Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

11 ноября 2014 10.45

Олег Гильбурд: «В 4G пиара больше, чем практической ценности»

Региональный управляющий директор Tele2 Омск Олег Гильбурд рассказал «ДО» о секрете успеха в конкурентной борьбе за лидерство с представителями «большой тройки», рассуждал о раздутой популярности сетей 4G и объяснил, почему нужно запретить Skype.

Олег Лазаревич, вы давно работаете в отрасли мобильной связи в Омске. Расскажите, какие тенденции сейчас определяют этот рынок?

— На сегодняшний день наш рынок можно считать сформировавшимся. Сейчас в регионе присутствуют все 4 федеральных оператора. Уже с уверенностью можно сказать, что Tele2 тоже стала игроком федерального уровня. После интеграции с «Ростелекомом» мы работаем уже более чем в 60 регионах России, а в ближайшее время все 83 региона будут охвачены нашей связью.

Рынок характеризует такое понятие, как проникновение мобильной связи — количество SIM-карт на душу населения. В этом плане Омску есть куда расти. В Москве и Питере этот показатель достиг уже уровня 200%, в среднем по России — 170%. А в Омской области, по последним данным, проникновение — всего 120%. Это значит, что при населении в 1,97 млн человек у нас зарегистрировано около 2,7 млн SIM-карт (считаются SIM-карты не только для голосового трафика, но и для передачи данных).

Как Tele2 в ситуации жесткой конкуренции с так называемой «большой тройкой» удается сохранять лидирующее положение на региональном рынке?

— Мы предлагаем связь по справедливой цене. Мы стараемся понять, что нужно абоненту, и предложить ему максимально прозрачный тариф, чтобы он спокойно управлял дополнительными услугами и включал и отключал их по своему желанию, а не обнаруживал, что те или иные платные сервисы и подписки были подключены ему тайно.

Tele2 действительно занимает первое место в регионе несмотря на то, что мы пока не предлагаем услуги 3-го и 4-го поколений по передаче данных. Хотя в общем рост трафика в сетях передачи данных у нас очень существенный — 64%.

Скорости нашей сети вполне достаточны для обычной работы с мобильным интернетом. Если не скачивать тяжелый видеоконтент, а просто проверять почту, производить мобильные платежи или общаться в соцсетях, то никаких проблем не будет. Наших абонентов эта услуга устраивает, тем более что далеко не всегда декларируемые конкурентами скорости передачи данных соответствуют действительности.

Если говорить образно, то сотовая связь устроена, как канал, по которому идет трафик. Скорость трафика фиксированная и делится на число абонентов, которые пользуются этим каналом одновременно. В итоге чем больше будет абонентов, тем меньше будет скорость. И реальные показатели будут сильно отличаться от тех, которые были заявлены после тестирования в пустой сети.

Это касается в основном 3-го поколения. А о 4-м можно говорить сегодня лишь с точки зрения маркетинга. По моему мнению, в запуске этих сетей больше пиара, чем практического назначения.

Во-первых, еще очень мало станций подключено к 4G. Во-вторых, частоты, на которых они работают, в силу законов распространения радиоволн дают большие затухания, особенно внутри зданий. А, в-третьих, самое главное: устройств, которые поддерживают это поколение, не так много, и они достаточно дорогие. Поэтому высокие скорости в сетях LTE можно объяснить тем, что сеть не загружена.

Достойное качество связи требует капитальных вложений в инфраструктуру — в строительство базовых станций, улучшение сигнала. Готова ли Tele2, позиционирующая себя как бюджетный оператор, тратить солидные ресурсы на обновление?

— Действительно, у Tele2 политика дискаунтера, которая берет начало от наших шведских корней. Мы стремимся продавать связь дешевле, но качество должно устраивать всех. У нас постоянно проводится мониторинг сети, и, по мнению независимых консалтинговых и аналитических агентств, качество связи на сегодняшний момент соответствует современным стандартам. А по большинству показателей наши параметры значительно превышают нормативные.

Я уже не говорю о том, что у нас отсутствует такой технический брак цифровых сетей, как эхо, искажение голоса. Мы постоянно совершенствуем техническую часть. На сегодняшний день нашим сигналом покрыто уже 98% Омской области. И это при том, что на севере региона очень низкая плотность населения и строить там базовые станции на каждом шагу нерентабельно.

Чтобы поддерживать высокий уровень, нужно строить базовые станции. За I полугодие 2014 года мы построили их уже 6. Причем строительство ведем не в тот момент, когда уже наметилась перегрузка сети, а планируем заранее.

За этот год мы увеличили емкость сети на 9%. Вовсю идет строительство сетей 3-го поколения. После объединения с «Ростелекомом» мы получили федеральные лицензии на 3-е и 4-е поколения, и нам нужно наверстать то, чего у нас не было.

Про Омск могу сказать, что мы готовим ввод большого количества базовых станций 3G, которые обеспечат широкую зону покрытия и стабильное качество приема сигнала. По 4G затрудняюсь ответить, когда мы приступим к их строительству в Омске.

Но главное, что мы добились так называемой технологической нейтральности. И вполне возможно, что 4-е поколение будем развивать не на тех частотах, что сейчас (2500-2700 МГц), а на 1800 МГц.

С точки зрения качества это лучше — чем ниже частоты, тем лучше распространяются радиоволны.

Может быть, есть смысл ускорять строительство сетей 4G, чтобы поскорее нагнать конкурентов, которые уже заявили о запуске таких сетей в регионе?

— Строить сейчас 4-е поколение, перепрыгнув через 3-е, неразумно — придется очень долго отбивать вложенные средства. Я уже говорил, что в сети очень мало устройств, способных работать с 4G.

Да и спрос на передачу данных на таких скоростях не столь высок. Цену же можно увеличивать только при появлении новых услуг или улучшении качества обслуживания. А голословное подорожание будет не очень понятно для рынка. При том, что сотовая связь за последние 10 лет только падает в цене.

Минкомсвязи предлагало же увеличить тарифы на мобильную связь, чтобы поднять качество внедрения сетей...

— По моему мнению, сотовая связь в России развилась так быстро и на конкурентном уровне только благодаря тому, что государство не сильно вмешивалось в тарифы. Да, лицензионные требования существуют, и все должны работать на определенных частотах и закрывать населенные пункты свыше определенного показателя населения.

Но тарифная политика всегда была делом оператора. И эти рыночные отношения помогли тому, что наша сотовая связь ни в чем не уступает мировым аналогам.

Строительство базовых станций наверняка связано с большим расходами. К тому же не боитесь ли вы того, что после введения санкций иностранные компании откажутся поставлять вам необходимое оборудование?

— Могу сказать, что с развитием технологий расходы уменьшаются. На сегодняшний момент Tele2 использует технологии компаний Nokia и Siemens.
Сейчас устанавливаются моноблочные базовые станции, которые позволяют сократить издержки. Само оборудование стало дешевле.
А по поводу санкций с уверенностью скажу, что мы в этом направлении давления не испытываем. Во-первых, нужное нам оборудование не двойного назначения, то есть не может использоваться для военных нужд. Значит, под запрет не подпадает. А, во-вторых, контракты, которые заключены до этого, будут выполнены.

Валютные курсы добавляют вам головной боли?

— Думаю, курсы валют проблемой не станут. Конечно, контракты заключались в валюте, а платить мы будем рублями по курсу. Но, скорее всего, операторы не будут перекладывать эти издержки на плечи абонентов. Вероятно, просто увеличится срок окупаемости оборудования. Я думаю, рынок не позволит резко увеличить стоимость связи. При сегодняшней конкуренции это может сильно ударить по реноме компании, тем более что сейчас есть процедура MNP — так называемая отмена мобильного рабства. Человек просто уйдет к другим операторам.

Трудно отрицать, что в последнее время абонент все больше пользуется мобильным интернетом. Допускаете ли вы, что в будущем передача данных обгонит по доле выручки голосовые вызовы?

— Да, тенденции меняются. Если 5-6 лет назад передача данных занимала единицы процентов выручки, то сегодня — более 20%. Но, по данным исследований независимых агентств, голосовой трафик все равно будет превалирующей статьей дохода операторов как минимум 5-6 лет. Ничто не заменит речевого общения.

Речевое общение возможно и в интернете. Есть тот же Skype, который как раз и использует для работы сети передачи данных...

— Раз уж вы спросили о Skype, то могу сказать, что у меня нет уверенности, что эта технология будет существовать достаточно долго. Дело в том, что при той логике, по которой функционирует Skype, происходит одностороннее использование ресурсов. Хотя общепринятая телекоммуникационная практика заключается в учете обоюдных интересов при «приземлении» звонков различных операторов.

Будет ли государство или иной регулятор беспокоиться о проблемах операторов, если потребитель доволен?

— К сожалению, все эти программы нарушают те или иные требования закона. К тому же мало говорят о том, что в любой стране существует система оперативно-разыскных мероприятий. Правоохранительные органы обязаны беспокоиться о безопасности страны, а такие шифрованные системы, как Skype, отследить невозможно.

А если террористы будут вести переговоры, не поддающиеся контролю? Хотя для этого существуют и другие способы, но по минимуму эту вероятность можно сократить. И это направление жестко регламентируется не только в нашей стране.

В конце концов, никто же не протестует против того, что когда ты покупаешь SIM-карту, то должен предъявить паспорт.

Но ведь это другая история. Я как законопослушный абонент не очень боюсь предъявить паспорт, потому что мне нечего скрывать. И Skype я использую не потому, что замышляю что-то противоправное, а потому что мне это выгоднее. Получается какая-то глобальная презумпция виновности всех экономных абонентов...

— Не соглашусь с вами. Разговоры о легальности Skype ходят давно. И я не хочу сказать, что государство запретит его в ближайшем будущем. Этого я не знаю. Я говорю лишь о том, что нарушается главный закон бизнеса — закон сохранения денег.
На мобильном рынке все уравновешено, операторы действуют в цивилизованных условиях. Но при этом существует услуга, которая, потребляя огромные ресурсы, ничего не дает взамен. Такого не должно быть.

Досье
Олег Гильбурд родился в 1955 году в Ферганской области Узбекской ССР.
Окончил Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники по специальности «Конструирование и производство радиоаппаратуры».

Имеет квалификацию Мaster of Business Administration.

С 1994 по 2001 год — коммерческий директор ЗАО «Сибирская сотовая связь» (Омск).

В 2001 году — заместитель генерального директора по операциям ЗАО «Сибирская сотовая связь» (Омск).

С 2001 по 2007 год — руководитель Омского филиала компании «ВымпелКом».

С 2007 по 2009 год — директор по регионам оператора зоновой телефонной связи «Саптел Телеком Регион», представитель компании ООО «СЦС «Совинтел» в Омске.

С 2009 года — региональный управляющий директор Tele2 Омск.

Александр Набатов

Фото: Фадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №43 (047) 11ноября

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий