Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

26 января 2015 11.27

Глухозимье

За последние полтора месяца в Омске закрылось 6 магазинов рыболовных товаров. По мнению участников рынка, отрасль попала на крючок: ожидается новая волна закрытий.

Глухозимье — термин, используемый рыболовами для определения наиболее сурового периода зимы, когда из-за нехватки кислорода подо льдом рыба не активна и потому не клюет. На мотыля ли, на мормыша, на блесну, балансир или живца — не клюет.

В такой период, рыбаки знают, каждый пойманный экземпляр — трудовой трофей.

Зачастую рыбалка в глухозимье заканчивается ничем. И бредут необловленные рыбаки со льда к берегу, матерясь, и жалеют, что не остались нынче дома с детьми, и презирают соседа, который будто бы вчера поймал 6 кг, и ждут мая, когда у нерестящегося карася начнется жор.

Поймать клиента в столь суровый период — непростая и подчас непосильная задача и для ритейлера, торгующего сопутствующими рыбалке товарами.

В плену импорта

По мнению участников рынка, продажа товаров для зимней или подледной ловли формирует не более 15% оборота компании. Это связано с тем, что зимой объективно меньше людей занимаются рыбалкой, да и средний чек покупки в этот период ниже.

Дело в том, что в силу особенностей климата в России зимняя рыбалка значительно популярнее, чем в большинстве стран-лидеров по производству снастей. До 90% товара для зимней ловли изготавливается отечественными компаниями. Благодаря низкой себестоимости эта продукция может конкурировать с импортной, но дает и более низкие обороты. В летний сезон ситуация противоположная — доля импорта в рыболовных магазинах варьируется от 70 до 90%.

Такая ситуация на рынке закономерна. Советский союз вчистую проиграл гонку рыбацких вооружений и с падением железного занавеса в страну хлынули зарубежные снасти. Сначала их ввозили челноки, но следом крупные поставщики-импортеры, совмещая функции оптовиков и розничных продавцов, не позволили вырасти мелким и средним оптовым компаниям. До середины 2000-х годов в Омске практически не было рыболовного ритейла.

Так, по словам владельца магазина «Рыболовный остров» Сергея Королева, вставшего за прилавок в 2003 году, в тот момент в городе было всего 3 магазина рыболовных принадлежностей.

Впоследствии крупные поставщики постепенно сосредоточились исключительно на опте, открывая дорогу мелкой рознице. По воспоминаниям одного из игроков рынка, пожелавшего остаться неназваным, заходя на рынок в 2009 году, он насчитал в Омске уже 22 магазина.

На декабрь 2014 года, по данным справочника «Дубль Гис», в Омске существует 59 рыболовных магазинов. Впрочем, эксперты справедливо добавляют к перечню еще десяток торговых точек, расположенных по большей части на городских рынках, где торговля идет с контейнера.

Аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Тимур Нигматуллин оценивает совокупный объем российского рынка рыболовных принадлежностей в 10-12 млрд рублей. На Омск, по его подсчетам, приходится порядка 100 млн рублей. С таким мнением согласны местные игроки. По их данным, оборот магазина с площадью в 40 кв. метров составляет порядка 3,5-4 млн рублей в год (данные за 2013 год).

По заключению Тимура Нигматуллина, темпы роста рынка последние три года находились на уровне 10%. Однако, учитывая негативно сложившуюся ситуацию на рынке в 2015 году, рост замедлится и составит 5-8%.

Экономическая конъюнктура

Омские участники, оценивая прогнозируемый рост рынка, считают, что с точки зрения товарооборота 2015 год будет провальным.

Еще в ноябре прошлого года присланные поставщиками прайсы фиксировали увеличение стоимости товара в среднем на 40%. Отдельные самые популярные позиции выросли в два раза.

«Например, самая простая катушка для начинающего рыбака осенью стоила 750 рублей. Сегодня она выставлена за 1450 рублей. И так далее... Катушка получше стоила 3600, сейчас 6000 рублей. Кто ее теперь купит?» — рассказывает владелец «Рыболовного острова» Сергей Королев.

Причем возросла стоимость не только импортного товара. Отечественный производитель также поднял цену.

«Я понимаю, например, зимние удочки подорожали. Там хоть и значится производитель — город Мытищи, но собирают их все равно в Китае. Но ведь ценник вырос на все. Барнаульские буры: железо и гайки отечественные, сборка местная, а стоимость уже трижды за месяц увеличили», — сетует Антон Лунин, владелец магазина «Я рыболов».

Результатом стало закрытие в декабре 2014 года сразу шести магазинов. Проблема та же, что и в целом по рынку непищевого ритейла. В связи с ростом доллара (а с Китаем работают в этой валюте), собственных средств на пополнение ассортимента хватит единицам. Всем прочим остается использовать кредитные ресурсы, но нынешние ставки такой возможности почти не дают.

«Замкнутый круг: по кредитам платить нечем, потому что нет спроса. Спроса нет, так как нет ассортимента, доторговывают тем, что осталось. Брать новый кредит на ассортимент — это уже авантюра. Сейчас все в минусах. Магазины, которые есть в городе — все в убытке. Тот, кто работал в кредит — уже обанкротились или скоро обанкротятся», — рассказывает один из владельцев магазина.

Не клюет

Впрочем, по общему мнению ритейлеров, экономический кризис — лишь побочный фактор упадка рынка. Основная причина банальна — рыба не клюет.

«Рыбак все равно пойдет на водоем, какой бы ни был кризис. Рыбалка — как нар-котик. Только бур возьмет не шведский, а барнаульский, который дешевле. Хуже другое: последние годы самой рыбалки нет. В этом проблема», — рассказывает Антон Лунин.

Аналогичную причину назвал и владелец одного из закрывшихся магазинов «Сибирь» Петр Беспалов.

«Посмотрите на соседние регионы: Новосибирск, Тюмень, Томск, Казахстан — там рыбалка отменная. У нас же в области все меньше и меньше водоемов, пригодных для этого. Запасы рыбы не возобновляются. Осталось одно озеро Ик. Все остальные выезды заканчиваются примерно одинаково с пропорцией 1 рыба на 10 человек», — сетует Беспалов.

В таких условиях, ожидая летнего сезона, предприниматели затягивают пояса потуже, ставят бизнес на паузу и пытливо ищут способы экономии на прямых расходах. Одним из выходов для них могла бы стать торговля онлайн. Так, аналитик «Финам» Тимур Нигматуллин прогнозирует рост онлайн-торговли снастями на 2015 год на 10-15% в стоимостном выражении.

По словам участников рынка, интернет-магазины и зарубежные аукционы рыболовных снастей стали проявлять активность с 2009 года. Однако предприниматели признаются, что составить конкуренцию федеральным онлайн-площадкам им не под силу.

Например, Антон Лунин, прежде чем открыть стационарный магазин, год торговал снастями в интернете (yarybalov.ru). Сегодня он поясняет, что пропорция продаж с точки и в сети равна 80 к 20.

«Никто сопутствующие товары в сети не покупает. Выписывают только то, чего нет на прилавках, какие-нибудь особенные спиннинги, катушки. То есть штучный товар, который на складе не хранится. И в этом как-то конкурировать с федеральными сетями сложно. За счет объема они способны держать товар на складе», —поясняет ритейлер.

Интересно, что трудности вынуждают предпринимателей искать и вовсе не стандартные выходы из ситуации. Один из собеседников «ДО» признался, что для поддержания бизнеса прибегнул к краудфандингу, разместив соответствующее объявление на рыболовном форуме. Как ни странно, рыболовы откликнулись и собрали некоторую сумму, покрывшую стоимость аренды магазина за полмесяца.

«Я предложил форумчанам как бы авансировать предстоящие весной покупки. Все равно многие планируют обновить снасти перед сезоном. Кто палку возьмет, кто катушку. Я же завел «реестр помощи», куда записал всех, кто откликнулся, и размер аванса за покупку. И когда они придут за товаром, им останется только доплатить недостающую сумму», — рассказывает предприниматель. — Мне бы только до мая продержаться! Пока не закончится глухозимье».

Владимир Червонящий

 

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 2 (055) 20 января

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий