Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

27 декабря 2017 07.07

Биография Михаила Славинского

Родился 30 июня 1977 года в Москве. Окончил Московскую технологическую академию по специальности «Инженер-технолог». С 2001 по 2007 год прошел путь от менеджера по продажам до коммерческого директора в структурах группы компаний MERLION. С 2007 по 2013 год занимался развитием направления категорийных продаж в MERLION. В 2013 году занимал пост директора по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании MERLION. С марта 2014 года — генеральный менеджер электронного дискаунтера «Ситилинк». Женат. Есть сын.

Когда интернет-торговля полностью вытеснит офлайн-покупки — мнение эксперта

Что будет с российским рынком интернет-торговли через десять лет? Какие барьеры приходится преодолевать онлайн-ретейлерам? Почему нам завидует Европа? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью «Новому Омску» ответил генеральный менеджер компании «Ситилинк» Михаил Славинский.

Михаил, Омск — последний из городов-миллионников, где открылся магазин-склад «Ситилинк». Почему?

Мы четыре года искали помещение, поскольку не можем себе позволить взять первое попавшееся, которое удачно расположено. Мы должны выдерживать определенный уровень затрат: формат дискаунтера предусматривает низкие цены на широкий ассортимент. Аренда является одной из самых значимых расходных статей у ретейла, и сокращение этой строчки бюджета ощутимо сказывается на ценах. Омск не прецедент. Злую шутку сыграл кризис 2014 года. Мы также очень долго входили в Новосибирск. Хотя с точки зрения аренды и локации мы сейчас можем позволить себе больше, чем до кризиса. Но мы охотились за самым лучшим предложением, поэтому немножко затянули.

Сколько стоит открыть один такой магазин площадью 1200 кв. м в шаговой доступности от исторического центра города?

В среднем сумма, которую мы вкладываем в один магазин, составляет 50 млн рублей. Омск город большой, здесь необходимо держать складской запас чуть больше, чем в других городах, поэтому и сумма чуть больше.

В Омске рынок бытовой техники и электроники уже сформировался. На какую долю вы претендуете?

У нас есть отдел аналитики, в обязанности которого входит выкрыживание этих цифр. Менеджмент преследует другие цели. На любом рынке наша основная задача — увеличить лояльную клиентскую аудиторию на столько, чтобы своими покупками она позволяла окупать наши затраты и развиваться. Но, конечно, есть цифры, которых нам хочется достичь. 15% — та доля, которая будет комфортной. Хотим ли мы больше? Конечно! Но это уже зависит от нашей работы. Невозможно быть монополистом. Невозможно и не нужно. В Омской области в течение года мы планируем открыть три пункта выдачи товара. Но это цифры на кончиках пальцев, мы их меняем достаточно легко.

Вы же делали срез рынка, и наверняка заметили, что Омск — типичный середнячок. Никакого скепсиса не было — открываться — не открываться?

Не соглашусь с вами. Я смотрел исследование «Яндекса», Омск в нем один из лидеров по просмотру интернет-страниц. То есть омичи просматривают интернет-страниц больше, чем в среднем по России. Вы на первой или на второй строчке. Это интересная статистика, и нам есть что в ней поискать как интернет-игроку.

Был бы скепсис, мы не открылись. Безусловно, омский рынок большой, насыщенный. Но, повторюсь, прийти сюда мы хотели очень давно. Надеюсь, что не опоздали. Перспективы здесь выше, чем в Красноярске и Новосибирске. Уникальных сдерживающих факторов мы здесь точно не видим. А по манере потребления очень много нюансов есть в каждой агломерации. Первый раз приехав в Омск, я увидел, что здесь очень много автомобилей из Казахстана. А это что значит? Это другая экономическая система. Приближенность другого государства сказывается на местном рынке однозначно. Как — мы пока это не очень понимаем.

Мне кажется, рынок интернет-торговли развивается настолько стремительно, что сложно что-то прогнозировать.

Мы уже не относим себя только к интернет-магазинам. Рынка интернет-торговли как такового уже нет. По сути, есть просто рынок торговли и каналы продаж: в традиционных магазинах, в интернете, по телефону. Хотя на рынке интернет-торговли мы очень большие, очень. Фактически лидеры. В этом году будем максимум вторыми, причем среди всех, не только в сегменте электроники и бытовой техники. Хотя это некое лукавство. У нас же есть и магазины. Но мы и на общем рынке тоже немаленькие. Разделение рынков больше нужно либо для того, чтобы стать номером один в рейтинге, посчитаться, либо оценить свою модель продаж.

Некоторые наши уважаемые конкуренты не открывают, как мы, магазинов-складов, а работают через склады и курьерскую доставку. Это классический интернет-игрок. С другой стороны, технологии, которые они используют, тоже дорогого стоят. Взять fashion-сегмент. Они же такой сервис оказывают, что Европа плачет! Привезут, дадут померить, заберут обратно. Этот сервис безумно накладный, но это конкуренция, часть стратегии развития. Каждый выбирает стратегию сам и в этой нише пытается стать лидером.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров утверждает, что через два года российский рынок интернет-торговли умрет, если не регулировать трансграничную торговлю. Вы согласны с ним?

Алексей Федоров — человек с очень хорошим чувством юмора. Но он бы не занимался тем, чем он занимается, если бы верил в это. Заявление Алексея, что российский рынок интернет-торговли отсчитывает свои последние дни — это гротеск, но обусловленный складывающейся ситуацией на рынке и его регулированием. Он говорит не о том, чтобы поставить барьер для зарубежных игроков, а о равных возможностях для российских и зарубежных интернет-магазинов, честной конкуренции. В этом я его позицию поддерживаю. Безусловно на уровне мыслей управленцев, государственных или коммерческих, это правильная идея. Но потребителя с небольшой зарплатой и желанием улучшить качество своей жизни это не волнует. Он хочет купить на честно заработанные деньги нужный ему товар. Его не волнуют подковерные, надковерные, государственные, межгосударственные игрища. В первую очередь ему нужно дать возможность купить подешевле. Вернее, он этого ждет.

Алексей говорит лишь о том, что до тех пор, пока условия не равны, зарубежная торговля будет иметь возможность развиваться быстрее, чем российский e-commerce. Рынок интернет-торговли в 2017 году прирастет на 20%, при этом российский сегмент — на 9-10%, а офшорная торговля — почти на 30%. Давайте кормить свою страну! Вернее, давайте не кормить чужака. Чужака, который не открывает рабочие места здесь, не платит здесь налоги. Таким образом мы не улучшим качество нашей жизни. В этом проблема.

И какой ущерб это приносит для национальной экономики?

В этом году объем российской интернет-торговли составит 1,2 трлн рублей. 37% от этой суммы уйдет из страны. И доля трансграничной торговли ежегодно растет.

Как с этим бороться?

Есть хороший пример. Почти вся европейская часть страны стала ездить на горнолыжные курорты в Сочи, потому что там построили инфраструктуру мирового уровня по доступным ценам. Так что, если интернет-покупатели будут получать качественный сервис в нашей стране, деньги останутся в ней. Более 400 млрд рублей из 1,2 трлн — рынок, на который мы не претендуем. Наша полянка становится меньше, что отражается на методах, на планах развития. Если бы мы могли позволить себе зарабатывать больше, мы бы и в Омске открылись пять лет назад.

Скидки и являются одним из важных маркеров привлечения клиентов в ретейл. Кстати, в магазине «Пятерочка» сейчас действуют актуальные скидки - подробности по ссылке https://karta5.ru/akcii/.

Что препятствует развитию рынка интернет-торговли? Дорогой эквайринг, логистика, законодательные пробелы? Что из этого самая большая проблема?

Барьеры — это сложности, с которыми нужно научиться работать, не более того. Фатальными они не являются. Да, мы активно включились в обсуждение рынком стоимости эквайринга. Практически половина нашей розничной выручки оплачивается картами. Эквайринг сегодня очень значимая статья расходов после зарплаты и аренды — 40% от стоимости аренды площадей всей нашей сети. Очень многие факторы влияют на стоимость этих операций, но тем не менее, на наш взгляд, нужно искать компромисс с платежными системами. На всякий случай подчеркну, что мы никак не ограничиваем способы оплаты, не предоставляем скидки на тот или иной способ оплаты, специально не выключаем безнальные кассы.

Почему государство ничего не делает, чтобы удешевить эквайринг?

Делает. Все участники рынка обращают на это внимание, но два года назад было не до эквайринга. Вопрос стоял выжить. Причем не только бизнесу, но и рядовому потребителю. Сейчас ситуация на рынке стала чуть понятнее, люди увидели стабильность, почувствовали, что завтра вряд ли что-то кардинально изменится и можно себе позволить подотпустить свои деньги, чуть более либерально подходить к тратам. Бизнес сразу это почувствовал и обратил внимание на следующую по значимости трудность.

Но эквайринг не единственная проблема. Вы просто спросили, какая на повестке дня. В целом барьеры для нас существуют такие же, что и год, и два, и три назад. Это логистика, подбор помещений. Они в каждой компании примерно одинаковые, где-то больше, где-то меньше.

То есть законодательство вас устраивает? Насколько оно лояльно к российским игрокам?

