Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

30 ноября 2014 06.50

Как елка в колесе

Омские ритейлеры рассчитывают на двукратный рост объемов продаж в связи с новогодними праздниками. В других сферах бизнеса выручка может увеличиться до 4 раз. «ДО» выяснил, какой бизнес извлечет максимальную выгоду из праздников, а какой понесет убытки.

Традиционный декабрьский всплеск продаж может обеспечить сферам розничной торговли и услуг 25-30-процентный рост. Праздничный ажиотаж должен в какой-то степени компенсировать последующий за ним январский провал, который ждет практически все виды бизнеса.

Миллион за сосну

Объем продаж новогодних елок в Омске с каждым годом падает. Если в 2012 году местные лесхозы заготовили 100 тыс. деревьев, а в прошлом году — 70 тысяч, то в этот раз на легальном рынке будет лишь 50 тыс. елей, сосен и пихт. При этом, как утверждают продавцы, год назад не было распродано более половины всех деревьев, представленных на елочных базарах города.

Максимальную прибыль получают представители бизнеса, продающие высокие уличные елки. Правда, зачастую реализация больших деревьев, предназначенных для оформления мест массовых гуляний и интерьеров в госучреждениях, возможна лишь при участии в тендере. Зато в случае заключения контракта речь может идти о прибыли в пару миллионов рублей.

Розничная продажа елок, по словам представителей рынка, хоть и является самой простой схемой, но связана с большими рисками. Места на елочных базарах, как правило, годами закреплены за одними и теми же предпринимателями, и новому человеку сложно попасть на эти площади. Выходом является аренда территорий у торговых комплексов и супермаркетов, что не требует длительных процедур согласования.

«Если занимаешься этим впервые, то особенно важно найти место с минимальной арендной платой, — говорит представитель компании «Елки на дом» Иван Вдовиченко. — Либо надо искать хорошее проходное место через знакомых. Кто-то находит выход в продаже елей с машины. А вообще с выгодными местами в Омске сложно — собственники территорий либо не идут на контакт, либо просят слишком высокую плату».

При закупочной стоимости от 100 рублей за елку предприниматели устанавливают на них цену от 250 рублей. А 31 декабря елки продаются чуть ли не даром — продавцы готовы отдать их за бесценок, чтобы не тратить потом деньги на вывоз нераспроданных деревьев.

Огни большого загорода

На новогодние праздники приходится рост спроса на посуточную аренду коттеджей и баз отдыха. По информации портала онлайн-аренды жилья Airbnb, число бронирований на Новый год увеличивается втрое. Небольшие компании и молодежь формируют устойчивый спрос на квартиры с посуточной арендной платой. По словам опрошенных представителей агентств недвижимости, спрос на квартиры в этот период значительно превышает традиционный для остального времени года.

Многочисленные компании любят праздновать в арендованных домах, расположенных в черте города или неподалеку от него. Стоимость коттеджей в этот период доходит до 80 тыс. рублей за двое суток. Бронирование домов высокого класса начинается за несколько месяцев до Нового года.

«В прошлом году заявки на бронь начали поступать уже в сентябре, — рассказала «ДО» руководитель отдела аренды агентства «ВТК-Недвижимость» Ирина Кайзер. — В этот раз спрос появился в октябре».

К середине декабря свободными остаются лишь невостребованные даже в будние дни коттеджи. Впрочем, как говорят игроки рынка, обычно к ночи 31-го удается сдать все имеющиеся объекты.

«В прошлом году были востребованы все наши 15 коттеджей», — подчеркивает Ирина Кайзер.

Как правило, сервис в загородных домах ограничивается уборкой. Подготовкой развлекательной программы и организацией праздничного стола занимаются сами арендаторы. Загрузка коттеджей с 31 декабря по 4 января близка к 90%.

Учитывая сезонность этого бизнеса, его рентабельность невелика — эксперты говорят, что она не превышает 5%.

100 отелей одиночества

Загрузка гостиниц в новогодний период, как правило, снижается, так как основную категорию гостей омских отелей составляют бизнес-постояльцы.

«В первых числах января у нас практически нулевая загрузка, — говорит управляющая гостиницей «Маяк» Людмила Воробьева. — В отеле могут проживать 8-10 человек. Деловая активность в это время отсутствует, интересующих туристов достопримечательностей в Омске недостаточно, поэтому постояльцы появляются лишь после окончания новогодних каникул».

Мини-отели, в большей степени ориентированные на внутренний туризм, столь ощутимого спада заполняемости в эти дни не фиксируют. Без ущерба переживают новогодние праздники и хостелы. Владельцы некоторых из них даже ждут прироста.

Мороз по колено

Зимние программы омских турагентств ориентированы на вылет прямыми рейсами 60 тыс. омичей. Однако, как говорят представители турбизнеса, фактически в этот период будет востребовано не более 20 тыс. путевок.

Как отмечает специалист по туризму «Банка горящих туров» Антон Иванов, наибольшим спросом традиционно пользуются страны Юго-Восточной Азии: Таиланд и Вьетнам. Кроме того, омичи проявляют интерес к новому направлению, открывшемуся в этом году из Омска — к Индии. Среди европейских направлений популярны Чехия и Франция. А в качестве альтернативы Швейцарским Альпам жители города выбирают горнолыжный курорт Шерегеш в Кемеровской области.

Желающие встретить Новый год вдали от Омска пытаются сэкономить с помощью раннего бронирования. По словам представителей турагентств, при покупке тура за 2-3 месяца до вылета его цена будет на 15-20% ниже, чем если покупать билеты в начале декабря.

«По сравнению с покупкой осенью новогодние туры дорожают в 2 раза, — говорит Антон Иванов. — Самые высокие цены — с 25 декабря по 10 января. Горящих туров в эти дни нет, так как они выкупаются за 2 недели до вылета».

В целом, по наблюдениям Иванова, наметился рост продаж туров. Этому не препятствуют ни паника, связанная с банкротством туроператоров, ни ожидание экономического кризиса. Впрочем, другие игроки отмечают обратную тенденцию — число новогодних туристов с каждым годом сокращается. Многие планируют свои каникулы на вторую половину января, когда цены на туры начинают снижаться.

Корпоративный заговор

Некоторые омские event-агентства начали ощущать на себе стремление компаний сэкономить на корпоративном праздновании Нового года. При том, что обычно в декабре спрос на услуги организаторов мероприятий увеличивается в 2-3 раза, в этом году ряд игроков говорит, что традиционного всплеска не произошло. По мнению организатора торжеств Александры Денисламовой, это связано в том числе с «появившимися предложениями от ресторанов о самостоятельной подготовке праздника». Взяв на себя организацию всего мероприятия от банкета до концертно-развлекательной программы, рестораны исключили необходимость в посредниках — event-агентствах.

Компании с большим опытом работы отмечают также спад спроса со стороны госпредприятий, которым Владимир Путин рекомендовал отказаться от дорогостоящих праздников за счет бюджета. Небольшие event-агентства, в меньшей степени зависящие от крупных заказов госкорпораций, такой тенденции не наблюдают.

Хлеб без зрелищ

В прошлом году, по результатам исследования консалтинговой фирмы «Делойт», россияне планировали потратить на новогодние праздники от 17 до 19 тыс. рублей. Половина этой суммы шла на подарки, оставшаяся часть — на продукты питания и напитки. Учитывая рост инфляции и повышение цен, этот Новый год должен обойтись среднестатистическому россиянину в еще большую сумму.

По словам местных ритейлеров, на продуктах к праздничному столу большинство омичей не экономит, предпочитая ограничивать себя в развлечениях, дорогостоящих подарках и зимних путешествиях. По оценкам федеральных экспертов, предновогодний ажиотаж в продуктовых супермаркетах, магазинах парфюмерии, текстиля, электроники и товаров для дома может обеспечить этим магазинам до 20% их годовой выручки.

«Традиционно главные бенефициары предновогоднего роста — продовольственный ритейл и, соответственно, производители продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, — отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. — В целом рост продаж может быть очень значительным, особенно в тех товарных группах, спрос на которые отличается высокой сезонностью. Чем выше волатильность спроса, тем значительнее могут быть и предпраздничный всплеск продаж, и изменение цен. Естественно, есть очень новогодние продукты. Так, объем продаж игристых и шампанских вин в натуральном выражении в декабре в среднем в 2,5 раза выше, чем в остальные месяцы года».

«При грамотном подходе предпраздничный трафик можно увеличить вдвое, — говорит управляющая супермаркетом ТЦ «Омский» Ирина Дмитриенко. —
А значит, в 2 раза может вырасти и объем продаж».

Набор продуктов, на которые формируется спрос в декабре, по словам Дмитриенко, консервативен.

«Появляющиеся в магазинах новинки в большинстве случаев на него не влияют, — говорит эксперт. — Правда, предпочтения могут зависеть от того, какой наступает год. В зависимости от того, какое животное его олицетворяет, некоторые покупатели могут ориентироваться либо на мясо, либо на рыбу».

Подарок судьбы

Большие ожидания возлагают на Новый год игроки рынка сувенирной продукции и подарочной упаковки. В успешных компаниях давно стали традиционными сувениры для клиентов и партнеров, и Новый год является удобным поводом для их преподнесения. Правда, стремясь сэкономить на корпоративных презентах, клиенты начали отказываться от VIP-сувениров и типографической продукции, которая часто выбрасывается вскоре после вручения.

«Люди все реже делают непрактичные новогодние подарки, — отметил в разговоре с «ДО» руководитель магазина корпоративных подарков «Кузькина мать» Денис Майков. — Клиенты начинают смотреть в сторону товаров, которые имеют какой-то функционал».

По словам Майкова, в предпраздничные дни спрос на продукцию его магазина увеличивается в 4 раза.

Об утроении средней выручки благодаря новогодним подаркам говорит со-владелец магазина «Красный угол» Станислав Гиляровский. Подготовка к декабрьскому наплыву посетителей, по его словам, начинается еще летом — «производители выпускают новые коллекции бумаги, пакетов и коробок, лент и декора». А накануне праздника магазин повышает лояльность постоянных покупателей с помощью новогоднего розыгрыша сувениров и подарков.

Закрытые двери

Большинство омичей, не остающихся в новогоднюю ночь дома, предпочитают встречать праздник в ресторанах. По оценкам федеральных экспертов, в январе прибыль заведений общепита может сокращаться на 30-70%. Единственные способы, позволяющие хоть как-то компенсировать послепраздничный провал — организация корпоративов в декабре и работа ресторанов в новогоднюю ночь. Игроки утверждают при этом, что корпоративные празднования являются гораздо более выгодными, нежели организация приема гостей 31 декабря.

Как правило, в новогоднюю ночь работают заведения высокого и среднего класса. Владельцы небольших кофеен и ресторанов, удаленных от центра города, не видят смысла открывать двери после 12 часов ночи — прибыль не покроет расходы на зарплату персонала и организацию развлекательной программы. Впрочем, некоторые омские рестораторы отдыхают в новогоднюю ночь по другим причинам.

«У нас маленький, камерный зал, не предназначенный для приема большого числа людей, — объяснила «ДО» владелица ресторана «Луговская слобода» Наталья Гергерт. — Поэтому мы не проводим корпоративов и не работаем в ночь на 1 января. Это мое правило — сотрудники должны в этот праздник отдыхать».

Владелец гостинично-ресторанного комплекса

«Велес» Сергей Лапкин, наоборот, рассчитывает привлечь посетителей 31 декабря с помощью хорошей шоу-программы и демократичных цен. Правда, по его словам, о серьезной прибыли речь не идет — играют роль не очень выгодное расположение ресторана и общее снижение спроса на услуги общепита.
«Моя чистая прибыль за один корпоратив не превышает 5 тыс. рублей, — говорит он. — Все остальное уходит на зарплату персонала».

Традиционный спрос на организацию коллективных праздников, как отмечает Лапкин, в этом году сохраняется, однако зал рассчитан на 40-80 человек.
«Сейчас же планируют собираться небольшими стайками — максимум по 8 персон. Но чтобы наш банкетный зал не простаивал, мы соглашаемся и на это», — делится глава «Велеса».

По словам игроков, проблема с наполняемостью залов в предновогодний период связана в том числе и с запретом курения в заведениях общепита.

Наталья Коробова

Фото: Сергей Чевалков  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №45 (049) 25 ноября

Самое актуальное в рубрике: Экономика

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий