Андрей Колмогоров: «Сайты пишут миллионы, а вкусный кофе варят всего три человека в Омске»
Основатель сети «Суши-Маркет» поделился своим бизнес-опытом со студентами ОмГУ.
Андрей Колмогоров развивает параллельно нескольких бизнес-сетей: Youter, «Суши-Маркет», «Лаваш». Его компания открывает магазины по всей России, а сейчас выходит на рынок Китая. На встрече в университете бизнесмен рассказал о своем пути, дал советы начинающим предпринимателям и даже поспорил со студентами о наиболее выгодных сегодня направлениях в бизнесе.
Неплохо зарабатывал с 17 лет
Мне 41 год. У меня семья, пятеро детей: четыре дочери и сын. (Зал аплодирует.) Я с козырей начал, знаю свои сильные стороны. (Смеется.)
Я родился в небольшом поселке в Таджикистане — его уже нет, все жители разъехались. В 17 лет я с родителями переехал в Омск, поступил в авиационный техникум. Учился плохо, параллельно работал продавцом в киоске на площади Ленина. Работал по 30 дней в месяц, помню, что постоянно засыпал — в транспорте, на учебе.
Потом уехал в Якутск и работал в сетевом маркетинге, в компании «Гербалайф». Зарабатывал 1000 долларов в месяц, в 1998 году это были приличные деньги. Я был красавчик. (Смеется.) Но потом случился резкий кризис, и я ушел в традиционный бизнес.
Я из небогатой семьи, мы свой бизнес начинали без денег. Первый салон связи мы открыли, имея в кармане 12 тыс. рублей. А сначала я вообще из дома торговал телефонами: покупал и продавал. Накопил десять телефонов и открыл магазин с партнером.
Ну вы поняли, что у меня нет высшего образования? После авиационного техникума я не учился. Но желание учиться есть, я жалею, что у меня нет высшего экономического.
Прессинг федеральных сетей мы ощутили еще лет десять назад
Сотовыми телефонами начали заниматься в 2002 году. У первого магазина была ужасная локация, но тогда рынок был настолько интересный, что даже там мы начали зарабатывать. За восемь лет открыли 100 магазинов, потом 30 закрыли. Сейчас у нас 70 точек в Омской и Новосибирской областях.
Прессинг федеральных сетей был очень сильный, но мы остались на рынке. Более того, Омск занимает первое место по количеству салонов связи на душу населения. Ни в Москве, ни в Питере, ни в Екатеринбурге нет такого количества салонов связи. Даже в Калачинске открыто около десяти салонов связи — это фантастика!
Почему открыли «Суши-Маркет»?
Компанию «Суши-Маркет» я открыл с двумя партнерами: это Дмитрий Колмогоров, мой младший брат, и Семен Ястребов.
До этого у нас был только сотовый бизнес, мы развивались по франшизе «Евросети». Но в 2010 году у нас произошел серьезный конфликт. У нас был товарный кредит, когда они неожиданно отозвали франшизу и потребовали вернуть деньги в один момент. Я ездил в Москву договариваться о рассрочке. Мы свои обязательства выполнили и остались на этом рынке. Но сделали выводы из этой неприятной ситуации: я решил больше не развивать сотовый бизнес. Я не хотел бы повторить судьбу Евгения Чичваркина.
Начал смотреть по сторонам и в Новосибирске увидел интересную концепцию. Наши соседи торговали роллами, и мне очень понравился продукт. Я познакомился с ними, и мы договаривались открыть то же самое в Омске. Искали места несколько месяцев, но почему-то ничего не получалось. Тогда мы решили открываться самостоятельно, без новосибирских партнеров.
Первый магазин открыли в 2010 году в ТЦ «Фестиваль». У нас был неправильный формат — одна витрина. Мы покупали роллы на третьем этаже, а продавали на первом. Два месяца проторговали с мизерной выручкой. А первый серьезный «Суши-Маркет» запустили в 2011 году в «АТ-маркете». Это был успех: к нам выстроились очереди. Мне казалось, город был взбудоражен, все говорят о «Суши-Маркете», все едут к нам. И тогда мы побежали дальше открывать магазины. Сейчас мы открываем от двух до 18 магазинов в месяц по всей стране. На сегодня сеть состоит из 220 точек в 70 городах, большая часть открыты по франшизе.
Мы не планировали выходить на китайский рынок
Так получилось. Открывали два магазина в Благовещенске, а потом съездили в Китай. Сразу нашли место в городе Хэйхэ и договорились об аренде. Мы ничего не знаем о международном бизнесе, не владеем языком, но пытаемся что-то строить, ищем поставщиков. Считаю, лучше в драку ввязаться, а там видно будет.
Представляете всю абсурдность затеи? Все везут из Китая оптом, а мы открываем розничный магазин. (Смеется.) Это рисковый проект, и скорее всего мы потеряем там деньги. Но если справимся с открытием в Китае, то станем сильнее, опытнее.
Суши уже не в тренде
В целом по стране это сжимающийся, стагнирующий рынок. Недавняя выставка ПИР в Москве включала 50% кофе, 30% бургеров и только 3% суши. Мы работаем на падающем рынке, с него уходят капиталы. Но тем не менее мы растем, и довольно быстро. В рамках России у нас есть еще потенциал вырасти в 2,5 раза.
Потребитель в Омске отличается
Омск — немолодой город, у нас 40% пенсионеров. Поэтому в Омске процветает дисконт-формат: «Фармакопейки», «Магниты», «Пятерочки»... Омский потребитель более отзывчив на акции. Если мы по стране запускаем акцию, то наибольший прирост мы отмечаем в Омске и Кемерово. Москвичи не поедут через весь город из-за скидки в 100 рублей, а омичи поедут.
Из интернет-историй люди скоро хлынут обратно в реальный бизнес
Сейчас все кинулись за деньгами в интернет: начали писать программы, делать сайты, производить контент. Это глобальная ошибка! Вы конкурируете с миллионами по всему миру, а вкусный кофе варят всего три человека в Омске.
Вы считаете, что надо писать сайты, а я призываю вас печь пироги, и зарабатывать на этом. Я знаю экономику компьютерных фирм и уверен, что наша точка зрения прибыльнее.
Скоро будет обратная тенденция: люди из интернет-историй хлынут обратно в реальный бизнес. Человек, который писал сайты, будет крутить шаверму и зарабатывать больше.
Я недавно был на обучении в Сколково, и мне понравилась фраза Оскара Хартманна, у которого 30 разных бизнесов: «Нужно заниматься теми сферами, которые не будут меняться». Кофе и через 30 лет будут варить так же, как сейчас. И шашлык будут жарить. А сайты будут делать по-другому.
Если бы мне было сейчас 20 лет, я бы однозначно выбирал нишу, где бы я был первым парнем на деревне. В Омске есть незанятые направления. Пиццей никто серьезно не занимается. Если решим взяться за это направление, то станем в этом № 1 и закормим пиццей всех.
Блиц-опрос
Есть у вас хобби?
— Нет, сейчас как раз в поиске.
Последняя прочитанная книга?
— Прослушанная, чаще слушаю в дороге. Илон Маск.
Как часто едите суши, роллы?
— Раз в месяц, может, два.
Кем мечтали стать в детстве?
— Это было давно, не помню.
Какой вид спорта вам по душе?
— Шахматы.
Как вы относитесь к криптовалютам?
— С большим интересом.
Самое актуальное в рубрике: Малый бизнес
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 20079
Самое читаемое