В части кроссбордера интернет-торговли — не устраивает из-за неравенства условий. В целом же государство задает рамки и бизнес в этих рамках существует.

И все-таки, что нужно сделать, чтобы поддержать российский рынок интернет-торговли? Нам лучше или им хуже? Может, преференции какие-то дать?

Это же не черно-белая история. Есть российское законодательство, которое регулирует общее пространство внутри страны, и есть зарубежные игроки — сегмент интернет-торговли, который не подчиняется законам Российской Федерации. Речь не идет о том, чтобы освободить наших интернет-продавцов от уплаты НДС, таможенных пошлин и т. д. Это обрушит всю систему товародвижения в России. В нашем сегменте — продажи электроники и бытовой техники — эта проблема стоит не так остро, как в других — дистанционной продаже ювелирки и алкоголя. Вот там существуют серьезные законодательные барьеры. Многие социально значимые отрасли чрезмерно зарегулированы. Алкогольный сегмент тоже социально значимая отрасль, как ни крути. А без алкоголя не будет качественного скачка в развитии дистанционной торговли питанием.

Поподробнее, пожалуйста.

Средний чек россиянина в магазине продуктов питания, по данным Росстата, составляет плюс-минус 500 рублей. Собрать заказ на 500 рублей с доставкой экономически не выгодно. Его обработка будет сопоставима со стоимостью этого заказа. Добавляя алкоголь, мы резко увеличиваем чек, и обработка к стоимости заказа существенно снижается. Это создаст трамплин для развития интернет-торговли, и в целом экономика отрасли будет сильно от этого выигрывать. Логистика станет дешевле, причем для всех — и для тех, кто покупает алкоголь, и для тех, кто не покупает. В следующем году этот момент, скорее всего, будет отрегулирован.

А как вы относитесь к таким методам государственного регулирования, как ЕГАИС, онлайн-кассы, маркировка меховых изделий?

В этом есть как большие плюсы, так и огромные минусы. Мы за то, чтобы сделать товарные потоки более прозрачными. Вопрос лишь в методах, инструментах и нагрузке на бизнес. Сейчас жестко отрегулированы две отрасли — меховых изделий, и государство увидело от этого колоссальный эффект, и алкоголь. Отрабатывается эксперимент по регулированию обувной отрасли и рынка лекарств. И везде почему-то разрабатываются свои инструменты. Бизнес предлагает сделать единый. Представьте универсальный магазин, где алкоголь пробивается по ЕГАИС, лекарства — по отдельной системе, а если я, не дай бог, еще и обувь положил в корзинку, надо еще третий сканер достать. Да крупная федеральная сеть умрет, вводя новый инструмент на десять тысяч магазинов по 20 касс в каждом. Ну, или не умрет, но заплатит за все это покупатель, и в очереди будет стоять покупатель.

На онлайн-кассы мы потратили десятки миллионов рублей. Это не только покупка оборудования, это еще разработка инструментов передачи данных внутри компании, это стоимость мозгов людей, оторванных от задач по развитию бизнеса. Добавление любого такого инструмента для бизнеса — шок, и для многих может являться барьером для развития. Онлайн-кассы сами по себе классная идея. Но как всегда есть спор между бизнесом и государством, как можно было их внедрить проще и дешевле.

Что будет с российским рынком интернет-торговли через десять лет, как думаете?

Российский рынок развивается по тем же правилам и принципам, что и общемировой. В последнее время серьезное влияние оказывает фактор глобализации. Границы начинают стираться — между странами, между товарными рынками. Через десять лет не будет понятия интернет-торговли или розничной торговли. Покупать через интернет придется все — от услуг до физического продукта. Кардинально изменится формат потребления. Как мне кажется, покупателю станет все равно, как и где покупать. Второе: в торговле останется очень мало эмоций, только в узком сегменте. Через десять лет даже в России роботы будут покупать нас. В Америке холодильник уже заказывает продукты.

Скорее всего будет очень глубокая автоматизация торговли, основанная на сценариях твоей жизни, твоего поведения, рутинные ежедневные покупки отойдут на откуп алгоритмам, продукты перейдут в разряд подписки. Покупать продукты придется, от этого никуда не деться, а автомобиль, может быть, и не придется. Каршеринг или «Яндекс.Такси» точно порвут модель потребления даже в городах с небольшим населением. Кардинально поменяются магазины. Автоматизация будет на порядок-два выше, чем сейчас. Это позволит не только высвободить время, но и экономить. Еще недавно кто бы мог подумать, что при смене телефона контакты, фотографии не придется переносить вручную. Навел новый телефон на старый и все. Это высший пилотаж! Еще бы сделали так, чтобы они не бились.

Самое актуальное в рубрике: Ретейл

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий