Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

18 ноября 2014 08.37

Андрей Хабаров: «Обналичники нужны правоохранителям на свободе»

Серия резонансных материалов в омских СМИ об усилении борьбы государства с обнальными схемами заставила «ДО» обратиться за разъяснениями к эксперту в проведении защит по делам о незаконной банковской деятельности адвокату Андрею Хабарову.

В номере 40 (044) газеты «Деловой Омск» 21 октября вышел материал «Свидетель», посвященный мало известной широкой публике деятельности генерального директора НП «СРО «Первая гильдия строителей» Станислава Мацелевича. Так получилось, что за день до выхода этого материала следственной частью УМВД РФ по Омской области было возбуждено уголовное дело по п. «б» ч. 2 ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность) в отношении группы неустановленных лиц. В рамках данного дела прошли обыски у ритейлера Виктора Шкуренко и Станислава Мацелевича. А некто Евгений Лузинский, близкий ко второму предпринимателю, по имеющейся информации, явился к следователю с заявлением о явке с повинной, взяв всю ответственность за организацию незаконной банковской деятельности на себя и, соответственно, освобождая этим от ответственности Мацелевича.

Собеседник «ДО» Андрей Хабаров — признанный в профессиональном сообществе эксперт в проведении защиты по делам о незаконной банковской деятельности. Суды различных регионов России от Новосибирска до Москвы соглашались с аргументами, высказанными им в прениях сторон о невиновности подзащитных в незаконной банковской деятельности. Последний такой пример — приговор Калининского районного суда Тюмени, поддержанный вышестоящей судебной инстанцией по знаковому для российской практики делу о незаконной банковской деятельности в составе организованного преступного сообщества. Кр оме того, Хабаров является соавтором учебника по теории оперативно-разыскной деятельности.

В последнее время Центробанк практически ежедневно отзывает у нескольких банков лицензии. За этот год лицензии отозваны более чем у 100 банков. Главной причиной является нарушение законодательства о борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Чем, по вашему мнению, вызвано столь пристальное внимание государства к банковской деятельности в последнее время?

— Банковская система для государства — как кровеносная система для организма человека. Проблемы в ней рано или поздно, но неизбежно подорвут здоровье организма (государства) в целом. Все серьезные экономические потрясения закономерно ставят под риск институты государственной власти. А в основе таких потрясений всегда лежит прежде всего кризис банковской системы. Отсюда между стабильностью банковской системы и стабильностью государственной власти существует опосредованная зависимость.

В условиях экономической войны, призрак которой витает над российско-западными отношениями, стабильность и эффективность банковской системы становится для российского государства жизненной необходимостью. Это объясняет, на мой взгляд, ту очевидную активность, которая обозначилась в последнее время со стороны различных госструктур в сфере противодействия незаконной банковской деятельности. Так как последняя и является той инфекцией, которая подрывает здоровье банковской системы, то логично, как, впрочем, и традиционно, что в основе такого противодействия лежат меры уголовно-правовой репрессии, результаты которой в виде возбуждения конкретных уголовных дел по ст. 172 УК РФ мы наблюдаем.

Это первая такая попытка покончить с незаконной банковской деятельностью?

— Нет, вторая. Первая была в 2009-2010 годах. Причиной явился экономический кризис 2008 года, который был напрямую связан с кризисом банковской системы. Зачистить обналичников и наработать соответствующую практику было поручено ФСБ как службе, отвечающей за экономическую безопасность государства. По крайней мере, все уголовные дела по незаконной банковской деятельности, по которым я в те годы осуществлял защиту в различных регионах страны, были результатом оперативной деятельности ФСБ и расследовались следователями этой службы.

Следует сказать, что до этого времени ст. 172 УК РФ практически не применялась, по сути, была мертвой. Активная деятельность ФСБ реанимировала данную норму уголовного закона, и в дальнейшем она, пусть нечасто, но стала применяться на практике.

Исходя из сегодняшних событий, получается, что цель — ликвидировать обналичников как класс — в ходе той попытки не была достигнута?

— Получается, что так. Хотя если такая задача ставилась, то она изначально была обречена на провал.

Почему?

— Обналичники нужны правоохранителям на свободе. С точки зрения задач и стратегии оперативной деятельности это — курица, несущая золотые яйца.

Какой же разумный хозяин будет ее резать? Именно хозяин, так как топовые обналичники находятся на агентурной связи у оперативных служб. Это позволяет им многие годы беспроблемно вести и развивать свой, если можно так сказать, бизнес, доводя его масштабы до уровня собственных банков.

Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что отдельные их них были созданы в свое время оперативными службами. Они олицетворяют собой классический пример агентурно-оперативного метода работы под названием «принцип мотылька и лампочки». Автором этого метода являлся начальник Московского охранного отделения, полковник от жандармерии Сергей Зубатов — отец-основатель русской школы оперативно-разыскной деятельности.

Суть метода заключается в том, чтобы не выискивать лиц, склонных к преступной деятельности (в начале XX века — революционной), а создавать условия, при которых такие лица сами себя проявляют. С этой целью использовались специально обученные провокаторы, которые под легендой активных революционных деятелей создавали революционные организации, в которые, как мотыльки на горящую лампочку, слетались лица, склонные к революционной деятельности.

За счет этого метода Московское охранное отделение обеспечивало свою полную осведомленность о таких лицах, периодически подсаживая тех из вольнодумцев, кто начинал вести себя излишне радикально. Достаточно сказать, что руководитель «Боевой организации эсеров» (террористическая организация в 1902-1911 годах, в числе жертв которой были высокопоставленные чины Российской империи, а также великий князь Сергей Александрович — «ДО») Евно Азеф в течение всего времени руководства ею являлся платным агентом Московского охранного отделения.

Так вот топовые обналичники — это Азефы XXI века, обеспечивающие оперативным службам полную осведомленность о предпринимателях, обратившихся за услугами по обналичиванию денежных средств, которые они сами же им и предлагают, гарантируя при этом полную конфиденциальность сотрудничества. Ведь обналичивание денежных средств является составной частью таких уголовно наказуемых деяний, как уклонение от уплаты налогов и сборов, хищение бюджетных денежных средств, в том числе путем незаконного возмещения НДС, и ряда других экономических составов преступлений.

По возбужденным по их же информации уголовным делам в отношении предпринимателей со-временные Азефы и их помощники выступают в качестве замечательных свидетелей обвинения, давая показания, которые необходимы следствию. По своему обширному опыту защитника по таким делам смею утверждать, что оговорить обвиняемого им так же просто, как выпить стакан воды. Делают они это, не напрягаясь — это условие безопасного и успешного ведения ими своего бизнеса.

В результате они зарабатывают немалые деньги на своих клиентах, которых сами сдают и сажают, обеспечивая себе возможность дальнейшего зарабатывания на последующих клиентах, которых втягивают в созданный ими омерзительный круговорот. Это бизнес за счет свободы и судьбы других людей.

Почему же тогда их самих привлекают иногда к уголовной ответственности?

— Причины разные. От наказания за то, что стал слишком самостоятельным, отказался делиться, стал жертвой борьбы конкурирующих правоохранительных структур вследствие передела рынка таких услуг, до того, что правоохранителям, исходя из служебной необходимости, требуется выдать на-гора дело о незаконной банковской деятельности. Для «электриков в погонах» это не проблема: потушив старую лампочку, зажгут новую. Летите мотыльки.

Досье
Андрей Хабаров, родился в 1964 году в Омске.

В 1981 году окончил среднюю школу № 17, в 1985 году — Омскую высшую школу милиции МВД СССР. Затем работал на различных должностях в аппарате уголовного розыска УВД по Омской области.

В 1989 году поступил в адъюнктуру при Омской высшей школе милиции МВД СССР.

В 1992 году в Москве защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности «Уголовный процесс, криминалистика и теория оперативно-разыскной деятельности».

В 1992-2002 годах преподавал на кафедре криминалистики Омской высшей школы милиции (затем института и академии) МВД РФ. Имеет ученое звание доцента.

Автор 48 научных работ, соавтор учебника по теории оперативно-разыскной деятельности. Периодически привлекался следственно-оперативными группами в качестве консультанта-методиста при раскрытии сложных и особо тяжких преступлений.

В 1993 году окончил Высшие академические курсы Академии МВД СССР по специальности «Криминалистика».

В 2002 году вышел на пенсию по выслуге лет, затем стал членом Адвокатской палаты Омской области, получив статус адвоката.

Награжден Почетной грамотой Федеральной палаты адвокатов РФ за высокое профессиональное мастерство при защите прав, свобод и интересов доверителей, а также Почетной грамотой Государственной Думы РФ за участие в разработке федеральных законов РФ.

Подзащитные

2010-2011 гг. — руководитель филиала ООО «Витас Банк» в Омске.

2010-2011 гг. — заместитель руководителя АКБ «МБРР» в Новосибирске.

2012-2013 гг. — физические лица, обвиненные по ч. 2 ст. 172 УК РФ,
г. Москва.

2013-2014 гг. — заместитель руководителя филиала ОАО «Собинбанк» 

в Тюмени.

Владимир Червонящий

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №44 (048) 1ноября

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий