Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

26 ноября 2014 05.01

Й — буква закона

Чтобы СПК «Луговое», руководителем которого является родной брат министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Виталия Эрлиха Анатолий, получило субсидию из областного бюджета, в областном законе пришлось изменить две буквы.

В Омске продолжается судебное разбирательство по уголовному делу в отношении бывшего директора ЗАО «Знаменский лен» Владимира Битенюка и председателя СПК «Луговое» Знаменского района Анатолия Эрлиха. Сельхозпредприниматели обвиняются в мошенничестве при получении выплат, совершенном в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159.2 УК РФ).

По версии прокуратуры история развивалась так. СПК «Луговое» приобрело за 8 млн рублей у ЗАО «Знаменский лен» оборудование для переработки льна 2007 года выпуска и подало в областное правительство заявку на возмещение части затрат. 21 декабря 2012 года региональный минсельхозпрод в рамках программы поддержки сельхозпроизводителей выделил «Луговому» субсидию в размере 6,4 млн рублей (80% стоимости оборудования). Однако прокурорская проверка выявила, что в действительности оборудование изготовлено в 1996-1999 годах и к настоящему моменту технически устарело и уже не пригодно для использования по назначению. По заключению экспертов, рыночная цена его не превышает 2,4 млн рублей. Таким образом, региональному бюджету был нанесен ущерб в размере 6,4 млн рублей.

Уголовное дело было возбуждено в марте 2013 года. Тогда же министр сельского хозяйства и продовольствия Виталий Эрлих заявлял СМИ, что СПК «Луговое» предоставляло перечень документов, необходимых для получения субсидии, наряду с другими участниками отбора в установленный законом срок. Всего в 2012 году, по данным регионального минсельхозпрода, поддержку получили 25 организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся выращиванием или переработкой льна-долгунца, на общую сумму 53,6 млн рублей. Никаких нарушений в действиях брата-предпринимателя министр не усмотрел.

«Мы в министерстве считаем, что нарушений нет. Получателем субсидии было не физлицо, а СПК. Так вышло, что Анатолий его возглавляет. Звучали претензии, что оборудование для завода куплено старое... Но завод работает. Выдает продукцию. Злых умыслов и личных интересов я никогда не преследовал, где бы ни работал», — цитирует Виталия Эрлиха РИА «Омск-Информ».

Из песни букву не выкинешь

Субсидии предпринимателям аграрного сектора в описываемый период предоставлялись на основании постановления правительства Омской области от 28 декабря 2011 года № 270-п «Об утверждении Положения о предоставлении в 2012-2014 годах из областного бюджета субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства».

Согласно этому документу субсидии на техническую и технологическую модернизацию предоставляются при условии «приобретения новых техники и оборудования, включенных в перечень, утвержденный Министерством в соответствии с законодательством» (пункт 15 раздела IV). То есть по первоначальной редакции данного постановления СПК «Луговое» вовсе не могло рассчитывать на субсидию, приобретая оборудование, бывшее в употреблении.

Однако 19 декабря 2012 года на заседании правительства региона по инициативе министра Виталия Эрлиха были приняты изменения в отдельные нормативные акты правительства, где среди прочих корректировка вносилась и в упомянутый документ.

«В абзаце пятом пункта 15 слово «новых» заменить словом «новой», — говорится в постановлении правительства.

С этого момента закон следовало читать так: «субсидии предоставляются при условии приобретения новой техники и оборудования, включенных в перечень». То есть требования к оборудованию были снижены — теперь аграрий мог рассчитывать на компенсацию при приобретении в том числе и старого оборудования.

Уже через два дня, 21 декабря по решению минсельхозпрода предприниматели получают субсидии. В этот список вошел и брат министра Анатолий Эрлих с компенсацией затрат на сумму 6,4 млн рублей.

Только Эрлих

Еще весной 2014 года, когда подозреваемым был только Анатолий Эрлих, а Владимир Битенюк фигурировал в материалах уголовного дела лишь как свидетель, «ДО» встречался с последним. Предприниматель рассказывал тогда подробности того, как ЗАО «Знаменский лен» продавало оборудование для переработки льна.

В 2005 году Владимир Битенюк (на тот период ему принадлежали 48% ЗАО «Знаменский лен») и Геннадий Смыслов (52%) приобрели оборудование у тобольской компании, перевезли в Омскую область и установили в селе Завьялово Знаменского района. Битенюку и Смыслову новая линия по переработке льна была необходима, чтобы поставлять сырье нужного качества на ватный завод в Калачинске — ООО «ЛенОм», которым также владели предприниматели.

«Линия была установлена, но практически не использовалась. Дело в том, что в Знаменском районе нет свободной земли сельхозназначения. То есть она есть, но ее не дают», — рассказал Битенюк.

В связи с упомянутым дефицитом земли линия простаивала, и в 2012 году предприниматель принял решение продать оборудование. К этому периоду у него уже было одно предложение о покупке от аграриев Курганской области — ООО «Лен Зауралья».

«Мы были участниками нескольких программ поддержки предпринимателей, как федеральных, так и региональных, и я посчитал нужным уведомить о продаже региональный минсельхозпрод. Меня отговаривали — у них же программа. Предложили продать линию СПК «Луговое», чтобы линия не покинула регион», — вспоминал Владимир Битенюк.

Он говорил, что обрадовался такому предложению.

«Как на духу говорю, никому кроме Анатолия Эрлиха эту линию нельзя было в руки давать. На ней надо работать, нужно загружать ее сырьем.Неправильно ее отдавать, чтобы она ржавела. Не было бы Виталия Александровича (Эрлиха — «ДО») в минсельхозпроде, мы бы все равно продали оборудование Анатолию Александровичу», — говорил аграрий.

Чтобы определить реальную стоимость оборудования, предприниматель обратился к производителю — заводу им. Г. К. Королева в Иваново. Приехавшие специалисты оценили линию в 9,8 млн рублей, указав, что некоторые комплектующие нуждаются в замене. В случае их замены (1,2 млн рублей) стоимость оборудования может возрасти до 14 млн рублей. Для сравнения: аналогичная новая линия обойдется в 22-25 млн рублей.

Бывший владелец «Знаменского льна» Владимир Битенюк пояснил также, что после возбуждения уголовного дела обратился еще и к омским независимым оценщикам — ООО «ОМЭКС» — для проведения дополнительной экспертизы, по результатам которой проданное оборудование было оценено в 8,1 млн рублей.

«Я не знаю, что за эксперты у прокуратуры оценили оборудование в 2,4 млн рублей. И меня, конечно, оскорбило, что нас назвали спекулянтами», — сетовал предприниматель.

С другой стороны, Битенюк подтвердил заявление прокуратуры о том, что линия произведена в конце 90-х годов. Он пояснил, что после того, как линия побывала в Тюмени, возникла путаница с ее регистрацией. При продаже оборудования сотрудник завода-производителя готовил новый техпаспорт, где указал дату производства — 2007 год.

«Я спрашивал, почему так вышло. Мне на заводе имени Королева сказали, что не посчитали это принципиальным вопросом. Там был специфический нюанс: некоторые детали на оборудовании были новыми, и специалист просто поставил текущую дату — 2007 год. Когда проверка проходила второй раз, уже по нашей просьбе, они обратили на это внимание и поставили дату производства — 1998 год. Это даже не ошибка, путаница просто», — пояснил аграрий.

В сентябре 2014 года Владимир Битенюк и Геннадий Смыслов, видимо, от греха подальше, продали ЗАО «Знаменский лен» администрации Знаменского района за 30 млн рублей. Предприятие переименовано в «Сибирский лен», директором назначен Георгий Юрлагин.

57 свидетелей

Напомним, что дело Эрлиха и Битенюка рассматривается в Центральном районном суде Омска. На последнем заседании 16 октября в суде были заслушаны показания свидетеля со стороны обвинения — замначальника судебной и административно-правовой работы главного государственно-правового управления Омской области Дмитрия Диденко.

По заявлению следователя, 10 июля 2014 года Диденко подтвердил факт причинения ущерба Омской области в размере 6,4 млн рублей. Однако в ходе заседания чиновник отказался от этих показаний, заявив, что следователь неверно истолковал его слова. Диденко настаивал, что узнал о предоставленной брату министра субсидии только после возбуждения уголовного дела, и заявил, что не усматривает от такого решения минсельхозпрода ущерба для регионального бюджета.

Всего от стороны обвинения заявлены 57 свидетелей, в числе которых руководящий состав министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области. Следующее заседание назначено на 26 ноября.

Справка

По данным ЕГРЮЛ, Анатолий Эрлих владеет всего 0,0116% долей СПК «Луговое» (500 рублей). Остальные 4,2 млн рублей уставного капитала общества в равных долях принадлежат девяти собственникам.

Владимир Червонящий

Фото: linum.by

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №45 (049) 25 ноября

 

Самое актуальное в рубрике: Закон

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий