Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

19 января 2015 08.23

Автомобили съехали с продаж

После краткосрочного ажиотажного спроса в связи с колебаниями курса валют продажи автомобилей с наступлением 2015 года практически встали. Эксперты прогнозируют в ближайшие 12 месяцев авторынку затяжной кризис.

Торговали — веселились

Основным мотиватором роста цен на автомобили в конце 2014 года стало ослабление рубля по отношению к основным валютам. Волна переписывания прайсов началась в октябре, и к первой половине ноября стоимость повысили 24 бренда как из «народного» сегмента, так и из премиального. Некоторые бренды не смогли обойтись однократным повышением. Например, если изначально базовый Renault Logan нового поколения стоил 355 тысяч рублей, то 17 ноября прайс был увеличен до 365 тысяч, а уже 2 декабря — еще на 5 тысяч, до 370 тысяч рублей.

Пул марок, переписывающих цену, продолжил расти в декабре: так, в пределах 5% подорожали некоторые модели Volkswagen, BMW, Infiniti.

Маркетинговый ход конем попыталась сделать Kia, выпустив «антикризисную» комплектацию Cee’d стоимостью 595 тысяч (без учета скидок). Казалось бы, заманчиво. Но список оборудования режет глаза, как горький лук: бог с ним, с мотором 1,4 л (100 л.с.), но, если верить официальным прайсам, у базового «Сида» нет не только кондиционера, но даже АБС и подушек безопасности. Из гаджетов — лишь одинокая аудиосистема.

Впрочем, упомянутые 5% — далеко не предел. Многие марки предпочли не афишировать изменение прайсов, и на ряд моделей в декабре цены выросли более чем 10%, на некоторые импортируемые — почти на 20% (например, Opel Meriva).

Некоторые, как «АвтоВАЗ», и вовсе заявили о сохранении прайса, ограничив срок обещания декабрем 2014 года. То есть вполне логично было бы ожидать подорожания «Лад» с Нового года.

Судя по всему, 5-10% к цене покажутся счастьем. Оценки аналитиков агентства «Автостат» оптимистично ограничивают величину подорожания машин отечественной сборки диапазоном 10-15%, иномарок — 20-25%, тогда как для исконно российских моделей рост цены должен уложиться в 10%.

А между тем...

Рост ставок, объявленный банками на автокредитование, ведет к снижению спроса. «Сейчас в кредит покупаются около 40% новых автомобилей. Повышение ставки ЦБ и удорожание займов, а также девальвация рубля приведут к снижению доли продаж автомобилей в кредит в 2015 году от 30 до 35%», — полагает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.

А между тем кредитование — это важнейший драйвер развития автомобильного рынка. В Европе в кредит продается 70% автомобилей, в США — до 90%. «На сколько реально снизится автокредитование, на столько же снизятся и продажи новых машин», — уверен Андрей Рожков. Дорогие кредиты заставят многих покупателей либо отложить приобретение автомобиля, либо обратить внимание на машины с пробегом.

Участники рынка ждут снижения ставки ЦБ в первом квартале 2015 года, в противном случае авторынок будет развиваться по самому пессимистичному сценарию и продажи упадут на 40%, до 2 млн автомобилей за год.

Перенастройка рынка

В прошлом году в Омске насчитывалось 48 центров продаж новых автомобилей. Сейчас эта цифра пока еще не изменилась. Все дилеры подросли в продажах в ноябре-декабре 2014 года от 10 до 20%. Повышенный интерес покупателей почувствовали и в ГК «МАКС Моторс Престиж», являющейся официальным дилером автомобилей Mazda в Омске. «Что касается прогнозов на 2015 год, то новых дилерских центров в Омске точно не появится, а вот количество присутствующих сократится, по нашим оценкам, на 30%», — считает маркетолог ГК «МАКС Моторс Престиж» Ольга Захарова.

Не расходится в прогнозах о возможном сокращении дилерских центров с Ольгой Захаровой и управляющий ООО «Евразия Эксперт» Иван Беланов. Так должно произойти не только из-за ситуации в экономике. В последнее время произошло относительное насыщение рынка. «Маржа при продаже автомобиля до потребительского всплеска составляла всего 2-3%. И те, кто не выстроил хорошую сеть сервисного обслуживания, все равно были

бы вынуждены закрыться», — уверен Иван Беланов. По его мнению, именно из-за хорошо организованного сервиса в Омске точно останутся дилеры Toyota, Hyundai, Nissan, Mercedes-Benz, Renault, неплохие перспективы у Mazda. Кроме того, все модели перечисленных марок считаются беспроблемными с точки зрения потребительской лояльности и предпочтений.

«Китайский автопром также все прочнее закрепляется на омском рынке. Там и цена весьма доступная. С ремонтом и запасными частями оказалось мало проблем, и дилеры несут гарантийные обязательства. Так что китайская линейка точно усилится», — сделал прогноз Иван Беланов.

В январе 2015 года стоит ожидать снижения спроса — не традиционного, а долгосрочного. «Ажиотаж в конце 2014 года привел к существенному смещению спроса, это будет ощущаться весь 2015 год», — резюмирует исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.

Анатолий Шестаков

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 1 (054) 14 января

Самое актуальное в рубрике: Авто

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий