Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

09 декабря 2014 08.19

Бренды теряют рубли

На фоне новостей о слабеющем рубле в Омске закрываются брендовые магазины одежды. Крупные ритейлеры сворачивают бизнес в России из-за миллионных убытков.

Российский рынок фэшн-индустрии массово покидают зарубежные бренды. Кризис лишил модные магазины покупателей, которые стали экономить на одежде и аксессуарах.

Модные закрытия

Сворачивать бизнес в Омске и в целом в России крупные операторы фэшн-рынка начали еще с осени. К началу зимы список «поуехавших» стал довольно внушительным.

В омской «МЕГЕ» закрылся магазин французской сети Camaieu, которую в России развивает компания Jeans Simphony.

Прекратил работу магазин британской торговой сети New Look. Такое решение владельцы компании объяснили «политической нестабильностью», хотя еще недавно планировали расширять экспансию на российском рынке.

Еще летом закрылся омский магазин испанской марки OVS, как писали СМИ, из-за низкой рентабельности.

Финская компания Stockmann вывела с рынка сразу две своих марки — Seppala и Lindex. Основной причиной ритейлеры назвали финансовые потери из-за ослабления рубля. Также из «МЕГИ» ушел большой магазин «Вещь!».

Отток покупателей

В целом игроки рынка говорят о серьезном снижении спроса. Владелица сети магазинов одежды Finn Flare и Tom Farr в Омске Светлана Трембач отмечает, что негативные изменения ощущаются с осени. «Покупатель ушел из магазинов, экономит на всем, - отмечает она. - С началом кризиса омичи перевели рубли в доллары и стараются их не тратить. В Москве кризис заметнее, там много закрываются магазинов, до нас эта волна еще не дошла. Но уже весной и в Омске ситуация обострится».

В последнее время, по словам предпринимательницы, в торговых комплексах заметна ротация арендаторов: «Одни уходят, другие приходят, но через некоторое время и они закрывают магазины из-за низкой рентабельности».

Воронеж опередил Омск по брендам

В столицах ситуация с фэшн-ритейлом и правда выглядит острее. Газета «Деловой Петербург» пишет о массовом закрытии магазинов одежды. Возможно, потери в метрополиях более ощутимы, поскольку там сосредоточено гораздо большее количество мировых марок.

Для сравнения: в Омске сегодня представлены 86 брендов — это всего 18% от их общего числа в России. Об этом говорится в исследовании «Международные бренды: степень развития в России», проведенном компанией «Магазин магазинов».

По подсчетам компании, в рейтинге российских городов по числу международных брендов Омск занял 14 место из 36 городов. Причем, в последние годы Омск постоянно терял свои позиции. В этом году наш город обогнали Воронеж, Красноярск и Тюмень.

А первые три позиции ожидаемо занимают: Москва – 90% от общего количества международных брендов, присутствующих в России, Санкт-Петербург — 50% и Екатеринбург — 37%.

Крупные потери

О потерях ритейлеров в России можно судить по их отчетам. Выручка компании Stockmann, по данным их официального сайта, за 9 месяцев сократилась до 1,296 млрд евро, что привело к убыткам в размере 67,1 млн евро.

Ритейлер «Мэлон фэшн групп» (Zarina, Love Republic и Befree), как следует из отчета шведской инвесткомпании East Capital Explorer (совладелец фирмы), по итогам 9 месяцев зафиксировал убыток 427 млн рублей. В прошлом году за тот же период ему удалось заработать 346 млн рублей. Обе фирмы причиной снижения дохода называют отток покупателей.

Столичные аналитики говорят, что проблемы могут возникнуть, скорее всего, у магазинов среднего ценового сегмента и категории люкс.

Интересно, что в Омске опустевшие после ухода иностранцев места уже начали занимать российские марки. Так, в омской «МЕГЕ» начал работать магазин одежды новосибирской сети Avelon. Но сможет ли российское производство компенсировать потерю зарубежных марок — большой вопрос. Сейчас, по данным Discovery Research Group, 85% продаваемой в России одежды ввозится из-за рубежа.

Зависимость от импорта?

Пока еще не все компании, видимо, выработали стратегию поведения в новых экономических условиях. На запросы «ДО» о планах по развитию в России и в частности в Омске ответили всего 2 из 10 иностранных сетей. И оба отклика положительные.

Испанская компания Inditex, владелец крупных сетей Zara, Oysho, Massimo Dutti, Bershka, Pull and Bear, Zara Home, Stradivarius и Uterque, сообщила, что в течение этого года открыла 57 магазинов в России и столько же собирается открыть в следующем.

Не собирается уходить с российского рынка и «БНС-Груп», представляющая сеть Mexx. По словам и. о. руководителя отдела связей с общественностью компании Алины Локтевой, благодаря близости новогодних праздников и пику осенне-зимнего сезона, спрос остается на стабильном уровне 2013 года, и крупного спада пока не наблюдается. Фирма готова в 2015 году запустить новые магазины в городах России, «но Омск пока не входит в их число».

Аналитики пока расходятся в прогнозах. По мнению Euromonitor, которое приводит газета «Деловой Петербург», объем российского рынка одежды в этом году составит $58,69 млрд и вырастет на 4% по сравнению с 2013 годом. Прогнозы российских аналитиков гораздо менее оптимистичны. Так, в Esper Group не ждут снижения рынка в 2014 году в рублях, но в натуральном выражении объем рынка сократится.

Светлана Бронникова

Фото: doseca.ru

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №47 (051) 9 декабря

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий