Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

16 ноября 2014 13.09

Владельцы «Дырявого котла»: «Мы никоим образом не нарушаем авторские права Роулинг»

Молодой омский бизнесмен Эмил Гусейнов – совладелец недавно открывшейся тематической кофейни «Дырявый котел», концепция которой основана на популярных книгах о Гарри Поттере. В интервью «Деловому Омску» он рассказал о том, как не нарушить авторские права Джоан Роулинг, чем привлечь фанатов бестселлера и каким образом можно создать нечто оригинальное в условиях конкуренции в сфере ресторанного бизнеса в Омске.

Эмил, с чего начался ваш совместный бизнес? Я так понимаю, «Дырявый котел» вы создавали в команде...

– Вместе с друзьями, да. Сейчас работаем впятером – мы втроем владельцы, а наши подруги взяли на себя заботы бариста. Они занимаются готовкой, а мы – остальными делами. К примеру, я отвечаю за маркетинг, продвижение проекта. Но в целом делаем все вместе – советуемся, принимаем решения. Бывает, мнения разнятся, но мы приходим к консенсусу. Тем более, смотрим с разных сторон, получается более объективно в итоге. Я оканчивал ФМБ в ОмГУ, а мои друзья – факультет психологии. Так что команда у нас очень разносторонняя, и я бы сказал, что это даже в плюс. К тому же, психологи – это люди, которые понимают, как человек мыслит, что ему надо. В общем, у нас синергия получается некая (смеется). Что касается зарождения идеи, в один прекрасный день поняли: хочется иметь что-то свое, полностью погрузиться в свое дело, в бизнес. Мы решили остановиться на формате кофейни, бара – того, что сейчас популярно.

Выбрали ресторанную сферу из-за ее популярности?

– Нам в свое время говорили, когда мы только начинали: «А зачем кофейня? Сейчас все открывают кофейни и кальянные». Но кофейня, на наш взгляд, позволяет максимально выразиться, создать что-то теплое, уютное, атмосферное. В таких заведениях можно собрать людей, близких по духу, единомышленников. Здорово, когда ты видишь, что люди, которые пришли в кофейню, тебе по-своему близки. Плюс, у многих ведь когда-то была мечта сделать ресторан или кафе. Вот мы и решили, почему бы не попробовать? Это, конечно, наш первый опыт.

Первый серьезный бизнес?

– Да. Раньше были задумки, идеи, но дальше идей не шло. По сути это первый проект. Мы очень переживали, было нелегко. Но получилось то, что получилось.

А что получилось? Расскажите о том, как нашли свою концепцию.

– Сейчас ведь много открывается кофеен – «Скуратов», «Эдисон» – список очень большой. А нам хотелось сделать что-то необычное – такое, чего в Омске еще нет. Нечто тематическое. Однажды думали с ребятами, что же это может быть, – и тут вспомнили про «Дырявый котел» в «Гарри Поттере». Если честно, сначала очень сомневались, стоит ли уходить в эту тематику. Дело-то непростое на самом деле – создать и поддерживать атмосферу. Но все-таки решили попробовать.

Как думаете, получилось создать атмосферу?

– На наш взгляд, получилось. Те, кто приходят – а фанатов достаточно, – все очень довольны. Точно могу сказать, было два негативных отзыва, но при этом мы не считали количество позитивных, потому что их очень много. Если вы откроете нашу группу «ВКонтакте», то увидите: там море положительных отзывов насчет атмосферы, уюта. В том числе и от поклонников «Гарри Поттера». «Все классно, замечательно, мы еще придем!» - и действительно, люди возвращаются. Уже есть постоянные клиенты, хотя мы работаем буквально три недели. Это, конечно же, не может не радовать и наталкивает на мысль о том, что, видимо, у нас получилось. Бесспорно, еще многое нужно доработать, продумать детали интерьера. Но все впереди, мы будем двигаться в этом направлении.

То есть вы будете углубляться в тематику?

– Пока не могу точно сказать, насколько мы углубимся. Но углубляться будем точно! Конечно, добавим какие-то концептуальные элементы. При этом радует тот факт, что посетители, не являющиеся поклонниками «Поттерианы», также чувствуют себя очень комфортно у нас. Безусловно, поклонники – почти родные люди, они приходят сюда, им здесь хорошо, и нас это очень радует (улыбается). Хотя в плане концептуальности, опять же, есть определенные рамки закона – авторские права...

Кстати, да, об авторских правах. Пока никаких юридических проблем не возникло в связи с названием?

– «Дырявый котел» - это по сути своей словосочетание. Мы не использовали логотип из книги, да и в романах это скорее паб, чем кофейня. Мы не взяли оригинальные напитки, придуманные Джоан Роулинг, и не назвали их точно так же. У нас свои собственные напитки, хотя названия для них, конечно, частично позаимствованы из книги – «Коктейль «Сливочное пиво», «Букля» и так далее. На наш взгляд, мы никоим образом не нарушаем авторские права Роулинг, уже консультировались на эту тему с юристами. По идее, никаких проблем быть не должно. Пока никто не приходил, не выгонял нас, не говорил, какие мы плохие. К таким вопросам нужно подходить с осторожностью, чтобы не возникало проблем. Мы всячески за соблюдение закона, но при этом хотелось бы создать определенную атмосферу. Вот и стараемся лавировать, чтобы и посетителям было хорошо, и при этом нас не наказали (смеется). Пока вроде получается.

Почему именно «Гарри Поттер»?

– Мы все и книги читали, и фильмы смотрели – нам это все нравится, нравится этот волшебный мир. Хотя сам я не могу назвать себя ярым фанатом «Поттерианы», как и чего-либо другого (улыбается). Но мне очень импонирует сам мир и персонажи – замечательное вышло произведение, недаром оно полюбилось такому большому количеству человек. А идея пришла сама собой, я даже не помню, кто ее первый высказал. Вспомнили, что есть «Дырявый котел» - и как-то зацепились за мысль. Это концептуально, интересно близко нам по духу – и сразу очень много поклонников. К тому же, таких площадок в Омске сейчас практически нет. Очень мало тематических мест, где люди по интересам собираются и могут что-то обсудить, познакомиться.

Кофейня ориентирована в первую очередь на фанатов?

– Изначально – да. Но после нескольких дней работы, по факту, не скажу, что основная наша аудитория – это фанаты «Гарри Поттера». В первом приближении где-то 50 на 50. Есть много посетителей, которые никак не выражают своих интересов в отношении «Поттерианы». Мы, правда, их не спрашиваем: «Являетесь ли вы поклонником «Гарри Поттера»?» (смеется). Часто заходят просто мимо проходящие люди, которым стало интересно. Есть студенты, которые забегают между парами или вместо отменившейся пары. Конечно же, наша целевая аудитория – это в основном молодые люди, поэтому и выбрали Нефтяники, поближе к университетам. Хотя не раз замечали, что к нам специально едут из центра. Когда мы открывались, думали, что если такое и будет, то крайне редко. Так что мы приятно этим удивлены.

А дети или подростки к вам приходят?

– Дети тоже! К нам чуть ли не в первый день заглянули мужчина с дочкой – остались посидеть, потом сказали, что им все очень понравилось. И на следующей неделе пришли уже с мамой – то есть всей семьей. Были и еще посетители с детьми, многие же дети любят «Гарри Поттера». И самое классное, что нравится не только детям, но и их родителям. Так вот у нас получилось объять необъятное.

У вас ведь не паб из сказки, а кофейня – то есть алкогольных напитков нет?

– Да, алкоголя у нас нет. «Сливочное пиво» - это просто название, это не пиво совершенно (смеется). Хотя многие, кстати, спрашивают: «Пиво? Безалкогольное что ли?». Ни в коем случае. Мы же кофейня.

Как создавалось меню?

– Составляли коллективно. Не могу сказать, что все меню – нечто оригинальное и аутентичное. Есть рецепты классические, особенно среди кофе. Латте он и есть латте, с ним ничего не поделаешь. Можно какой-то сироп добавить, технологию поменять немного – все равно останется латте. Но «Сливочное пиво» - это наша разработка. Самый главный секрет в нем – сироп. В принципе рецептов сливочного пива в интернете – море, штук пятьдесят всяких разных, если не больше. Все эти рецепты мы просмотрели и на их основе выработали свой. Такого сливочного пива в Омске больше нигде нет – только у нас (улыбается). Что касается чаев – в Омске их много разных, у каждого заведения своя рецептура, процесс приготовления, очень многое зависит от бариста. Но у нас есть свои напитки, фирменные разработки, так сказать. Мы не опирались на другие рецепты, просто купили ингредиенты и решили поэкспериментировать. Получилось очень вкусно и классно, и многие посетители начинают именно с них.

Но кроме чая и кофе у вас в кофейне предусмотрены и другие способы хорошо провести время...

– Вы имеете в виду игры? Да, есть настольные игры, абсолютно все и свободно могут их брать и играть в компании. Также есть Sony PS3, это сейчас популярно стало, - тоже бесплатно. И у нас здесь есть все семикнижие о Гарри Поттере, конечно, можно почитать. Студенты приходят часто с ноутбуками, занимаются, читают, курсовые пишут – у нас здесь wi-fi, опять же, абсолютно бесплатный. Называется «Беспроводная благодать» (улыбается).

Возвращаясь к меню – вы планируете его расширять, изменять?

– Да, оно будет меняться. Один из наших посетителей высказал предложение, что надо шоколадные лягушки сделать. И мы пытаемся сейчас найти пути и выходы, чтобы воплотить эту идею. Возможно, получится в ближайшее время реализовать.

То есть вы вполне открыты для критики и пожеланий со стороны посетителей?

– Да, конечно. Мы открыты для критики, для нас очень важно, что думают посетители. Если посетителям что-то не нравится, значит, мы не доработали. Поэтому критика – это хорошо, мы ее ждем и мы ей рады, причем любой критике, даже самой негативной. Она позволит нам сделать себя лучше – а это главное. В группе «Дырявого котла» есть специальная тема, люди вносят свои предложения, мы их рассматриваем. Быть может, не все из предложенного удастся реализовать, но это замечательно, что нам предлагают идеи. Сейчас отшлифовываем какие-то неровности, сглаживаем их. Работы еще много, но мы готовы себя менять. И мы открыты не только для словесных предложений. Один наш постоянный посетитель приносил нам дощечки, на которых сам выжигал портреты героев «Гарри Поттера». Например, Гермиона очень красиво получилась. Может, еще что-то принесут (смеется) – мы готовы принимать подарки, это всегда приятно. Но также готовы и дарить их.

Устраиваете вечеринки и акции?

– Да, успели открыться к Хэллоуину и проводили тематическую вечеринку. Сами все украшали, делали тыквы собственноручно, постарались создать немного жуткую и вместе с тем веселую атмосферу. Гостей тогда пришло достаточно много, хотя многие заведения в этот вечер проводили нечто подобное. Если честно, мы боялись поначалу, что сейчас все сделаем, а никто не придет. Но, к счастью, посетители пришли, и было классно, за что им спасибо большое. В общем и целом мы были готовы к более слабым результатам, когда только открывались, но получилось все гораздо выше наших ожиданий.

Раскручиваетесь только через соцсети?

– Планируем в будущем устраивать PR-акции как минимум. Возможно, сделаем свой сайт – пока в нем нет особой необходимости. В дальнейшем обязательно будет и твиттер, и инстаграмм, просто чуть позже. Сейчас очень много насущных проблем. Когда мы только все готовили, думали: «Когда же мы запустимся, когда же?». А потом оказалось, что нужно сделать еще столько..! Пока крутишься-вертишься, зачастую на некоторые вещи просто не остается времени, приходится расставлять приоритеты. Помощи ждать особо неоткуда, справляемся сами.

Есть уже какие-то планы и перспективы на будущее?

– Пока тяжело говорить о планах, мы три недели всего работаем (улыбается). Сейчас есть два плана на ближайшее будущее. Дело в том, что у нас создается жуткая проблема с нехваткой мест. Людей много приходит, все хотят здесь посидеть, пообщаться, и не всегда хватает места. Конечно, у нас спокойно можно взять любой напиток или еду с собой, если свободных мест нет. Но все равно проблема существует, и ее необходимо решить в ближайшее время. Так что у нас есть два варианта. Либо расширение – есть возможности увеличить площадь, либо открытие еще одного заведения, например, в центре. К чему придем, пока не знаю. Вполне вероятно, что мы здесь расширимся. А может, будет такая небольшая сеть «Котлов». Поживем – увидим. В любом случае, этот проект мы собираемся и дальше развивать, тем более, если людям он нравится. Конечно, никуда не уйдешь от темы денег – чтобы продвигать кофейню, нужны какие-то средства.

В условиях высокой конкуренции не так-то просто. Какие омские заведения – тематические и нет – вы считаете своими конкурентами?

– С точки зрения тематики тяжело назвать конкурентом тот же «Викинг», потому что у нас разные концепции. Человек, который любит всю эту историю с викингами, пойдет к ним. Человек, который любит «Гарри Поттера» и вообще произведения Джоан Роулинг, пойдет к нам. И тут мы слабо пересекаемся. Конечно, можно одновременно любить викингов и быть поклонником «Гарри Поттера»... (смеется) С точки зрения бизнеса же, как кофейня... Не любим мы это слово – «конкуренты». Так сложилось, что оно звучит с ноткой негатива. А мы, когда готовились к открытию, очень много полезного и хорошего почерпнули как раз из ныне существующих заведений. Конкурентами их язык не поворачивается назвать – это коллеги по деятельности, по рынку. По сути, главная задача у нас одна – чтобы посетителям было хорошо, комфортно. И конечно, необходимо учиться друг у друга. Мы не зацикливаемся на том, что у нас есть конкуренты и надо их опередить. Для нас самое главное – работать качественно. Если людям будет нравиться – значит, все хорошо. А первые мы или вторые, пятые или десятые – нас это не очень заботит.

Александра Яковлева

Фото: Вадим Харламов

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Valery
[Комментарий удален]