Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

22 января 2015 16.46

Виктор Титарев: «Омский аэропорт не упадет ниже отрасли»

Гендиректор ОАО «Омский аэропорт» Виктор Титарев год со дня назначения на этот пост не давал больших интервью. В беседе с «ДО» он снял с себя обет молчания и рассказал о полетах своих критиков во сне и своих полетах наяву.

Виктор Титарев: «Омский аэропорт не упадет ниже отрасли»

Вадим Харламов

Виктор Владимирович, пока вы год безмолвствовали, о ситуации в омском аэропорту активно высказывались другие люди. Скажем, в декабре весьма критическую оценку вашей деятельности в прессе дал бывший глава аэропорта Сергей Круглов. Он заявил, что ваши интересы находились где-то в плоскости психологии «лавочника», а не в области совершенствования технологий взаимодействия служб аэропорта и безопасности. Согласны с такой оценкой?

— Вас это удивит, но выражение — «психология лавочника» — меня нисколько не задевает. Да, мы хотим превратить терминал в большой ресторан-кафе-шопинг-центр. А вы хотите, чтобы пассажир перед полетом часами сидел на железном стуле, уткнувшись в серую стену? Человек должен находиться в комфортном и интересном пространстве, не чувствовать стресса. Заметьте, раздраженные люди обычно ничего не покупают. Покупают довольные. И наоборот, сама покупка, будь это книга, сувенир или чашка кофе, повышает уровень эндорфинов в организме, делает человека «более счастливым». Более того, покупка продлевает положительные впечатления от пребывания в городе и аэропорту. Кто-то вспомнит: «А вот эту куртку Bosco я купил в омском аэропорту!». Супер! Так что уровень продаж в аэропорту — это не только доход наших партнеров и самого аэропорта, но и показатель качества обслуживания пассажиров и их удовлетворенности.

Но вся эта надстройка способна приносить дивиденды, только если существует надежный технологический фундамент. И здесь мы ведем огромную работу, как в части реструктуризации технологических схем, реинжиниринга процессов, так и в части технической оснащенности. Я уверен, пассажиры и авиакомпании видят результаты уже сегодня.

Господин Круглов называет конкретику, мол, вы ни разу не проводили учений по аварийной посадке самолета в аэропорту. Ни разу не проверили работу аварийно-спасательных команд...

— Это неправда. Все необходимые учения, естественно, проводятся. Мы не можем не проводить их. Планы учений различных служб направляются в профильные ведомства в конце предшествующего года. Мы неукоснительно их соблюдаем, добавляя иногда нестандартные ходы. Как, например, организация такого рода учений во время споттинга в омском аэропорту в июле прошлого года.

Однако в этом деле не все учениями определяется. Начинать-то как раз надо с простых вещей. В феврале я обратил внимание на то, что у нас транспорт перемещается по перрону без проблесковых маячков. На это я указывал людям, которые проработали в аэропорту по 20-30 лет! Здесь за прошлые годы сложилась такая вольница — руководители позволяли себе находиться на перроне без сигнальных жилетов! Тяжелую битву я вел и с порочной практикой некоторых «особенных» граждан ставить свои машины в зоне безопасности терминала. На меня постоянно пытались давить — звонили, предъявляли претензии. Но если я вижу машину у входа в терминал, то немедленно вношу ее в черный список. Исключений нет и быть не должно! В этот список периодически попадают автомобили высокопоставленных чиновников, крупных предпринимателей, руководителей предприятий — посетителей бизнес-зала.

Кстати, про бизнес-зал. Конфликт вокруг него до сих пор не исчерпан. Каковы основные мотивы ваших действий в истории с «Омскавиасервисом», который сдавал бизнес-зал в аренду аэропорту? Ваш оппонент говорит, что вы изматываете малое предприятие, принуждая его продать вам этот зал по цене вдвое ниже.

— Мои мотивы абсолютно просты. Когда я возглавил аэропорт, то увидел, что за аренду бизнес-зала наша организация за 3 года заплатила «Омскавиасервису» около 30 млн рублей! И это за 300 кв. м! Я вынес на заседание совета директоров вопрос о включении в инвестплан 2014 года 5 млн рублей на создание своего бизнес-зала. Мы уложились даже в 2,5 млн. Получился отличный бизнес-проект — мы окупились менее, чем за полгода.

Я слышал, ваш новый бизнес-зал критиковали за недостаточную комфортность...

— Так как в новое помещение пришлось въехать оперативно, некоторые работы мы заканчивали уже в процессе эксплуатации. И я приношу свои извинения пользователям бизнес-зала за те временные неудобства. На сегодня зал полностью готов, я ручаюсь — все на очень достойном уровне.

Позиция вашего критика Сергея Круглова в деле «Омскавиасервиса» не выглядит сторонней. По вашей информации, он аффилирован с этой компанией?

— Судя по всему, с формальной точки зрения, он — аффилированное лицо. Участником ЗАО является некто Круглов С. С., сказывают, сын. Однако ни я, ни представители аэропорта, участвующие в собраниях ЗАО «Омскавиасервис» (ОАО «Омский аэропорт» владеет 19% доли в обществе), Круглова С. С. никогда не видели. В собраниях участвует Сергей Федорович. Все переговоры со мной по бизнес-залу вел также он. И переписка по электронной почте у меня велась только с Сергеем Федоровичем. Но официальные письма, в том числе и открытое, опубликованное в газете «Коммерческие вести» в феврале, подписано директором ЗАО «Омскавиасервис» господином Похилюком.

А как вы оцениваете перспективы переговоров компании по продаже бизнес-зала «Аэрофлоту»?

— Мы встречались с представителями «Аэрофлота» — там никто не собирается ничего покупать. Правда, они всерьез рассматривали вопрос аренды бизнес-зала. Им все равно, какого: «Омскавиасервиса» или нашего. И мы, в свою очередь, направили им наши экономические выкладки. Они думают. Я сомневаюсь, что сейчас в такое время у них есть интерес заходить в регионы на подобные инвест-проекты. Но в жизни всякое бывает...

Ваш оппонент, кстати, обвинил вас и в том, что вы чаще бываете в командировках, чем на рабочем месте. Если серьезно, насколько часто вы ездите?

— Я действительно много езжу, потому что искренне убежден — волка ноги кормят. Причем, ездил до назначения на аэропорт, езжу сейчас и буду много ездить после того, как из омского аэропорта уйду. Сидя на месте, руководителю невозможно установить рабочий контакт с партнерами (сейчас, прежде всего, с авиакомпаниями, органами федеральной власти, коллегами из других аэропортов), получить опыт, понять, кто чем живет. Я часто бываю на различных отраслевых конференциях. Очень люблю учиться (правда, как раз в 2014-м не удалось) и считаю это необходимым. Если ты правильно себя настроишь, то всегда уедешь с таких мероприятий заряженным на новое. От этого, правда, потом страдают мои коллеги — у меня по 5 идей на дню. (Смеется) Пожалуй, мои командировочные расходы раза в полтора повыше, чем у предыдущего директора. Но я и денег для аэропорта заработал больше.

Сколько на сегодняшний день аэропорт зарабатывает — как выглядят пропорции между авиационными и неавиационными доходами?

— Я помню, в 2007 году мы приходили в этот кабинет с делегацией компании Hochtief (мировым игроком в этом бизнесе) и тогдашний руководитель хвастался, что неавиационные доходы составляют не более 2%. Иностранцы очень удивились не столько цифре, сколько такой гордости. Ведь во всем мире аэропорты стремятся увеличить именно неавиационные доходы. В 2014 их доля составила 6% в выручке, но уже в 2015 году мы планируем перешагнуть 10%.

Что же касается чистой прибыли аэропорта в 2014 году, то прогноз находится в пределах 300 млн рублей.

За счет чего удалось увеличить прибыль?

— Знаете, свой успех я вижу не в увеличении чистой прибыли, которая в прошлом году была сформирована в значительной мере поступлениями от продажи 50% доли в ТЗК (топливо-заправочный комплекс, — ред.) ЗАО «Газпромнефть Аэро», а в существенном росте финансового результата от операционной деятельности. EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации, — ред.) без реализации ГСМ в 2014 году составила 143 млн руб. против 55 млн руб. в 2013-м. Вот этим результатом я действительно горжусь.

Ну и, как всегда, такой результат основан на снижении затрат и увеличении доходов. Наиболее знаковыми показателями в части снижения затрат являются уже упоминавшаяся экономия на арендных платежах за бизнес-зал и снижение затрат на строительство и ремонт зданий и сооружений. Как естественная монополия мы обязаны проводить конкурсы на все закупки свыше 100 тыс. руб. Но, как показывает практика, конкурсы тоже по-разному можно проводить. В 2013 году затраты на строительство и ремонт с учетом дополнительных соглашений составили почти 100% сметной стоимости работ. Только вдумайтесь: конкурсы, объявления, сайты, процедуры... И результат — 0% снижения стоимости! А между тем сумма этих затрат в 2013 году составила около 130 млн рублей! С момента моего назначения я уделяю пристальное внимание всем коррупционно опасным направлениям. Я сам отменил с десяток конкурсов и лично проверял сметы. Результат: в среднем по 2014 году снижение цены договора относительно сметной стоимости составило 30%.

Из неавиационных доходов можно отметить повышение отдачи от аренды установок упаковки багажа. В январе 2014 года аэропорт получал от этого вида деятельности всего 107 тыс. руб. в месяц. В январе 2015 года — уже 800 тыс. руб.

А это уже 8,5 млн руб. в год! Вендинг, такси и многое другое — если перечислять все — это тема отдельного разговора.

Возвращаясь к началу беседы и вашим планам привлечь в терминал магазины, рестораны... Скажите, вы уже прощупывали спрос? Есть ли интерес у потенциальных арендаторов?

— Мы входим в 25 крупнейших аэропортов страны. Пассажиропоток составляет 1 млн человек. Так что да, мы интересны и для ресторанов, и для других сфер услуг.

Кризис наверняка внесет свои коррективы в ваш трафик.

— Впереди будет непростое время. Это касается не только авиаперевозок. Посмотрите, как сокращает свою сетку РЖД, реагируя на негативные тенденции. Бизнес-план на 2015 год мы утвердили с сокращением пассажиропотока на 20%. При этом я уверен, что омский аэропорт не упадет ниже всей отрасли.

А как скажется на пассажиропотоке отмена ряда рейсов по популярным направлениям?

— В середине января традиционно идет сокращение некоторых рейсов. К летнему сезону расписание частично восстановится. Авиакомпании обычно дотягивают до Нового года, когда идет всплеск спроса на билеты, а после праздников временно отменяют неприбыльные для себя направления. Не могу сказать, что это хорошо, особенно по отношению к пассажирам. Но в нашей отрасли вообще складывается такое взаимодействие между авиаперевозчиками и аэропортами. Они, мягко говоря, не всегда прислушиваются к нашему мнению. Почуяли спрос — присылают заявки на слот. Полетали, не понравилось — ушли. Заботы о пассажирах тут нет, есть конкурентная борьба.

Ваши «личные» проекты не отодвигаются из-за кризиса? Например, вы говорили о запуске рейсов Омск — Пекин...

— Нельзя жить ощущением кризиса, нужно смотреть вперед. Мы обязательно продолжим заниматься направлениями «зимняя» Германия, Китай, Калининград, Красноярск. Обязательно будем прорабатывать направление на Дубай. По нему мы уже начали переговоры с компанией flyDubai. Убежден, они закончатся успехом. Но так как иностранные перевозчики заходят очень долго, то, скорее всего, эти планы осуществятся лишь в 2016-2017 годах. Однако, если не думать о них сейчас, то они не осуществятся вовсе. А Омскому аэропорту сейчас более, чем когда-либо, необходимо развитие!

Досье

Виктор Титарев родился 11 января 1966 года.

Окончил СибАДИ, получил специальность «Организация дорожного движения».

С 1987 года работал инженером безопасности движения в «Омскагропромстройтрансе».

В 1991 году организовал ТОО НПП «Экополис», где занимал позиции исполнительного директора, председателя научно-технического совета, с 1997 года финансового директора.

В 1992-1995 годах работал директором лаборатории экологии двигателей СибАДИ.

С 1995 по 1997 — старший экономист отдела операций с ценными бумагами регионального Агропромбанка, консультант в омском отделении Инкомбанка.

В 1998-2002 годах — финансовый директор ООО «Омскпромтехоборудование».

В 2002 году возглавил областное предприятие «Сибзавод», после акционирования «Сибзавода» в 2003-2007 гг. — гендиректор ОАО «Сибзавод-Центр».

В 2007 году создал и с перерывами до 2013 г. работал в ООО «Рэдиум Инвестиции».

С 2009 по 2010 годы — заместитель гендиректора ОАО «Омский аэропорт» по стратегии и финансам.

В 2010-2011 выступал в роли координатора консорциума Руфаудит — Hochtief AirPort — Cushman & Wakefield по разработке бизнес-плана аэропорта Омск-Федоровка для правительства Омской области.

В 2012-2013 годах работал управляющим директором международного аэропорта в Краснодаре и гендиректором калининградского аэропорта.

С декабря 2013 года — гендиректор ОАО «Омский аэропорт».

Станислав Жоглик

 

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 2 (055) 20 января

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 9):

Дима х
Все ложь
21 февраля, 13:26 | Ответить
Евгений
А где вопрос о продлении взлетно посадочной полосы,о организации новых стоянок самолетов напротив аэропорта. Где предложения по улучшению метео обеспечения в аэропорту (метео минимум Омска 1000 метров).И сделать из аэропорта ресторан-кафе-шопинг-центр это конечно здорово,но пьяных пассажиров компании снимают с рейсов. И кто будет отвечать если пассажир не улетит на своем самолете заблудившись в лабиринте магазинов и кафе.
26 января, 11:00 | Ответить
Светлана
Наши люди вечно чем-то недовольны! Главное, чтобы все эти слова, сказанные Титаревым, воплотились в жизнь! Красиво говорить много кто умеет) Но то, что в аэропорту уже есть положительные изменения - это факт.
23 января, 15:19 | Ответить
Лаврентий
[Комментарий удален]
Witch
Обычная дележка доходного места. Вот Круглов и бесится. А Титарев тоже своего не упустит - отхватит кусок пожирнее. А пострадают, как всегда, простые люди - пассажиры.
22 января, 22:06 | Ответить
Пасажир
Нам всё равно! Вот что реально хорошо, так это цена в буфете))) нормальная такая. Улыбались бы еще на контроле и менты, а на прилете с бирками не парили и ок тогда))))
22 января, 22:23 | Ответить
Руслан
[Комментарий удален]
ББ
Интересные выкладки приводит Титарев в интервью. Похоже, он действительно хороший управленец. Ну что плохого в том, что омский аэропорт будет рентабельным? Главное, чтобы было комфортно пассажирам и встречающим-провожающим.
22 января, 21:05 | Ответить
Ольга
Приятно читать. Структурировано, четко и по делу. Нет пространных ответов на как раз не подкрепленную реальными доказательствами факты. Думаю, аэропорту придется действительно нелегко в ближайшее время. Но руки опускать они не собираются, это хорошо)
22 января, 20:39 | Ответить