Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

11 ноября 2014 05.16

Борода многогрошная

Возрождение классических барбершопов, начавшееся в конце XX века в США, докатилось до России в середине 2000-х. В Омске первый и пока единственный барбершоп Mr. Marks открылся в феврале 2014 года. Его директор Олег Шевченко и один из авторов идеи Константин Скачков рассказали «ДО», как перенести в Омск кусочек Нью-Йорка.

Изначальная концепция барбершопа XX века претерпела сильные изменения. В Америке, где фундаментом является культура потребления, барбершоп — локальная парикмахерская, где стригут быстро, предсказуемо качественно и недорого. По тому же принципу, как работает, например, фастфуд.

«В McDonald’s не подают фуа-гра. Никому и в голову не придет требовать изысканные блюда в фастфуде, и никто не расстроится, что их там нет. В McDonald’s приходят за булочкой и получают предсказуемый результат быстро и недорого. Так и в американском барбершопе — мастер стрижет 20-30 минут. Никаких соплей, все очень быстро. Такой подход формирует поток», — рассказывает Олег Шевченко.

Европейские парикмахерские — другие. Они более изысканные, утонченные. Но недавно и там стали открывать барбершопы американского формата. Все — как с фастфудом: есть ресторан классической итальянской кухни, но по соседству будет стоять McDonald’s.

Концепция

В России же предприниматели, открывая барбершоп, либо ударяются в хипстерскую субкультуру, нанимая татуированного и бородатого брадобрея, либо остаются элитарным мужским салоном, который по своей сути мало отличается от женского.

Самой крупной сетью барбершопов в России является Chop-Chop, представленная более чем в 20 городах СНГ. Как поясняют Константин и Олег, Chop-Chop создавали не брадобреи, а коммерсанты, и идея была адаптирована под российский рынок.

«Многим достаточно того, чтобы в интерьере присутствовали оленьи рога и велосипед. Главное для них — это как выглядит мастер. Мол, от него зависит первое восприятие. Поэтому они берут мужика лохматого, бородатого и в татушках без разницы, умеет ли он стричь людей, адекватный ли он», — рассказывает Константин.

Когда ребята загорелись идеей открыть собственный салон, они отказались от франшизы. Олег объясняет, что в этом бизнесе нет никаких секретов: покупай триммер — и стриги. Проблема же заключается в том, что мало кого из владельцев цирюлен интересуют детали.

«Купить триммер можно и в «Эльдорадо», не обязательно везти его из Штатов. Но каждая такая поблажка, отступление от формата, повлечет за собой череду отклонений. Дешевый триммер приведет к дешевым ножницам. Плохой инструмент — значит, и на сервисе можно будет сэкономить, а затем и толстую тетку нанять стричь. Но я не представляю себе в барбершопе тетю, если это не негритянка. Такая, знаете, шуга-мама: и постригла, и спела, и построила там всех», — шутит Скачков.

Омичи решили, что у Mr. Marks будет миссионерская идеологическая составляющая. Их идея в том, чтобы, заходя в салон, человек попадал в нью-йоркский барбершоп.

Реализация

Mr. Marks собирали в течение девяти месяцев. За основу взяли проект барбершопа Freeman’s в Сохо. Чтобы не ошибиться со стилистикой, все оборудование и многие детали интерьера завозили из Штатов.

Сперва это было вызвано необходимостью. Например, ребята искали качественные лезвия в России, но столкнулись с их отсутствием. То, что в обычных парикмахерских используется для подбривания затылка, для полноценного бриться щетины не подходит. По словам брадобреев, эти лезвия не выдержат и одного бритья.

Позже ребята решили, что аутентичным должно быть и все остальное. Так, прямо из нью-йоркского барбершопа в Омск были завезены три «правильных» кресла. Вместе с реставрацией стоимость каждого составила порядка 350 тыс. рублей. И то лишь потому, что ребята действовали сами, без посредников. По утверждению Константина, если прибегнуть к помощи столичного специалиста, кресло обойдется в 500-600 тыс. рублей.

«Такие кресла уже не производят. Это классика японской промышленности. Сейчас их аналоги выпускают только в Китае и Корее. Казалось бы, какое это имеет значение? Но пусть клиент даже никогда не узнает, что на одном из этих кресел стригся Джек Николсон. Мы-то знаем! А именно такие особенности создают атмосферу барбершопа», — уточняет Олег.

Косметика, бритвенные станки, лезвия, даже виниловые пластинки и сам проигрыватель — все это завезено из-за океана.

Единственное, что в Mr. Marks условно отечественное — это кофе. Обдумывая эту деталь сервиса, предприниматели хотели и зерна завозить из Америки, но, посчитав это перегибом, стали искать поставщика в Омске. Так был выбран Виктор Скуратов, потому что, по мнению брадобреев, только его брю-бар Skuratov Coffee по формату барбершопу подходит.

«В результате Скуратов подобрал нам кофемолку и поставляет обжаренный кофе. Никакие другие зерна мы в нее не засыпаем. При этом Виктор просит, чтобы мы не говорили клиентам, что это кофе Skuratov. Что купили кофе в Skuratov — пожалуйста! Что из этих зерен сделали кофе — ради Бога! Но что это кофе от Скуратова — ни в коем случае, так как готовили напиток не специализированные бариста. И мы уважаем такую позицию», — рассказывает Константин Скачков.

Мастера

Основной проблемой бизнеса стал поиск подходящих мастеров. Во-первых, предприниматели видят причины дефицита нужных кадров в советской системе, когда из-за отсутствия альтернативы в каждую районную парикмахерскую были очереди. В этой среде не выросло новое поколение мастеров, а те единицы, кто стремились к качеству работы, сегодня либо сменили прописку на столичную, либо не соглашаются на новые условия работы.

«При создании проекта для меня было важно минимизировать человеческий фактор. Для владельца бизнеса важна раскрутка салона, для мастера — его собственного имени. В барбершопе не нужны выкрутасы, набор стрижек весьма ограничен. Именитый мастер не подходит под этот формат», — поясняет Олег.

Во-вторых, в барбершопе важна атмосфера. Согласно американской концепции клиент должен иметь возможность расслабиться, выпить кофе и даже материться, если ему захочется. Если мастер — девушка, то уже не каждый мужчина расслабится. Один станет флиртовать, другой зажмется. По этой причине если в барбершоп и брать девушку, то она должна быть боевая, эдакая «пацанка», и, конечно, должна уметь быстро стричь.

«У нас настоящий барбершоп — в Калачинске. Там 54 парикмахерские на 25 тыс. человек, и только в одной всегда очередь. Там работает мастер — у нее по 16 стрижек в день. Ее клиенты — комбайнеры да трактористы. Вот у нее задача — стричь быстро и качественно. В Омске такого мастера найти нереально, тем более парня. Нет в Омске парней стригущих и при этом не латентных. Мужчина-мастер востребован везде, и такие долго здесь не задерживаются», — говорит Константин.

Сейчас в салоне работают трое: 2 брадобрея (сам Олег и Валерий) и парикмахер Ольга. Она, уверяют предприниматели, за словом в карман не полезет, не стушуется в разговоре с клиентом. На 3 рабочих места не хватает еще как минимум троих.

«В основном приходят гламурные девушки, которые просто не способны поддерживать беседу с мужиками на темы, выходящие за рамки их собственных персон. Они непригодны для этой работы, и я спасаю их от дальнейшего разочарования», — сетует Олег.

Впрочем, отсутствие кадров дает руководителям Mr. Marks и почву для радости — в условиях дефицита окажутся и те, кто решат открыть в Омске второй и третий барбершоп.

«Я не представляю развитие этого сегмента в Омске. Неважно, будет это предприниматель или придет федеральная сеть, — все столкнутся с той же проблемой: для этого формата нет мастеров», — уверен Олег.

Экономика

Открытие Mr. Marks обошлось примерно в 5 млн рублей, считая средства, потраченные на пристройку к зданию (пр. Маркса, 32). Инвестором выступил владелец дома.

По словам руководителей, пока поток клиентов — от 5 до 20 человек в день. Средний чек — 750 рублей (стрижка бороды и усов — 500 рублей, бритье и стрижка головы — по 1 тыс. рублей). Таким образом, годовой оборот барбершопа при нынешнем потоке клиентов составит около 1,8 млн рублей и проект окупится за 2,5 года.

«Со своим опытом стартапов я могу точно сказать, что этот барбершоп — самый эффективный объект по отдаче с квадратного метра площади. За счет того, что площадь не велика, а выручка достаточно высокая. На точку безубыточности салон вышел в первый месяц работы», — рассказывает Константин.
Из возможных путей развития Mr. Marks предприниматели видят увеличение числа салонов под этим брендом в Омске, либо продажу франшизы, либо создание школы брадобрея. Предметно к этому разговору можно будет вернуться по истечении отчетного периода, который наступит в феврале 2015 года.

Владимир Червонящий

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №43 (047) 11  ноября

Самое актуальное в рубрике: Малый бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий