Тренерские истины
После перерегистрации ряда крупных омских предприятий в другие регионы местные бизнес-тренеры потеряли существенную часть ключевых заказов. Борясь за клиентов, они вынуждены сдерживать рост цен на услуги, чтобы конкурировать по этому параметру с приезжими специалистами тренинга.
Федеральные эксперты заявляют о перспективности развития рынка бизнес-образования. Если 2 года назад его объем оценивался в 60 млрд рублей, то к концу этого года, по мнению специалистов, емкость рынка может увеличиться в 10 раз. Однако, по словам местных компаний, специализирующихся на проведении тренингов, эта тенденция пока не захлестнула Омск, где данный рынок переживает не лучшие времена.
Нежизнеспособный
В Омске работает около 70 компаний, специализирующихся на краткосрочном бизнес-обучении. В основном рынок формируется местными игроками, на долю представительств иногородних компаний приходится не более 5%. Часть игроков пришла относительно недавно: немало компаний появилось вскоре после кризиса 2008 года. Но есть и фирмы, имеющие многолетний опыт организации бизнес-тренингов. Примерно для 40% компаний тренинговые услуги являются основным видом деятельности. Однако, по словам игроков, в Омске сложно рассматривать тренинги как самостоятельное направление бизнеса.
«Выжить только этим невозможно, — утверждает директор НОУ «Лидер» Елена Алексеева. — В чистом виде этот бизнес был бы нерентабелен, поэтому компании вынуждены оказывать смежные услуги, осваивать другие сферы».
В результате тренинговые фирмы предоставляют консалтинговые услуги, проводят праздники, обучают иностранным языкам, организуют компьютерные и бухгалтерские курсы, решают кадровые вопросы и даже сдают в аренду транспорт. Но клиентов, заказывающих полный комплекс инструментов управленческого консалтинга, в Омске крайне мало.
Не пример для подражания
По оценкам экспертов, омский рынок бизнес-образования далек от параметров московского и даже новосибирского.
«Если сравнивать по этому виду бизнеса Омск с другими городами, где мне приходилось наблюдать за данной сферой, то здесь рынок развит довольно плохо, — уверена директор омского филиала консалтинговой компании «Мэйнстрим» Татьяна Корчак. — Потребительский спрос у нас низкий. Причем, по моим наблюдениям, таким он остается как минимум последние 7 лет. Мы работаем на этом рынке с 2007 года, и изменения ситуации я не заметила».
Причину этого Алексеева видит в низкой платежеспособности компаний.
«Специалисты, возможно, и хотели бы пройти обучение, но их работодатели не готовы за это платить, — говорит эксперт. — Поэтому рынок выглядит слабо развитым».
Кроме того, по мнению игроков, на развитие тренингового бизнеса пагубно влияет филиализация региональной экономики.
«Раньше у нас были долгосрочные договоры с крупными предприятиями, — рассказала «ДО» Елена Алексеева. — Но после того, как их головные офисы сменили место прописки, они перестали нуждаться в услугах местных тренеров. Директивы, в том числе относительно процесса образования сотрудников, поступают из центра, который посылает сюда своих бизнес-тренеров». Об этой особенности местного тренинга сказал «ДО» и московский бизнес-тренер Андрей Криворотько.
«Как правило, основные заказчики сосредоточены в крупных городах — в Москве, Санкт-Петербурге, — говорит эксперт. — И если компания является филиалом московской, то соответственно большинство тренеров заказывается в Москве, так как именно с ними работают эйчар-менеджеры головного офиса».
Еще одна причина, не способствующая развитию рынка бизнес-образования — это стремление компаний минимизировать издержки на обучение персонала. Предприятия либо убирают эту строку расходов из своих бюджетов, либо пытаются обойтись без привлечения внешних специалистов.
«Наблюдается тенденция — компании набирают штатных сотрудников, которые реализуют функции обучения», — говорит основательница собственного тренингового центра Евгения Коряковцева.
Среди особенностей сегодняшнего рынка тренингов эксперты называют и появление значительного числа свободных тренеров. В результате сфера оказалась представлена двумя направлениями: официальными тренинговыми компаниями и фрилансерами, которые просят более низкую цену за свои услуги.
Помимо этого, как отмечает Коряковцева, хорошо развивается такое направление, как консультирование по SMM и интернет-продвижению. Основатель бизнес-школы по заработку в интернете P.R.I.D.E. Кирилл Чайко, наоборот, указывает на тот факт, что в Омске пока «мало кто использует для своих продаж интернет, здесь преобладает бизнес «купи-продай». Поэтому, по словам эксперта, переизбытка предложений на рынке пока нет.
Москвичи не пройдут
По оценкам экспертов, местные бизнес-тренеры лидируют на рынке корпоративных тренингов, занимая до 70% этой сферы.
«Сколько бы москвичи не пытались захватить эту нишу, они не выдерживают ценовой политики — стоимость их услуг гораздо выше, чем у местных специалистов, — считает директор тренинговой компании Vita Artis Екатерина Пфлюк. — Если же говорить о тренингах личностного роста, то здесь ситуация в корне другая: на долю местных специалистов приходится лишь 30% рынка. В основном же эта ниша занята приезжими».
Стоимость однодневного тренинга по повышению продаж начинается от 1400 рублей за человека. Трехдневное обучение обойдется работодателю в сумму не меньше 5 тыс. рублей за одного сотрудника. Курс подготовки бизнес-тренеров в среднем стоит 100 тыс. рублей. По словам игроков, будущие тренеры предпочитают получать образование в Москве и Петербурге.
«Я с трудом могу вспомнить региональную школу с сильной программой подготовки бизнес-тренеров», — объясняет это Пфлюк.
Гонорары местных тренеров начинаются от тысячи рублей в час. За восьмичасовой день тренинга специалист, таким образом, может получить от 8 тыс. рублей. В случае проведения технически сложного тренинга (например, на улучшение навыков командного взаимодействия), который требует больших затрат, гонорар специалиста может составлять 50% всех расходов компании-организатора. Тренинг попроще, проводимый с минимальными материальными вложениями, может принести ведущему до 70% от объема выручки.
Погоня за продажами
Как сообщают участники рынка, к числу самых востребованных относятся тренинги по повышению эффективности продаж. По приблизительной оценке экспертов, на их долю приходится до 80% спроса. Кроме того, клиенты проявляют интерес к тренингам по продуктам компаний, обучению управленцев.
«Заказчикам стали более интересны программы развития отделов продаж, — сообщила «ДО» директор омского филиала консалтинговой компании «Мэйнстрим» Татьяна Корчак. — Когда нам заказывают не единичный тренинг, а заключают договор о системном сопровождении бизнеса».
Если говорить о личностных тренингах для физических лиц, то в этом сегменте, как отмечает Евгения Коряковцева, наметился рост женских тренингов, семинаров и мастер-классов. Из почти 50 тренингов личностного роста, запланированных на ближайший месяц в Омске, треть рассчитана на аудиторию слабого пола. Перекос в эту сторону обучения эксперты объясняют лояльностью аудитории и востребованностью тренинговых программ, связанных с решением сексуальных проблем и вопросов гендерных взаимоотношений среди данной части населения.
Учитывая этот факт и ориентированность психологических тренингов и мастер-классов не на корпоративных клиентов, данный сегмент тренинга в меньшей степени испытывает на себе последствия ухода из региона крупных заказчиков и тенденцию к появлению в компаниях собственных тренеров.
Наталья Коробова
Фото: Роман Яндолин
Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №40 (044) 21 октября
Самое актуальное в рубрике: Бизнес
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 2333
Самое читаемое