятельности банка является сфера госзаказа: тендерное кредитование и банковские гарантии как обеспечение исполнения госконтрактов.

За год работы банка успел произойти конфуз. Названная выше новосибирская «Трэйс-Регион» выиграла муниципальный контракт на строительство к 300-летию Омска крытого катка на улице Бархатовой стоимостью 181,5 млн рублей. Финансовые гарантии исполнения компанией контракта предоставлял Единый Строительный Банк в размере 76,5 млн рублей. Когда же «Трэйс-Регион» фактически завалил работу, мэрия Омска подала иск на расторжение контракта. Однако впоследствии с генподрядчиком было подписано мировое соглашение, в рамках которого сумма банковской гарантии упала почти в 13 раз — до 6 млн рублей.

Отдуваться на градсовете и горсовете пришлось директору департамента строительства горадминистрации Сергею Козубовичу. Он пояснял, что суды, как правило, не поддерживают штрафные санкции, а полученные 6 миллионов — по крайней мере, синица в руках, а не журавль в небе.

Все вышеперечисленное говорит о том, что упоминание господина Мацелевича в контексте обнального дела является неслучайным. Большинство собеседников «ДО» называют это тайной Полишинеля, однако не готовы открыто назвать вещи своими именами, поскольку у героя этой статьи «большие связи в судебной системе». На момент написания материала правоохранители еще не подтвердили факт возбуждения уголовного дела в отношении Виктора Шкуренко. Однако заявление Станислава Мацелевича о помощи правоохранителям в раскрытии преступления не оставляет сомнений, что и в этом деле он оставит за собой привычный статус свидетеля. Таким образом, целью очередной урапатриотической акции государства по борьбе с обналичниками, скорее всего, станет хоть и не идеальный, но созидающий бизнес, а не посредники, зарабатывающие на правовой дисфункции государства.

Владимир Червонящий

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №40 (044) 21 октября

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий